6 мин.

Ошую и одесную. Ибо!

Не пытаюсь предугадать, просто накопились мысли и соображения. Так куда и денешь их, как не на блог.

В целом – я думаю, нужно отталкиваться от той модели, которую Хиддинк пробовал выстроить в матче с хорватами. Эта модель не идеальна, конечно, но если правильно разобраться, что там вышло, а что нет, и сложить это с новостями из команды – думаю, можно будет понять, что и к чему. Понятно ведь, что слова о необходимости играть против любого соперника в свой футбол не означают, что против любого соперника надо играть одинаково. Выезд что против Англии, что против Хорватии – это матч с соперником, с которым вряд ли сыграешь с позиции силы. Он будет больше владеть мячом, он будет давить. Исходя из этого возникают пропорции между атакой и силами сдерживания. Ну, и стратегия, соответственно.

В матче с Македонией у нас было четыре атакующих игрока: два нападающих – Сычев и Павлюченко, с ними Аршавин и Быстров, который действовал на фланге, но в оборону не садился – там был брат Вася. В Англии таких игроков четверо не будет. Во-первых, это большая роскошь. Роскошно чересчур использовать Василия Березуцкого для запирания фланга – он потребуется в центре, в том числе включая его мощь, в чем он реально незаменим. Во-вторых, такая атакующая четверка может функционировать по-настоящему успешно, только если у нее будет происходить активная подпитка из центра поля. Что, учитывая огромный объем сдерживающей работы, как раз и отличает матч с Македонией дома от матча с Англией на «Уэмбли».

Значит, самое главное отличие стратегии заключается в том, что из собственно атакующей группы одна боевая единица перемещается в центральную зону. Потому, что там опаснее, во-первых, и потому, что для успешной коммуникации между линиями, для связи между обороной и атакой требуется дополнительный игрок. В таком матче, как с Македонией, такую функцию осуществляет Аршавин. На игру с англичанами он именно с этой задачей справится по причине недостаточной мощи вряд ли, переместится на позицию нападающего, а в полузащите появится третий игрок для таскания и контроля мяча.

Вот так, если говорить простыми словами. Интересно, получается ли...

Другое общее соображение – ротация. Невозможно играть два матча одинаковым составом, просто потому хотя бы, что необходима свежесть. Освежать в первую очередь необходимо фланги – это наиболее челночная работа в сегодняшнем футболе, ну, а в схеме 3-5-2, да еще на выезде, от того, насколько фланговые игроки смогут быть выносливы и быстры, вообще зависит вся стратегия игры. Эти общие соображения, накладываясь на информацию из сборной, что вроде бы в основном составе наигрываются Жирков и Анюков, почти не оставляют сомнений. Так и будет.

Почему Анюков? Да потому, что весь шарм игры Быстрова в том, чтобы, освободив его от оборонительной работы, от «челночества», дать возможность использовать свою феноменальную скорость. А тут нужно «челночить». Если у англичан получится прижать нас к воротам – а на каком-то отрезке игры это неминуемо будет, – на фланге нужен игрок с защитными навыками, то есть точно не Вова. Стоит тут дополнительно помнить, что один из нападающих англичан Эмил Хески, чье место в стартовом сочетании подтверждено, умеет здорово смещаться влево.

Да и кем-то впереди все-таки надо жертвовать – см. рассуждения выше. Аршавиным не пожертвуешь – это ключевая фигура сборной Хиддинка. Одного Аршавина в чистом нападении тоже не поставишь – ему нужна глубина фронта, значит, будет игрок острия. Значит, Володя начнет игру на скамейке. Больше некому. Да и умеет он на замену выйти. Да и все его добродетели очень сгодятся на роль козыря в рукаве.

В центре поля, думаю, вне подозрений связка Семшов – Зырянов. Здесь о ротации говорить не приходится, потому что не до жиру. Гус очень долго искал футболистов, способных закрыть центр поля, и, думается, сейчас лучшего способа, чем Зырянов и Семшов, не найти. Отлично взаимопонимающие, динамичные, достаточно разные – в частности, Зырянов с его умением сыграть головой отлично дополняет малогабаритность Семшова. Да, есть еще Будянский, которого Хиддинк ценит. А мы его не «ценим» и не «не ценим», мы его просто мало знаем. Но, я думаю, Будянский, если бы и был задействован в ротационной схеме, скорее, вышел бы с македонцами. И потом – в этой части схемы нашей игры у Хиддинка ротация – второй вопрос. Это не фланги, тут столько бегать не надо. Главное – найти то самое сочетание. Оно, думается, найдено.

Кто будет с ними третьим?

Здесь может быть два решения.

Может, это все-таки будет Будянский. Тогда один из двоих названных – Зырянов или Семшов – выдвинется чуть вперед. Это вероятно, но все же, мне кажется, есть риск в разрушении именно парного сочетания опорных (в самом узком, предметном смысле этого слова) хавбеков. Нет сомнений в том, что с точки зрения динамизма или футбольных умений Зырянов или Семшов справятся с игрой «под атакой», но риск все-таки велик. Поэтому я думаю, что куда более вероятно, что третьим в полузащите появится Билл.

Он неважно сыграл с Македонией, но играл не на своей позиции. Так что вопрос в том, как тренер оценивает его форму и готовность, а позиция будет другой. Кроме того, возвращаясь к матчу с Хорватией, мое глубокое убеждение, что игра в Загребе не получилась в атаке потому (стратегическая причина), что мяч не держался в середине. Что, в свою очередь, связано с травмой Билла – помните, он сломался сразу после финала Кубка России... Билялетдиньо, если он в нормальной форме, сумеет связать середину и атаку.

Есть и еще один вариант – Торбинский. Он выходил в матче с Хорватией и очень помог как с контролем мяча, так и в оборонительной игре – Торбинский собирает подборы, вообще очень работящий футболист. Но против него говорит явный спад в игре. Причем тут не скажешь уже о том, что причина – смена позиции. Кроме того, против Торбинского в стартовом составе говорит его легкость – Билялетдинов мощнее, выше.

Думаю, реальный выбор третьего полузащитника у Хиддинка будет между Билялетдиновым и Торбинским. Все зависит от их формы – как она видна главному тренеру, как он сам ее оценивает.

Остается, по сути, одна спорная позиция – нападение. То есть ударный форвард. На эту роль гипотетически могут претендовать трое: Павлюченко, Сычев и Кержаков. Погребняк – крайне маловероятно. Главное качество, которое в матче с Англией требуется от нападающего – это мобильность. А также способность реализовать один момент из одного.

Кроме того, Гус обычно всегда держит в уме гипотетическую необходимость отыгрываться. А потому в рукаве у него среди прочих козырей должен быть большой нападающий. Думаю, это будет Павлюченко. То есть он в запасе.

А между Кержаковым и Сычевым выбор будет достаточно сложным. Оба умеют выходить на замену. Оба находятся в хорошей физической форме. Здесь некоторое преимущество у Сычева, он постоянно играет с первых и до последних минут. Но с точки зрения «реализовать один из одного» – тут Кержаков, конечно.

Я думаю, что будет выбран Кержаков.

Так что состав в итоге получается такой: Малафеев в воротах, Игнашевич в центре, Алексей Березуцкий ошую, Василий одесную. Перед ними Семшов и Зырянов, на флангах Жирков и Анюков. Причем у Жиркова больше атакующей свободы, то есть тройка центральных защитников смещена чуть влево (с Македонией было вправо).

Передовой хав – Билялетдинов или Торбинский. Никак тут не влезть в голову главного, все зависит от его оценки (я бы выбрал Билла по описанным выше причинам). Впереди – Аршавин и Кержаков. Причем учитывая, что Жирков свободнее Анюкова, а при любом выборе третьего хавбека на этой позиции получается левша, то Аршавин будет систематически тяготеть вправо.

С Богом.

P.S. Всё-таки в стартовом составе, насколько мне известно, выйдет не Кержаков, а Сычев. Что ж, тем больше возможностей перестраивать игру по ходу, влиять на неё. Большой тренер всегда имеет что-то про запас. In Gus we trust.