6 мин.

Легенды советского спорта: Владимир Куц

Полвека назад в нашей стране был стайер, не имевший себе равных, - двукратный олимпийский чемпион Владимир Куц. Это первый олимпийский чемпион на дистанциях 5000 и 10 000 м, самый популярный спортсмен 1950-х годов и едва ли не самая большая загадка в истории спорта...

Участник Великой Отечественной войны Владимир Куц начал бегать в 1945 году, будучи матросом Балтийского флота. Параллельно занимался лыжными гонками.

  

Картинка 2 из 943

«Мне было уже 23 года, а я еще плутал в потемках, твердо не решив, на каком виде спорта остановиться, — вспоминал он потом. — В моем возрасте будущие мои соперники —владели мировыми рекордами…а я лишь собирался стать мастером спорта, не зная, с чего начать целенаправленные тренировки и как перейти к мастерским нагрузкам.»  

Все началось весной 1951 года, со встречи с тогдашним гостренером Леонидом Хоменковым, который снабдил перспективного бегуна месячным планом тренировок. Зиму 1951—1952 годов Куц впервые посвятил легкоатлетическим тренировкам, а через год «обзавелся» постоянным личным тренером Александром Чикиным. Спустя еще один сезон попал в сборную, где его наставником стал Григорий Исаевич Никифоров, которого не без основания называли «профессором бега». Он сразу понял, что нельзя «переучивать левшу», менять беговой почерк Владимира. Эта «гремучая смесь» профессора и гения бега дала в итоге результаты, превзошедшие все ожидания …           

В 1953 году Куц впервые завоёвывает звание чемпиона СССР.  

Первый большой успех международный приходит к Владимиру Куцу в 1954 году на первенстве Европы в Берне. После двух кругов финального бега на 5000 м он выходит вперед и до конца не уступает лидерства. На финише судьи фиксируют новый мировой рекорд — 13.56,61.

В оставшиеся до Олимпиады два года Владимир Куц прочно утверждается в первой шеренге лучших стайеров мира. Это были годы блистательных побед и, правда, немногочисленных, но обидных поражений. Так, на матче в Лондоне, используя тактику выигрыша на последних метрах “из-за спины”, английский бегун Кристофер Чатауэй побеждает Куца, улучшив мировой рекорд до 13.51,6. Через десять дней в Праге в присутствии 50 тысяч зрителей Куц возвращаетсебе рекорд. Но в 1955 году обладателем мирового рекорда становится венгр Шандор Йхарош, затем снова Куц, опять Йхарош.

Картинка 9 из 944

1956 год начался для Владимира Куца успешно. Весной в Париже он побеждает в кроссе “Юманите”. Затем победа на обеих стайерских дистанциях на Спартакиаде и, наконец, установление мирового рекорда на этот раз на дистанции 10 000 м.

Перед Олимпиадой некоторые зарубежные СМИ начали писать о Куце как о роботе, бегуне-машине:

Одна из мельбурнских газет спрашивала: "Сможет ли робот победить спортсменов-мыслителей?" И сама же отвечала: "Нет, в хитроумной борьбе такие спортсмены, как Куц, победить не могут". Даже такой квалифицированный специалист, как Роджер Баннистер - известный английский бегун (бывший одно время даже министром спорта Великобритании), приехавший на Олимпиаду в качестве корреспондента американского журнала "Спортc иллюстрейтед", заявил, что "в Куце не нашел ничего, кроме безжалостной беговой машины". Конечно, все эти высказывания Владимира огорчали, но, как он сам вспоминал, желание было одно: успешно выступить на Играх и доказать, что все эти "специалисты", мягко говоря, заблуждаются.

Основным противником Куца на «десятке» был британский бегун Гордон Пири. Незадолго до Олимпиады Пири отобрал у Куца мировой рекорд в беге на 10 000 метров, обыграв Владимира рывком на самом финише. Куц учёл ошибки и тщательно подготовился к противостоянию с британцем. Во время бега на 10 000 метров Владимир предложил тактику «рваного бега», постоянно ускоряя и замедляя темп. В результате противник пришёл к финишу только восьмым и совершенно измотанным, а Куц финишировал первым с новым олимпийским рекордом 28 мин 45.6 сек. Пири так вспоминал о том беге:

"Дело не в том, что он побил меня на Олимпиаде. Дело в том, как он это сделал, — скажет потом Пири. — Куц убил меня. Я надеюсь, что мне никогда не придется еще раз выступать против такого бегуна, как он»  

Как напишет одна из австралийский газет, «Бег легендарного русского стайера Владимира Куца сделал для сближения народов гораздо больше, чем корпус самых искусных дипломатов»  

Через пять дней после триумфа на «десятке» Куц сделал «золотой» дубль, продемонстрировав такой же бег — на грани возможного — на дистанции 5000 метров. Правда, на этот раз обошлось без смертельных рывков: с самого старта Владимир повел бег на предельной для стайеров скорости, выдержать до конца которую сумел только сам.

Мельбурн, 1956 год. 5000 м.

Это была вершина его спортивной карьеры, после которой он почти год восстанавливался (такие спортивные подвиги на грани жизни и смерти бесследно не проходят). И свою лебединую песню он спел в октябре 1957 года в Риме, где установил мировой рекорд в беге на 5000 метров, 13 мин 35.0 сек, который продержался восемь лет.  

Спортивная карьера Владимира Куца закончилась быстро, в 1959 году из-за серьёзных проблем со здоровьем он был вынужден покинуть дорожку:  его мучили боли в желудке и в ногах. У него обнаружилась повышенная проницаемость венозных и лимфатических капилляров (это было отголоском событий 1952 года, когда он упал в ледяную воду и сильно отморозил себе ноги). В январе 1972 года после автомобильной аварии и связанным с ней нервным потрясением Владимир Петрович перенес инсульт. После восстановления начал ходить с палочкой …  

Закончив беговую карьеру, Владимир Куц занялся тренерской работой. В ЦСКА у него были очень талантливые ученики, такие как чемпион и рекордсмен СССР в беге на 5000 метров Владимир Афонин, чемпион и трехкратный призер страны в стипль-чезе, победитель Спартакиады народов СССР Сергей Скрипка.  

Картинка 17 из 944

Владимир Куц умер 16 августа 1975 года, предположительно покончив жизнь самоубийством, так как перед смертью принял повышенную дозу снотворного и запил лекарство водкой.  

Вот как вспоминает об этом Сергей Скрипка, его ученик:  

"Раздражают меня сегодняшние публикации о том, что Куц, дескать, безбожно пил, мог, например, за один день «убрать» пять бутылок. Да, Петрович любил выпить, как многие русские люди, но всегда знал норму. У него другие были проблемы. Так и не сложилась, например, личная жизнь, хотя дважды пытался создать семью.

Умер он после очередной ссоры со второй женой. Накануне мы договорились с ним провести тренировку, но Петрович так и не появился. Вечером он позвонил мне, попросил приехать. Я не заставил себя долго ждать. Посидели, поговорили, он был уже не совсем трезвым. В два часа ночи попросил дать ему снотворное, и пока я отвлекся, чтобы достать из холодильника минеральную воду, одним махом проглотил шесть таблеток седуксена. Я думаю, что сделал он это преднамеренно: видно, очень устал от всех житейских передряг и навалившегося букета болезней. В последние годы любил повторять, что был великим спортсменом, а наша советская система сделали из него великого дурака…"  

Похоронили Владимиру Куца на Преображенском кладбище, недалеко от Вечного огня.   В день смерти Куца в Ницце проходил крупный легкоатлетический международный турнир. И когда перед стартом очередного забега диктор объявил о трагической вести, соревнования прекратились. Весь стадион стоя почтил память великого бегуна.

По материалам российских СМИ.

 

Рекорды Владимира Куца 

5000 м 13:35,0 (1957) WR

10000 м 28:30,4 (1956) WR