12 мин.

Статья о Рафе - 2

Популярный российский журнал Tennisweekend побеседовал с владельцем теннисной академии Патриком Муратоглу, который дал свою оценку ситуации с Рафаэлем Надалем и указал направление выхода.

 

 Секреты успеха и ошибки Рафаэля Надаля.

Вернётся ли Рафаэль Надаль на теннисный Олимп? – такой вопрос популярный российский журнал Tennisweekend задал своему постоянному автору – владельцу теннисной академии под Парижем Патрику Муратоглу. Авторитетный французский специалист, фанатично преданный теннису, подробно объяснил, в чём причина нынешнего спада Рафаэля Надаля. А также высказал мнение о том, сможет ли испанец вообще вернуться на прежнюю высоту, и если да, то что ему нужно для этого сделать. Итак, слово мессье Муратоглу.

Ничто не вечно под теннисной луной

Расклад сил в современном профессиональном теннисе никогда не бывает окончательным, картина меняется с головокружительной быстротой. Давайте вспомним, что было год назад. Март 2009 года. Рафа был в зените славы. Он только что выиграл Australian Open, а потом Masters 1000 в Индиан-Уэллсе. Он был бесспорным первым номером в мире. Со своей стороны, его великий соперник Роджер Федерер был на спаде. Тренеры, журналисты, эксперты, почти весь теннисный мир, сознававший закат чемпиона, предсказывали ему схождение в ад с последующим уходом со сцены не позднее чем через два года.

Март 2010-го, ровно через год, Роджер отвоевал место на троне. Он выиграл 3 из 4 последних турниров "Больших шлема", в том числе "Ролан Гаррос", а состояние уроженца Майорки Надаля вызывало беспокойство. Ни одного трофея за год с апреля 2009 года, бесконечные травмы, состояние здоровья под вопросом… Чтобы понять, каковы шансы Надаля вернуть утраченное лидерство, надо задаться рядом вопросом. Кто такой Надаль? Почему и каким образом он оказался в такой ситуации? Может ли он снова подняться на вершину? И какова цена такого восхождения?

Секреты его успеха

1) Фанатичный перфекционист.

Если меня спросят о главном качестве Рафаэля Надаля, не колеблясь ни секунды, я отвечу: его психологический настрой. Я не устаю повторять, что теннис является таким же средством самовыражения, как музыка или живопись. С помощью арсенала средств, которыми игрок овладевает в ходе напряжённых тренировок – техники, тактических приемов или "физики", - он выражает своё "я", свою личность. "То, что ты делаешь, говорит так много, что я не слышу твоих слов". Эта пословица отлично подходит майоркинцу. Если судить о нём по его поступкам, не возникнет никаких сомнений относительно его истинного характера. Рафа - прежде всего доблестный боец, гладиатор, дуэлянт, фанат, одержимый теннисом. Он строит свою карьеру, совершая безумства. Его экстремальные поступки составляют его силу, которая позволяет ему превосходить самого себя каждый день. И эта сила повелевает ему никогда не отказываться от борьбы. Но эти же поступки являются его слабостью, его ахиллесовой пятой. Рафа хочет всё сразу и не может остановиться. Рафаэль Надаль стал первым в мире за счёт феноменального упорства и неимоверной силы воли. И именно это радует меня больше всего, потому что Надаль – потрясающий посол тенниса. Он является ярким носителем основных спортивных качеств, а его человеческие .достоинства делают его доступным для каждого.

2) Потрясающая "физика"

Бойцовские качества, которые он постоянно демонстрирует, то, как он вкладывается в каждый удар, его перфекционизм позволили ему выработать себе физические свойства под стать его психике.

Его впечатляющий физический облик настоящего атлета, его, если хотите, бренд как теннисиста – всё это является конечным продуктом всей энергии и твёрдой решимости, с которой он занимается спортом. Благодаря своим физическим данным Рафа не просто производит впечатление, он в некотором роде предопределяет сам ход матча. Именно из-за его "физики" его трудно поставить в трудное положение по ходу матча. Для него практически нет неберущихся мячей.

3) Борец до мозга костей.

Рафа проявляет свои исключительные бойцовские качества именно во время соревнований. Это игрок, который может повысить уровень своей игры всякий раз, когда это необходимо. Он представляет собой тип соперника, который доминирует над вами, даже если он при этом не располагает всем техническим арсеналом, необходимым для победы. Я частенько рассказываю историю о своём подопечном, Маркосе Багдатисе. В 2004 году, занимая 280-ю строчку в классификации АТР, он встречался в Братиславе в финальном поединке с Домиником Хрбаты, который в то время был 14-м в мире. Несмотря на разницу в уровне мастерства в пользу словака, выиграл-то Маркос и вдобавок – в двух сетах! Даже сегодня я не могу сказать, как он это сделал, я не могу этого объяснить… просто приходится констатировать, что он нашёл нужное решение. Там, где большинство игроков концентрируются на уровне своей собственной игры (зачастую, впрочем, чтобы посетовать на это), Рафа постоянно ищет способы, как навязать свою волю сопернику во время каждого розыгрыша, чтобы выиграть очередное очко.

Реклама 18+

4) Психологическое воздействие на противника.

Наконец, нельзя недооценивать психологическое воздействие, которое оказывает Рафа на своих соперников, предопределяя ход матча. Он действует на них как удав на кролика. Сколько игроков, выходя на корт против Надаля, заранее думают о проигрыше? Сколько из них начинали матч, настраивая себя на то, что им предстоит пережить настоящий кошмар? Это чувство связано с совокупностью факторов, первым из которых, несомненно, является уровень игры самого испанца, что усугубляется его впечатляющим физическим обликом, рельефной мускулатурой рук, которую выгодно подчеркивают открытые майки-безрукавки, которые он так любил раньше носить. Словно этого мало, Рафа интенсивно разогревается перед каждой игрой в раздевалке прямо на глазах у своего противника, проделывая особенно эффектные упражнения: прыжки, ускорения – и всё это сопровождается боевым кличем. Эта предматчевая психологическая атака задаёт тон всей предстоящей игре и, разумеется, оказывает давление на противника.

5) Убийственный форхенд левши.

Обычно об этом склонны забывать, но Рафаэль Надаль обязан своим успехом этому исключительному форхенду, которым он владеет. Благодаря своей сугубо индивидуальной технике исполнения этого удара он посылает противнику суперкручёный мяч, придавая ему вращение на немыслимой скорости, что серьёзно осложняет контроль за мячом и позволяет Надалю посылать мяч под очень острым углом, что ставит противника в крайне неудобное положение. На пике его теннисной формы, когда он был в зените успеха, испанцу удавалось забегать под свой форхенд (формально говоря, как левша он забегает под левый) – чтобы сыграть форхенд вместо бэкхенда. И тогда соперник безуспешно бегает по всем четырем углам площадки и почти никогда не выигрывал очка.

От рассвета до заката.

В 2008 году Рафа был неоспоримым властелином теннисного Олимпа – в тот год он победил на "Ролан Гаррос", на Уимблдоне и стал чемпионом Олимпийских игр. Вместо того чтобы успокоиться и трезво взглянуть на вещи после подобного взлёта, он, похоже, принимал неправильные решения, за которые ему придётся расплачиваться начиная со второго квартала 2010 года. В чём же были его главные ошибки?

Планирование турниров.

Существует своя отдельная стратегия, чтобы стать № 1 в мире, и своя, совсем иная стратегия, чтобы остаться № 1 в мире. Рафа не смог приспособить своё турнирное расписание под свой новый статус первой ракетки мира. Когда игрок становится первым в мире, на повестку дня встают другие проблемы, у него меняются цели. Ему нужно подтверждать свой статус, стараться оставаться № 1 в мире как можно дольше, а для этого ему нужно участвовать в ключевых соревнованиях, подходить к турнирам "Большого шлема" на пике формы, отдохнувшим, в оптимальной физической форме и с чувством уверенности, которое должно формироваться в турнирах меньшего масштаба. И в такой ситуации тщательное планирование турнирного графика приобретает особое значение. Календарь игр должен быть облегчён и нацелен на оптимальную подготовку к турнирам "Большого шлема". Федерер делает это великолепно – так же, как это делал и его предшественник Пит Сампрас. Это тем более важно, принимая во внимание исключительно высокие энергозатраты испанца не просто в каждом матче, но и в каждом розыгрыше. Этот момент особенно важен в связи с травмами, которые его преследуют в последнее время. Вместо того чтобы взвесить всё это и сделать соответствующие выводы, Рафа, наоборот, увеличил турнирную нагрузку. Он никогда не играл так много, как в начале сезона 2009 года – вплоть до полного упадка сил. Он так долго эксплуатировал свой организм, что он в конце концов не выдержал. Отсюда и неутешительный результат: он выступил на "Ролан Гаррос" значительно хуже, чем прежде, потерял свой чемпионский титул и вынужден был сняться с Уимблдона. А на US Open он вышел, растеряв соревновательную форму. В конечном итоге только на Australian Open-2010 он показал приличный уровень игры. Но, к сожалению, его снова подвели колени, и он должен был прервать выступления.

Нельзя менять выигрышную тактику.

Как мог Рафа оказаться сейчас в такой ситуации? Вы ведь знаете пословицу - "не меняй тактику, которая приносит успех"? К несчастью, это именно то, что с ним произошло. Понятно, что мастер такого высокого класса должен пересматривать стиль подготовки и продвижения вперёд, это предполагает совершенствование, улучшение игровой практики, но не должно приводить к серьёзным структурным изменениям.

Технические перемены.

Рафа серьёзным образом изменил технику своего форхенда, возможно, для того, чтобы сделать его более эффективным на быстрых покрытиях. А ведь его форхенд – безусловно, самый сильный его удар. При этом он использует сугубо индивидуальную технику, что позволяет ему держать под прицелом все игровые участки корта, включая не пересекающиеся короткие углы с помощью сверхмощного суперкручёного мяча. Посланный им мяч вращается с большой скоростью и отскакивает в неожиданном направлении, что существенно затрудняет сопернику контроль за ним.

Серьёзные научные тесты показали, что его мяч вращается со скоростью 4600 оборотов в минуту, то есть гораздо быстрее, чем у всех остальных игроков. Его специфический замах позволяет ему не только хорошо приспосабливаться к мячам любого типа без ущерба для уровня игры, но и развивать нужную скорость, а главное – выполнять этот удар очень естественным образом. Ему ни в коем нельзя было менять этот свой сильный удар! Иначе возникает риск ослабить его… Его надо усиливать, работать над ним, но нельзя менять его по существу, радикально. Вероятно, желая лучше реагировать на мяч на быстрых покрытиях, он сделал короче свой некогда огромный замах-петлю, и теперь начинает его прямо внизу. Поэтому сейчас он испытывает большие трудности, отражая мячи выше бедра, - и ещё большие проблемы, когда мяч летит выше плеча. Он также утратил свой короткий обратный кросс с форхенда, у него стало меньше вариативности при выборе углов, и вообще его удар потерял в мощи и глубине.

Кроме того, очевидно, под влиянием комментариев некоторых фанатичных приверженцев тотального, универсального тенниса он стал стремиться обогатить арсенал своих ударов, в частности, чаще выходя к сетке, и используя слайс слева. Но я лично убеждён, что использование резаного удара с бэкхенда является сомнительным тактическим приемом для игрока, сила которого заключается в использовании суперкручёных мячей, которые вынуждают соперника прижиматься к задней линии. При этом в его слайсе слева нет ни мощи, ни эффективности. Это, скорее, стандартный удар, после которого Рафа тут же должен переходить к защите. И, наконец, при каждом таком ударе нарушается высокий темп, который он задает при обмене мячами и который вынуждает соперника действовать под прессингом, что не дает ему перевести дух.

Реклама 18+

Смена имиджа.

Другой очень важной переменой, которая прошла мимо внимания теннисной публики, стала смена его имиджа. Весьма вероятно, что он сделал это по совету своих имиджмейкеров.

Надаль полностью изменил свой внешний облик. Исчезли дерзкие пиратские бриджи, волосы стали короче, не смену безрукавкам пришли классические тенниски с рукавами, исчез лишний вес. Посыл ясен: вместо темпераментного юнца он хочет выглядеть зрелым мужем. Вот только соответствует ли это его индивидуальности? Я лично сомневаюсь в этом.

Эта смена облика, во-первых, не впечатляет, а, главное, она совсем не напоминает того парня, который нагонял такой страх на соперников… Это может показаться неважным, но я вам гарантирую обратное. Всё, что прежде в его облике вызывало страх, стало более рациональным, уступило место традиционному имиджу (по коммерческим соображениям). Разумеется, матч не выигрывают только за счёт внешнего эффекта, производимого на противника, но этим фактором отнюдь не следует пренебрегать. Тем более что это произошло в самый неблагоприятный момент, как раз тогда, когда теннисист с Майорки переживает период спада и внутренних сомнений…

Вернётся ли он?

Рафа вернётся на очень высокий уровень, у меня это не вызывает никаких сомнений. Возможно уже в этом году, когда начнётся грунтовый сезон, он вновь объявится в Туре и обретёт веру в свои силы, одерживая одну победу за другой. Настоящий вопрос, скорее, в другом: что делать, чтобы вновь выйти на тот высочайший уровень, которого он достиг в 2008 году?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю рассмотреть несколько вариантов. Рафа слегка растерялся. Он изменил свой самый естественный удар, сбавил вес, изменил имидж, старался разнообразить свою игру… У меня такое чувство, что, в конце концов, он немного потерял себя как личность и отчасти утратил свою индивидуальность, растеряв то, что ранее составляло его силу. Майоркинец должен вернуться к своим истокам, к тому, что делало его таким успешным соперником. Он должен вновь сконцентрироваться на себе самом. Я убежден, что он по-прежнему имеет психологическое превосходство над Роджером, при условии, что не пропустит момент своего возвращения. Их новая очная встреча на корте будет очень напряжённой. Но если Рафе удастся победить, у него появится реальный шанс вновь занять главенствующее место на шахматной доске мирового тенниса.

Вот основные направления подготовительной работы, которые я предлагаю:

Техника.

Мне представляется наиважнейшим, чтобы Рафа восстановил свой форхенд, который получается у него так непринуждённо. Это его главное оружие. Было бы полезным, если бы он вновь вернул свой длинный петлеобразный замах, который он выполняет играючи и который позволяет ему сделать разбег и ускориться, благодаря чему так легко вывести головку ракетки в нужное ударное положение.

Реклама 18+

Тактика.

Рафа должен вернуться к тактике, которая составляла его силу: игра в темпе суперкручёными мячами с задней линии. При обмене ударами он должен брать игру на себя, используя форхенд и стараться по максимуму избегать стандартных ударов. Его сила заключается в том, чтобы не дать сопернику перевести дух, и он должен действовать с учётом этой задачи. Техническая шлифовка подачи, похоже, принесла свои плоды, коль скоро сейчас подача позволяет ему выигрывать больше лёгких, так называемых "бесплатных" очков. Однако ему следует прежде всего совершенствовать своё самое эффективное оружие, которое вынуждало бы противника покидать пределы площадки – по-моему, это больше соответствовало бы логике игры испанского теннисиста.

Тщательное планирование турнирного графика.

Это один из главных вызовов для Рафы в будущем. Бьюсь об заклад, что он сумел извлечь уроки из своих ошибок, которые привели к травмам колен, преследующим его больше года. Он должен выбрать для себя самые важные турниры, прежде всего турниры "Большого шлема", на которых ему следует сфокусироваться, следуя специально разработанной программе подготовки. Его здоровье и выносливость зависят от этого.

Снижение веса.

Хотя он и не признаётся в этом, представляется очевидным, что он сбавил вес, вероятно, для того, чтобы уменьшить нагрузку на травмированные колени. Я думаю, что это очень правильный ход, и Рафа должен придерживаться диеты, чтобы продолжить контроль за своим весом. У него уже нет другого выбора, иначе ему придётся расплачиваться своим здоровьем.

Имидж.

Что касается его имиджа, я понимаю маркетинговые соображения, которые вывели его на тот путь, на котором он сейчас находится. Более традиционный, более степенный внешний облик. Участие в клипах поп-див и всё такое. Только как бы не потерять при этом свою душу – как человек публичный, он будет продолжать вызывать симпатии, но как спортсмен больше потеряет, чем выиграет.