4 мин.

Борьба Авраама Гранта

Василий Уткин в блоге на Sports.ru анализирует тренерский путь Авраама Гранта во главе «Челси», называет его «трагической фигурой европейского сезона» и пытается определить перспективы возможной перестройки израильским тренером лондонского клуба.

Этот текст был опубликован в еженедельнике «Советский Спорт-Футбол» некоторое время назад. А написал я его между полуфиналами Лиги чемпионов. Мне кажется, что сегодня его тоже можно прочесть с любопытством. А новое будет завтра.

Как это было сказано? «Его призвали всеблагие, как собеседника на пир». Так сказал поэт о человеке, который посетил мир в его роковые минуты. В общем, об этаком антиподе из осторожной китайской поговорки, предостерегавшей от жизни в эпоху перемен.

Авраам Грант, настоящий тренер, видевший в жизни огонь, воду и медные трубы, оказался в неюном уже возрасте на тренерском мостике, за привычной для себя работой – но на куда более высоком уровне, чем прежний. Где все его достижения не играли уже никакой роли. Сейчас его год заканчивается, год, в котором он руководил настоящим и безоговорочным суперклубом. Вместе с ним он продолжает борьбу за два трофея, наиболее престижных из возможных. О том, что будет с Грантом дальше, не знает никто. Ничего.

Он оказался в проигрышной по определению ситуации. Он сменил Моуринью – человека яркого, харизматического и… Не то чтобы плохого. Нет. Не станем давать Моуринью такую характеристику; но тем не менее важнейшая часть образа Жозе, конечно, была еще и в том, что он никогда не боялся, а, возможно, время от времени еще и стремился быть плохим. «Плохим парнем» – есть такое киношное амплуа. Теперь, когда Жозе нет в активной тренерской работе (временно, конечно), его практически невозможно критиковать. Он не успел провалиться – только говорят, что к этому бесповоротно шло, а так это или нет – мы теперь не узнаем. И что он плохой, не скажешь – в глаза засмеются: да мы и так это знали! Ну, и что?

А Грант оказался той самой другой стороной медали. С тех пор он в непростой ситуации вывел «Челси» из лигочемпионской группы. За два тура до финиша чемпионата он встал вровень с лидером, с «МЮ», которому «Челси» уступал по ходу сезона массу очков, а по игре продолжает уступать, наверное. А где суперуспешный и сверхъяркий «Арсенал», ужен и не вспоминается. Однако любой успех Гранта легко расценить как инерцию сделанного Жозе. Как и любую неточность – как его собственную. Что ни делай – останешься в пролете.

Между тем, если вы хотите оценить, что сделал и чего добился Авраам Грант – сейчас, на пороге ответного полуфинала Лиги чемпионов и за два тура до окончания чемпионата премьер-лиги – советую вам оглянуться на Испанию. На «Валенсию», которую почти одновременно с Грантом принял Рональд Куман. Ну, спроси каждлого из нас: Куман и Грант – накануне сезона: кого поставим выше? Ан, смотрите, Кумана уже выгнали. И в спину ему игроки говорят язвительные вещи. А Грант продолжает борьбу. Ирония судьбы еще и в том, что прежнего тренера «Валенсии», Кике Флореса, тоже называли «Моуринью». Только не по паспорту, а так, прозвище… Сравнения тут, конечно, никакого; забавно просто.

Но парадоксы в жизни Гранта продолжаются и продолжатся, вне зависимости от того, выиграет он чемпионат с Лигой, отдельно или поврозь, или же проиграет. Ведь он заложник ситуации. Ну да, вокруг говорят – все лучшее в игре «Челси» осталось от Жозе; но ведь для того, чтобы оно сохранилось и вновь стало живым, встряхнулось от постигшего в последние недели правления португальца омертвения, требовалась умная работа. Это был наверняка осознанный выбор – потому что революции на ходу не делаются. На чем, собственно, и погорел Куман, ударившийся в вычснение взщаимоотношений с лидерами команды… Ну, да не о нем речь.

Точно так же победы «Челси» под руководством Гранта не дадут ответа на вопрос, оставить его на этом посту дальше, на годы – или же попросить отойти в сторонку, отблагодарив со всей свойственной Роману Абрмовичу щедростью. Потому, что искусство возможного – то самое «управление на ходу» – и создание новой команды, с новой концепцией, с новой комплектацией есть задачи совершенно разные. И тот, кто справился с первой, вполне возможно, совершенно непригоден для второй… Выходит, Грант своей нынешней работой, как ни старайся, все равно безоговорочно доказать своей способности остаться в суперклубе не сможет.

Вот именно поэтому Авраам Грант кажется мне самой драматической, возможно, даже трагической фигурой европейского сезона. Жертвенной, по сути. Что бы он ни сделал – для себя успеха он не добьется.

Тут и примиряются две поговорки, китайская с той, что мы сами сделали из четверостишия удачливого поэта. Трудно жить в эпоху перемен. Вот потому и трудно, что смелют тебя жернова, как ни старайся. А если не смелют, то, значит, просто повезло.

Но… Ты же посетил этот мир. В те самые роковые минуты. И пировал с богами. И был им равен. Мало ли, что это длится минуты! У большинства нет и никогда не будет вот таких вот минут.