3 мин.

Интересное кино

Фото: REUTERS/Toby Melville

Его история вызвала сочувствие многих и многих. Ведь это история испытания и преодоления. Тысячи и тысячи оказывались в похожей ситуации, и поэтому так легко было поставить себя на его место, и так несложно себе признаться, что на его месте я бы так точно не смог. Когда стали известны результаты проведенного расследования, в них невозможно было поверить! Но расследование состоялось, и никто не скрылся – правда неотвратимо выйдет наружу... Ему ничего не оставалось, кроме чистосердечного признания, которое, в свою очередь, потрясло.

Простите, что долго мучил вас абстракциями, но таков уж избранный прием – здесь идет речь не об одной, а о двух историях, кульминации которых совпали по времени и месту. Америка обсуждает их сейчас с почти равным жаром (если нас, конечно, не обманывают американоведы). В центре одной Лэнс Армстронг, человек, которого многие годами считали великим спортсменом и великим человеком – это совпадение случается не так уж и часто, а уж еще общепризнанным становится и вовсе – по пальцам счесть примеры. Человек, который стал лучшим в истории в поистине лошадином, измождающем спорте, преодолев рак. Теперь все знают, что он просто обманщик.

А другая цветет вокруг юноши, играющего во что-то американское. Юноша подает большие надежды; у юноши девушка умерла от лейкемии, он взорвал приспособленные для его странной игры арены феноменальными успехами в ее память, а со временем выяснилось, что девушки-то никакой и не было.

Я почему сакцентировал внимание на американском происхождении этих историй: меня не особенно волнует ни пропаганда, ни контрпропаганда, но именно американские истории со временем гарантированно становятся всемирными. Голливуд же. Обе к нам не раз еще вернутся, даже если мы не поделимся с ними слезинкою, так сказать, своей; и еще вопрос, какая больше соберет в прокате.

И я не устану удивляться тому, как история, которая является лишенным какого бы то ни было смысла казусом, отчасти даже забавным, ведь от лейкемии так никто невымышленный и не умер, оказывается вровень с событием мирового масштаба, которое меняет наши взгляды на спорт. Скажете, эка невидаль – спорт? Ну да, миллионы людей живут и не глядят в его сторону. Однако факт и то, что никакие другие события не вызывают столь одновременный всемирный интерес, как спортивные.

Но об Армстронге. Он остается уникальным человеком. Ведь самая точная характеристика его карьеры теперь не героическая, не бывшая героическая и не негодяйская. Карьера Армстронга заставляет сожалеть, что она имела место. Это человек, которому лучше было бы не быть – не вообще, конечно, храни Господь; но уж занимался бы ты, Лэнс, чем-нибудь другим... Незаметным.

Ведь он сделал свою историю на том, что давал людям надежду. Раковым больным – на исцеление. И на нормальную жизнь в дальнейшем. Точно так же – многим, чья жизнь так или иначе не задалась: все еще может быть иначе, ведь есть этот парень! И это еще не считая тысяч вполне здоровых, здоровьем прямо-таки пышущих голенастых парней, для которых он оставался спортивным кумиром... Теперь всего этого нет.

Боюсь, что это нельзя назвать иначе, как предательством. Ведь тут был, как мы теперь понимаем, вполне осознанный обман.

Впрочем, обманываться мы рады. Потому и стоят рядом, по времени случайно, а по масштабу реакции – очень закономерно две эти истории. Одна будет иметь последствием то, что многие попробуют так же или еще более изощренно «развести» в Интернете кого-то на чувства с помощью фейка, а потом преобразовать это в гадость, более или менее противную. Ну, или, наоборот – ради славы кто-то другой сочинит себе фейковую же слезливую историю. Все это проказы, хоть и злые.

История Армстронга совсем про другое. Теперь многих других, ни в чем не виноватых спортсменов, которые жизнь положили на то, чтобы чего-то достичь, будут подозревать в обмане. Живые люди – живых же людей. Те, кто боится обмануться в искренних чувствах – тех, кто заслужил их любовь, измучают подозрениями.

Досадно то, что когда они станут кинофильмами, эти истории, а это так же неизбежно, как реклама на телевидении, мы совершенно перестанем их отличать одну от другой. Но зачем-то ведь так в жизни устроено. Может, чтоб не переживать слишком сильно?