8 мин.

«Жигули» против «Мерседеса»

Всем привет! Как вы знаете, в конце мая прошли тренерский совет и заседание Правления СБР, на которых обсуждались очень важные вопросы. В первую очередь, были подведены итоги последнего олимпийского цикла. Владимир Барнашов выступил с кратким отчетом за прошедший год, который он провел в должности главного тренера сборной. Отметил как успехи, так и недостатки, рассказал, над чем предстоит работать.

Подведение итогов

Несмотря на то, что в Ванкувере от нас ждали большего, и мы сами надеялись на лучшие результаты, выступление сборной в целом оценили положительно. Но мы подошли к моменту, когда команде необходимо дать встряску, вдохнуть в нее свежие силы. Именно с этим был связан второй важный вопрос, обсуждавшийся на заседании Правления – утверждение нового тренерского состава.

Все фамилии новых тренеров вам уже известны. Хованцев, Коновалов, Ефимов и Шукалович – у женщин. Колокольников, Ткаченко, Медведцев, Преображенцев – у мужчин. Здесь собрались настоящие биатлонные столпы, чьи опыт и стремления помогут нам двигаться вперед. Помимо этого, мы привлекаем в качестве тренеров-консультантов харизматичных, сильных экс-спортсменов: Куклеву, Драчева, Чепикова. Их свежий взгляд поможет устранить многие ошибки и недочеты.

Большая удача, что на родину вернулся Анатолий Хованцев, наш прославленный специалист, от которого непременно ждут стабильных результатов в женской команде. Кстати, Хованцев славится умеренной долей жесткости. У женщин в принципе не было проблем с дисциплиной, но отдельные спортсменки иногда проявляли характер: кто-то хотел тренироваться в другом месте, поехать домой или куда-то еще. С этого года подобное исключено.

Во-первых, мужская и женская сборные теперь будут готовиться вместе. А во-вторых, спортсмены будут тренироваться там, где сочтут нужным тренеры, а не там, где им захочется, как это бывало у нас в прошлом. Нельзя сказать, что система станет жесткой – но в ней будет наведен порядок.

Индивидуальный подход

Все это ни в коем случае не говорит о том, что к спортсменам не будут прислушиваться и принимать во внимание их пожелания. На тренерском совете все были едины во мнении, что одной из основных ошибок, не позволявших многим спортсменам показать наилучший результат, было отсутствие планов индивидуальной подготовки. Новые тренеры в качестве приоритетного направления хотят возобновить индивидуальный подход к каждому спортсмену.

Результативность этого метода я помню по себе: когда был в сборной, тренер Владимир Иерусалимский одним из первых ввел подобную систему, и она дала колоссальные результаты. У нас спортсмены на одной и той же тренировке выполняли совершенно разные объемы. Одни бежали 35 километров имитации со стрельбой, а другие – 20.

Кто знает, что такое имитация, может представить себе разрыв! Однако зимой спортсмены показывали практически один и тот же высокий результат. Это говорит о том, что каждый биатлонист имеет свои уникальные особенности, и каждый организм по-разному откликается на скорость, нагрузки и объемы.

Чтобы определить потребности каждого, требуется провести большое количество тестов, начиная с углубленного медицинского обследования. Далее тренер вместе с биохимиками должны определить, к какой категории относится спортсмен: скоростной он или выносливый. Исходя из этого определяется индивидуальная нагрузка.

Я очень рад такому подходу – уверен, что с ним у нас есть большие шансы на то, что собирать медали будут не два-три человека, а все спортсмены. Такое решение – хороший показатель того, что новая тренерская команда стремится не повторять ошибки прежних лет.

Клад в головах

Всю координационную деятельность в сборных будет вести и контролировать главный тренер Барнашов, на нем же будет лежать полная ответственность за подготовку. К декабрю станет понятно, возникнет ли необходимость в старших тренерах. Если да, то к началу сезона они будут определены. Пока же кратко расскажу о тех, кто будет определять подготовку сборной в новом сезоне.

Анатолий Хованцев – человек, который возглавлял сборную СССР, а затем и России на протяжении двенадцати лет. Под его руководством команда показывала выдающиеся результаты, с ним связаны многие победы, и в особой рекламе он не нуждается.

Его помощником станет Сергей Коновалов – три года назад он завершил карьеру спортсмена, два года работал тренером молодежной сборной. За это время проявил себя грамотным, вдумчивым человеком, и ему решили доверить ответственный пост тренера основного состава.

Реклама 18+

Сергей Ефимов – хороший специалист, отвечающий за функциональную подготовку. Он давно работает со сборной, имеет хорошее взаимопонимание со спортсменками. Еще один новый человек в женской команде – Дмитрий Шукалович – доцент Омского института физкультуры, которого порекомендовал Загурский как ответственного и перспективного специалиста в области науки.

С мужчинами будет работать Евгений Колокольников – как и Хованцев, на протяжении многих лет работавший со сборными СССР и России. Это человек фундаментального склада, который основывается не только на своих успехах и опыте, но в первую очередь – на научных знаниях. Человек, который стремится учиться и искать новые инструменты для подготовки спортсменов.

Валерий Медведцев нам хорошо знаком как тренер – активный, смелый, не боящийся применять новые методики. Его коллегой в новом сезоне станет его же бывший тренер – Михаил Ткаченко. В свое время Медведцев под его руководством стал абсолютным чемпионом мира. До своего нынешнего назначения Ткаченко несколько лет подряд был тренером молодежной сборной.

Юрий Преображенцев, ответственный за науку в мужской команде, имеет огромный опыт и теоретическую базу. Николай Загурский будет руководителем комплексно-научной группы, отвечающей сразу за все команды – основной, молодежный и юниорский составы.

Как видите, тренерская команда подобралась действительно достойная и перспективная. Однако не исключаю, что кому-то из спортсменов подобные перестановки не по душе. Но, знаете, если бы мы ориентировались только на мнение спортсменов, у нас тренерами были бы их родственники – папы, мамы, жены... Кстати, такая практика в спорте уже существовала и ни к чему хорошему не приводила. Спортсменам обычно хочется, чтобы тренер был более мягким, а не жестким и принципиальным, это нормально для любого человека. Спортивный хлеб совсем не сладкий – это и пот, и кровь, и слезы. Эта сторона жизни спортсмена, как правило, известна лишь тем, кто постоянно находится рядом. Неудивительно, что спортсменам часто хочется найти для себя какую-то отдушину, но ориентироваться только на это – неправильно.

Свежая кровь

Что касается прежних тренеров, мы вовсе не стремились с ними расстаться. Другое дело, что многие сами захотели взять паузу. Гербулов просил дать ему год отдыха – он 8 лет ездил с командой и хотел просто побыть с семьей. Это по-человечески понятно, и если он сочтет нужным вернуться, его опыт всегда пригодится. Аликин также попросил год отпуска. Селифонову предложили работать с юниорской командой, и он с удовольствием согласился. Об их отстранении не шло и речи, мы просто не имеем права разбрасываться такими специалистами. Их огромнейший опыт обязательно должен быть использован, в их головах – клад.

Дело ведь не в том, что кто-то чем-то недоволен, а в том, что обязательно надо было «встряхнуть» команду, что-то поменять в ней. Спортсмены, которые делают из года в год одно и то же, – пусть это даже самый идеальный план подготовки, – сами того не осознавая, привыкают к тренерам, условиям… И даже самые правильные вещи начинают воспринимать без большого энтузиазма.

Сейчас СБР находится в постоянном поиске чего-то нового, свежих идей – и это здорово. То, что происходило в команде раньше – не плохо, но уже не соответствует современным требованиям. В сборную нужно вливать «свежую кровь». Речь не только о людях, но об идеях, о методиках. Все давно знают, как бегать и как стрелять, – но у нас есть огромный резерв в плане организации процесса, который на протяжении многих лет никак не использовался. И сейчас команда Сергея Кущенко пытается это исправить, уже сделан огромный шаг в реструктуризации и систематизации процесса. Если мы не будем искать новых путей развития российского биатлона в разных областях, это не даст нам гарантии успешного выступления на Олимпиаде в Сочи, а задачи поставлены серьезные, и мы четко понимаем меру ответственности.

Работай мы в таком режиме последние пять лет, в Ванкувере выиграли бы половину золотых медалей. И это тот минимум, который мы можем выиграть в Сочи, если будем продолжать дальше с таким подходом. Для нас это как сесть в «Мерседес» после «Жигулей». И то и другое – автомобиль; вопрос только в том, как он едет.

О медицине и экипировке

Изменения коснулись и такого важного звена, как медицинский штаб сборной. СБР – первая организация, которая заключила договор с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) на обслуживание наших команд: основной, молодежной и юниорской. У них спортсмены будут проходить углубленные и текущие обследования. Таким образом, медицинское обеспечение сборной должно отвечать самым передовым требованиям. Коллектив врачей у нас также будет абсолютно новый. Первый доктор у нас уже есть – это Андрей Фетисов.

Знаю, что вас также интересует причина, по которой некоторые наши сборники переходят на новую марку лыж. Ситуация достаточно банальна: экипировка Madshus хороша, но фирма совершено не обеспечивает сервисом. В то же время, представители Fischer присутствуют на каждом этапе Кубка мира, каждом значимом соревновании. Что бы ни пожелал спортсмен, Fischer готов предоставить свои услуги.

У «Мадшуса» же даже представителя часто на этапах не бывает. Условия сейчас таковы, что спортсмены борются за десятые доли секунды на финише – и представьте, что рядом нет никого, кто обеспечил бы лучшими лыжами, нашел бы изъян, предоставил новую модель. Получается, что между фирмой и спортсменом нет диалога – а в современном спорте это исключено.

В любом случае, никто не может указать спортсмену, какую марку лыж ему выбирать. Контракты индивидуальны, и решение принимают они сами. Значит, считают его оправданным.