Лидеры не в столице
Немногим более месяца назад начал работу над проектом «КАРТА РАЗВИТИЯ ЛИГИ» и эксперимента, сравнивающего эффективность работы менеджмента столичных клубов. Подведу предварительные итоги эксперимента, изучу есть ли перспективы вовлечения в эксперимент спортивных менеджеров и болельщиков.
Напомню о целях исследования, заявленных в тексте "Перспективы развития КХЛ. Приглашение к иcследованию и проектированию":
Составляющие успеха
Лига и хоккей состоят из субъектов, развивающихся неравномерно. Есть таланты, трудяги и удачи, а есть неудачи разного рода. Общий успех Лиги зависит от очень конкретных людей и ситуаций на местах. Успешный спортивный продукт состоит из огромного количества талантливых человеческих дел. В проекте «Карта развития Лиги» задался целью показать весь необъятный объём труда по достижению успеха. По очереди буду изучать каждый из пазлов. В данном выпуске подведу промежуточный итог проекта «Состязание менеджмента»
Состязание менеджмента
Один из экспериментов проекта назвал «Состязание менеджмента». Здесь исследую усилия столичных клубов ЦСКА, "Динамо", "Спартак" по привлечению болельщиков на полупустые трибуны московских арен во время регулярного чемпионата КХЛ.
В целях исследования применительно к проекту «Состязание менеджмента» было заявлено:
Напоминание клубам и болельщикам.
Москва не парится
Не все клубы находились в равных стартовых условиях, сравнение работы управленцев начал проводить сразу после того как «Спартак» обрёл «дом». Но изначальное неравенство должно настроить клуб, засидевшийся на старте, на подвиги во имя собственных болельщиков.
В первый месяц сравнительного анализа клубы провели ни шатко, ни валко, особых усилий по разогреву сезона заметно не было. Только у динамовцев вовсю анонсировалась абонементная программа. Только что, 21 июля представили абонементную программу армейцы. Надеюсь, что вся борьба талантливых менеджеров за полные трибуны впереди.
Пока же следует признать несколько неутешительных фактов:
-----------------------------------------------------------
Досадно, что мало поводов для аплодисментов применительно к столичным грандам. Много интереснее радоваться успехам талантливых и энергичных клубов Востока, нежели выискивать более-менее достойные зёрна у москвичей. Странно всё это, ведь амбиции столицы всегда лидерские, при этом наполняемость трибун всегда ниже.
Неужели инвесторов и спонсоров всё устраивает? Неужели смирились с тем, что в Москве на хоккей идут только во время плей-офф? Талантов в столице тоже хватает, в чём же дело? Да, в мегаполисе надо иначе трудиться, но всё-таки трудиться, много и увлечённо.
Тем не менее, оценю видимые усилия клубов за последние 10 дней:
Внимание: После публикации текста в комментариях появилось справедливое возмущение о том, что на сайте ЦСКА размещён огромный баннер со всплывающими окнами "займи своё место рядом с командой", "не стой в очереди", "забронируй абонемент", "с 20 июля".
Очень рад появлению баннера, равно как и обновлению фоторяда. Но позволю себе и здесь порекомендовать. Оставьте из 4-х всплывающих окон одно "ЗАБРОНИРУЙ АБОНЕМЕНТ". Остальное всё лишнее. Не говорю уже о самой идее всплывающих окон. Сомнительное решение, не очень современное мельтешение.
Итого, сумма за 10 дней:
Всего, по результатам месяца:
До начала сезона уже меньше месяца, время тает на глазах, пора управленцам раскочегариться, за чем будем по-прежнему наблюдать, изучая лучшие приёмы и радуясь профессионализму сотрудников клубов.
Труднее всего придется в раскрутке продукта «Спартаку», почти всё с нуля, также сам продукт из разряда "кота в мешке". Вроде бы "Спартак", но без Якушева и Шалимова, но допускаю, что именно в создании интриги рождения новой жизни и надо искать имиджевые ходы. И меньше вспоминать о былом, все силы - здесь и сейчас.
Продаём прошлое
Динамовцам и армейцам порекомендовал бы самим поиронизировать над общей для вас ошибкой в борьбе за болельщика.
Все три московских гранда слишком увлеклись прошлыми заслугами клубов из прошлой жизни. Отсюда у вас вообще нет никакой стратегии, каких-либо заметных акций по привлечению новой аудитории.
На трибунах у вас очень мало молодых лиц, проанализируйте фотоотчёты с матчей. За этот сегмент зрительской аудитории вам надо отчаянно бороться, именно молодёжь даёт свежую и наполненную энергией картинку, важную для тех, кто тянется к спорту или ещё не узнал его. В наибольшей степени данную задачу вижу важной для «Динамо».
Свежая кровь для "Динамо". Простые рецепты
Вам бы организовывать автобусы из Балашихи для тех болельщиков, что ходят на ваши же «молодёжку» и «вышку». Ещё бы выделил для наиболее активных молодых абонементы за копейки. Они привнесут энергию в академичность публики на трибунах «Ледового дворца ВТБ». Дарить не надо, а наградить можно за участие в каком-нибудь внутридинамовском турнирчике, где есть несколько дисциплин, например, мини-футбол, дартс, какое-нибудь командное преодоление препятствий. В результате, получите сплочённую и благодарную публику, впрыск свежей крови. Слышащий – да услышит.
Требуется драйв
Уважаемые клубы, дайте повод радоваться вашим успехам. Вклад менеджеров, отвечающих за PR, в общий успех команды, пока крайне низкий. От вас нужен взрыв, осталось – то всего ничего.
Глядя на Восток
Глядя на клубы Восточной Конференции, так и хочется вспомнить о желанной стратегии равных возможностей и настоятельно рекомендовать КХЛ разработку системы мер, поощряющих клубы, дающие вал по посещаемости, залогом чего является видимая колоссальная работа менеджмента.
Пожелания КХЛ
Например, в качестве поощрения для клубов, лидирующих в наполнении трибун, было бы здорово учредить гранты, в составе которых могут быть и достойные финансовые бонусы и пики драфта.
Само собой, для этого фонд надо создавать, может и спонсоров искать под данную программу. Надо согласовать с системой драфта появление новых «пиков». Может, стоит учредить систему стимулирования, направленную на помощь клубам в проектировании новых дворцов и техническом переоснащении для создания качественной телевизионной картинки.
Уже вбрасывал предложение на тему стимулирования клубов в тексте «Карта развития Лиги» :
Эффективность блога, направления развития
Попробую осмыслить эффективность самого блога, обратную связь с читателем, просветительскую и прикладную ценность. И снова цитирую из текста, приглашающего к эксперименту:
Пока приведу факты, их осмысление предлагаю совместными усилиями провести в КОММЕНТАРИЯХ:
Продолжение оптимизации в следующем выпуске, где представлю изменения формата блога.
----------------------------------------------------------------------------------
Аплодисменты лидерам
Насколько скучно ворчать, поучая московские клубы, настолько приятно делиться лучшими примерами нормальной, то есть красивой работы:
В числе лидеров творческого неофициального состязания менеджмента клубов КХЛ всё те же «лица»: «Автомобилист», «Сибирь», Адмирал». Перед демонстрацией лучшего их жизни лидеров порадуюсь приятной новости из Челябинска.
Один из колоритнейших клубов Лиги «Трактор» обновляет свой сайт.
Заодно поделюсь симпатичным видео о рабочих буднях, где есть живость и небанальные сюжеты, например: "Не пляжный вид спорта"
Для того, чтобы не расслаблялись, немного поворчу. Предлагаю видеозаставку, которую вы используете в каждом видеоролике, сделать более лаконичной. А ещё лучше, - сделать несколько коротких вариантов заставки, сразу настраивающих на тему сюжета. Жесть не всегда уместна, сейчас лето, никакой жести быть не может. Длина летней заставки тоже должна быть покороче, визуальный и звуковой ряд сейчас уместен полегче и изящнее. Лето быстро ускользает, оно вообще невесомо. Попробуйте, - спасибо скажете.
И ещё напоминание. Было бы просто красивым хоть как-то на сайте поблагодарить автора статьи "Анализируй это. 19 медийных и маркетинговых идей для «Трактора»" Максима Пивоварова и создателей ресурса ChelyabinskHockey.Com. Творчество и протянутая рука болельщиков не должна остаться незамеченной, даже если есть и предыстория взаимоотношений, даже если вам не понравилась публичность предложений. Вы классные и сильные. Равно как и авторы текста.
Предлагаю инструмент
Предлагаю следующий ход для менеджмента клубов КХЛ.
В любом деле, где есть различные варианты достижения целей, должно быть оппонирование. Поэтому:
- было бы интересно выделить на странице сайта отдельную страницу для оппонирования руководству клуба, публикации предложений, голосований всякого рода, спровоцируйте людей на конструктивное оппонирование и творчество.
Убеждён, что "заказ на другую точку зрения", заказ на интеллект, изобретение путей развития клуба даст вам много пищи для размышлений, доверие болельщиков, даже несмотря на возможность казусов на пути открытости менеджмента.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Очевидно, что в число клубов, не жалеющих сил на привлечение болельщиков, ворвался клуб жести и колорита "Трактор".
В разделе МЕДИА очень достойный выбор свежих видеосюжетов и фотогалерей.
Радует Владивосток картинками, позитивом.
Спасибо вам, "Адмиралы", с вами интересно и легко.
Вынужден оборвать себя на полуслове, многим ещё хотелось бы поделиться, но классными новостями из других клубов поделюсь в следующем тексте через пару дней.
---------------------------------------------------------------------------------------
САМОАНАЛИЗ
Эффективность блога, направления развития.
Теперь же, попробую осмыслить эффективность самого блога, обратную связь с читателем, просветительскую и прикладную ценность.
- Сайт sports.ru, выбранный мной в качестве места дислокации позволил благодаря своим инструментам набрать за месяц сотню подписчиков. Благодарен сайту.
- Ни разу не удалось набрать 50 плюсов и попасть на главную страницу сайта, что-то недорабатываю;
- Лишь однажды ссылка на текст оказалась в списке богов, рекомендованных к прочтению на главной странице сайта, надо набирать подписчиков, заинтересованных в продвижении темы.
- Некоторые тексты набирают основное количество просмотров после того, как исчезают из списка рекомендованных, то ли многие возвращаются к тексту не раз, то ли ссылки попадают в какие-то ресурсы.
- Качеством общения в комментариях для первого этапа удовлетворен, образуется "клуб по интересам". Направление создание клуба спортивного менеджмента нравится, темпы не очень, хотя хоккейной аудитории сейчас на сайте мало.
- В текстах и комментариях набралось немало конструктивных предложений клубам и Лиге, но пока не удается выстраивать общение вокруг конструктивных предложений;
- Интенсивностью общения, помноженной на качество, не удовлетворён. Или не трогает, или сложно пишу или задачи непонятны.
- Есть предложения к администрации Трибуны, сформулирую в отдельном тексте.
Итого, допускаю:
- тексты слишком объёмны, надо искать другой формат;
- народ не верит в возможность практической реализации придумок, экономит мозги;
- конструктивные идеи, способные датьтолчок развитию клубов и Лиги, утонувшие в массе букв, требуют иной подачи и надежды на практическое применение;
- необходимо теоретическую игру превратить в прикладную, чтобы желающие реализовать себя могли попробовать себя «в бою»;
- пока посыл текстов растворяется в количестве букв, поэтому не обнаружена пока своя аудитория;
- на сайте совсем немного аудитории, готовой к сотрудничеству и практическим действиям, эту аудиторию надо формировать (пока сайта нацелен в большей степени на формирование аудитории "осуждающих и клеймящих правдорубов").
Направления развития
Из практических «игр» в работе сейчас есть только одна, куда могу подключить желающих поупражняться. Проект называется «Разработка концепции строительства спортсооружения». В задачу проекта входит разработка бизнес-модели, способной лечь в основу технического задания на проектирование. Но, по-видимому, для данной игры придется создать отдельный блог, чтобы не мешать его с проектом «Карта развития Лиги». На днях приму решение, опубликую.
Просьба читателям:
Прошу подсказывать, что для вас интересно из всего процесса создания спортивного продукта. Начиная от системы подготовки мастеров, заканчивая упаковкой, созданием спортивного шоу. Что вам важно знать о строительстве и эксплуатации спортсооружений? Своя последовательность изложения у меня есть, но, допускаю, что важные для неискушенного читателя моменты упускаю, они для меня уже давно отработаны, а вам для понимания темы нужны как необходимый пазл для понимания остального.
Анонс
В следующем выпуске:
- возможно ли сотрудничество с клубами и Лигой?
- предложения по развитию Лиги
- анализ эффективности блога как просветительской и коммуникационной площадки
- лучшие новости из клубов
- дружеские пожелания лучшим
- предложение сотрудничества
Предыдущий текст "Конкурс и развитие" проекта "Карта развития Лиги".
ps
На многое готов ради светлых и позитивных.
От простого болельщика ничего не ожидаю, но просвещение лишним не бывает ни для кого. Не говоря уже о том, что просвещённый и требовательный болельщик в связке с открытым менеджментом - участники развития Лиги и хоккея.
Да, пока основной формальный адресат текстов - менеджмент клубов и Лиги. Слышащие да услышат. Но пока не добился ситуации, когда читатели обнаруживают главное для меня в текстах - конструктивные предложения. Вокруг них пока общение не выстраивается. Но блогер я малоопытный, учусь на ходу, ищу.
Неформальный и главный для меня адресат - единицы, ищущие конструктивного сотрудничества, желающие заниматься практическими проектами в спорте.
Но далеко не каждый болельщик - менеджер-любитель :)
С другой стороны, может быть, более явно и постоянно позиционировать блог именно в этом духе?
А в каком? что конкретно ожидается от простого болельщика - читателя блога?
Пока больше оценивается работа сотрудников клубов.
И как будто блог им и адресован.
50 плюсов вы не смогли набрать потому,что от вас идет критика менеджмента московских клубов (ярые болельщики минусуют не вникая)
Насчет подписчиков-я подписался и у вас +1))
Насчет просмотра блога ничего сказать не могу-я не знаю когда там что смотрят.Но вас смотрят,я даже знаю пару человек,которые ждут вашей очередной статьи.
Недовольны интенсивностью общения помноженной на качество-ну не знаю даже)У вас самый миролюбивый блог на этом сайте(может быть интенсивность не очень-но качество на высшем уровне)
Тексты самое то
Придумки в нашей лиге,состоящей из политпроектов никому не нужны(споноры и так денег дадут)
Аудитория у вас своя есть-поверте
Поэтому публичность, своеобразное "раскачивание лодки", вбросы предложений, доказывающих, что я не пустомелю, а конструирую. Из блога хочу сделать площадку регулярного мозгового штурма, где толковые смогут чего-то услышать и готовы будут генерить и сотрудничать, поверив в свои силы. Я знаю не понаслышке, что квалифицированных кадров в спорте отчаянно не хватает. Если кого-то смогу вдохновить на подвиги, - тоже результат. А кого-то приглашу к сотрудничеству наверняка, при случае.
Пока же показ тупиковости ситуации, когда клубы и Лига закрыты - это тоже результат. Как правило,они закрываются от общения с горлопанами и дилетантами. Но я хочу показать, что такая закрытость приводит и к закрытости для новаций и стагнации. Но к вопросу целей и задач буду регулярно возвращаться. А теперь позволь по одесски, вопросом на вопрос:). А что ты находишь интересным для себя в блоге? Ради чего тратишь время на непростые тексты? Задаю вопрос не только ради любопытства, а скорее для того, чтобы ты сам ответил, в какой - то мере на твой же вопрос о моих целях.
Мне интересно, что из этого получается.
А зачем устраивать "квест" для читателя - "найди главное в тексте"?:)
Может быть, ввести сквозную рубрику - ключевое слово - картинку, которая отмечала бы "конструктивные предложения"?
Что-то вроде "Решение", "Предлагаю"... только повеселее.
И более настойчиво призывать читателя поспорить об этом.
твои тексты все читаю с самого старта. Читать интересно. И вот главный вопрос - а зачем ты за это всё взялся?
Причем, вроде, и в текстах своих эти цели ты озвучил, но в процессе чтения текстов, они как-то из памяти уходят. Напишешь отдельным комментарием?
И все-таки на какие электронки в московские клубы писал?
У нас вон ребята из ЦСКА на письмо с подтверждением продления абонементов сутки уже не отвечают... : )
Не, ну а чо, есть у ВАС теперь персональный критик - "За АТЛАНТ" .
Тогда следующий вариант. Мы признаем что не хотим быть самой крутой лигой потому что нам это неинтересно, мы готовы подготавливать хоккеистов и потом гордиться что мы их вырастили, наслаждаться их выступлением в НХЛ и сборной. Соответственно постройка крутой системы подготовки молодых хоккеистов с минимальными зарплатами, доведением до КХЛ и сборной с последующей продажей за океан и зарабатыванием на этом. Упор на местных воспитанников. Ну и т.д. Цели и стратегии можно перебирать и под них уже работал бы весь хоккей со всеми клубами. Кстати при такой схеме я просто уверен что у нас было бы много крутых мастеров играющих в КХЛ (просто из-за огромной конкуренции созданной при помощи хорошей школы во всех регионах)
По поводу коммерции и дворцов у меня мысль только одна необходимо тихо переплетать коммерцию с приобщением людей к спорту и к клубу. Условно надо строить не ледовую площадку с трибунами и ввиде дополнения к ним какую то мелкую коммерцию с удобствами для просмотра матчей, а с точностью наоборот строить развлекательно-торговый комплекс с возможностью взять и зайти на матч, на открытую тренировку и т.д. Клуб должен, команда должна находиться на "центральной площади" где всегда много людей и можно их выхватывать под руки для знакомства с командой. Что бы не нужно было специально для какого то мероприятия жителю города ехать за тридевять земель и если не понравится что то возвращаться обратно прокляная всё вокруг. Тогда не будет проблем с наполняемостью на матчи, не будет проблем с популярностью клуба в городе. Будут ясны цифры рынка для потенциальных спонсоров. Ясна спонсорская аудитория. Ну и спонсорами конечно должны быть не металлурги и прочие газпромы. Спонсорами должны быть производители потребительских товаров, тех что мы с Вами в магазинах выбираем, мы и есть рынок, на нас и должна быть нацелена реклама. А то что есть сейчас это меценатство сплошное во всем спорте. Естественно необходимое крутое ТВ и клубное и региональное, интернет ТВ, абсолютно любое, но качественное с инсайдом с драйвом, с хорошей интригой (ну как сериалы когда они заканчиваются на том месте где обязательно пойдешь завтра смотреть новую серию, а после ждать нового сезона). Наши клубы да и вообще весь спорт до ужаса ни чего не рекламирует не продвигает, а могли бы хотя бы сработать на ту аудиторию которая уже есть! Допустим могли бы хотя бы рассказать о спортивной экипировке? О спортивной одежде? Что, из чего, для чего? Почему важно бегать в хороших беговых кроссовках а не поддельном г.... с рынка? Какие технологии в спорте. ведь это все интересно познавательно и подталкивает к качеству которые дают..... крупные производители - спонсоры. В общем я опять сумбурно из разных областей насыпал. Вроде обо всем отдельно можно и нужно целую "войну и мир" писать, но так все переплетено что не понимаю как разделить.
И к сожалению заказчик милиардер на мой взгляд сейчас в российском спорте такой только один и он строит футбольный клуб "Краснодар", слежу за проектом Сергея Николаевича, он молодец. Однако ж уверен что он уже сталкивается с отсталостью и некомпетентностью лиги, именно лиги, футбольная лига как структура не готова к таким инвесторам как он. По ощущениям он скоро всерьез упрется в потолок лиги. И что будет дальше неясно. В один строй с Галицким хотелось бы поставить Е.Л. Гинера и Л.А. Федуна, но не могу , хотя Гинера очень уважаю он сумел выстроить клуб.
Да что уж говорить. Кто платит то музыку и заказывает в наших лигах. Или по крайней мере пытается заказывать. Одна сплошная борьбы на поверхности лежит между какими то непонятными амбициями руководителей плюс теми кому это все вроде не очень и надо, лимиты тупые всякие, неумение общаться с прессой. Одна чернуха какая то. Нет ни какой ориентации на болельщика, на потребителя.......Капустник междусобойчик какой то непонятный.
Думаю, такая стоимость и от того, что команда в прошлом сезоне действительно получала хорошую поддержку, много лучшую, чем в любой из многих-многих предыдущих сезонов.
Плюс клуб особо на штрафы не попадал из-за мата и прочих штук.
Плюс к этому есть еще и некоторый живой контакт между именно фанатами и клубом.
На остальные сектора, кроме фанатского, стоимость абиков от 7 тыс и выше.
Мне кажется, они в явном дефиците.
Плюс вещи, о которых ты пишешь, вполне и понятны, и не безинтересны мне, как более-менее регулярному посетителю матчей ХК ЦСКА.
"Клубок проблем", замыкается, имхо, в конечном итоге на том, что профессиональный спорт у нас - это не бизнес, а вполне себе реинкарнация плановой экономики с некоторыми вкраплениями благодаря энтзиастам на местах экономики рыночной. То есть можно найти прорву решений, которые могут улучшить ситуацию, но, если взять любимый ЦСКА, главным фактором будет то, что пару лет назад по разнарядке сверху ген.спонсором стала Роснефть.
Менеджемент поставил на входе в Ледовый дворец огромные портреты Путина, Сечина и, кажется, Иванова - и всё, собственно говоря.
То есть внутренний заказчик у наших клубов - не болельщик со своим кошельком, не фанаты с голосовой и визуальной поддержкой команды, а даже не знаю кто.
Потому что, предположу, топам Роснефти десять раз плевать, как и что в подшефном ХК происходит.
Им, предполагаю, или прямо сказали или очень доходчиво намекнули помочь деньгами великому клубу. Они помогли, и дальше спокойно занимаются своей профильной деятельностью, приносящей основные деньги.
Я здесь скорее пессимист и немного брюзга : )
Теперь о "политических" отступлениях. Для трезвых все ясно, поэтому стараюсь не увлекаться, а изобретать исходя из "искусства возможного". Хотя не сторонник российской технологии удаления гландов через выхлопной клапан.
Относительно участия спонсоров, - все-таки сейчас все вынуждены будут не только думать об освоении ресурсов, а хоть немного, но вынуждены будут обозначать свою игру в спортивный бизнес.