5 мин.

Фотофиниш

Ну вот, мы и ответили Европе, и у нас состоялся суперматч. Поди и вспомни такой. Финал прошлогодний был совсем не плох, но разве сравнится...

Здесь ведь дело было не только в сюжете или напряжении. Это во-первых, во-вторых и в-третьих был очень хороший матч, ЦСКА против «Динамо». Кстати, любопытно отметить, что в финале первая команда прошлого сезона, «Рубин», дожидалась, кто победит за право сыграть с ней в споре второй и третьей. Ну, а четвертым полуфиналистом, уж продолжать так продолжать, была «Москва» – и на момент ее полуфинала с казанцами она была одним из двух лидеров чемпионата.

Впрочем, статус Кубку дополнительный не нужен. Он и так им обладает. Нужны вот такие матчи, где теряешься, за чем наблюдать, а после игры лихорадочно топчешься на полном чемодане впечатлений – как унести, как не растерять все, что в него набилось. А разберемся, уж ладно, дома, то есть, конечно, когда матч закончится...

И вот у меня перед глазами в первую очередь почему-то возникает удивительно спокойное лицо Кобелева. Спокойное, но не бесстрастное – глазами он жжет. Но он естествен так, как будто... Вот и не знаю, с чем сравнить. Ситуаций спокойствия в жизни много, но вот ТАКОЕ и при этом с таким горящим взглядом может сочетать только очень хладнокровный тренер и только вот на таком матче. Вот Кобелев такой. И команда его играла вот так же. И даже когда пенальти била – Габулов был совершенно расслаблен, а стоящие в обнимку игроки улыбались.  

Дальше я вспоминаю гол Жиркова головой. Это не часто увидишь вообще-то. И контратака была почти образцовой, и за этим голом теснятся, просвечивают сквозь него другие моменты Юриной игры, и проход его сольный на последних минутах овертайма, когда только многомудрый Хохлов, поспев еще и сюда, оттеснил его еще немного в лицевую, отожрал еще чуть-чуть пространства – и потом уже партнеры вынесли мяч из штрафной. И в том самом голе Жиркова – голос Юрки Черданцева, который говорит: «Игра сделана!»

И попробуйте сказать, что это было не так. Она именно что была сделана, и из этого ощущения, верно схваченного комментатором, как раз и произросла вся последующая интрига. Так было и так чувствовали ситуацию и игроки на поле, причем обеих команд. Нельзя влезть в чужую голову, но видно было, было видно, да, да, с каким исступлением атаковали динамовцы. Вкладывались именно потому, что надежды-то не было. И этот гол сумасшедший, и звериный рык (неслышный, но разве обязательно это слышать) динамовского капитана, и кто-то метнулся в ворота за мячом... И ведь именно в эту минуту и не хватило, наверное, армейцам какой-то малости, чтобы устоять – я думаю, что поддержки болельщиков, увлекшихся чем-то глубоко вторичным. Да. Думаю, так. Ну, да молодежь, поймут... 

Совершенно другой, непохожий на Кобелева, Зико на своей скамейке. Благодаря другому коллеге, Косте Геничу, который вымок под этим дождем сперва, а потом делился всеми своими впечатлениями от бровки, кроме самого главного – что дико холодно, чччерт!! – очень хорошо представилось, как по-отечески он ведет себя с игроками. И это тоже форма спокойствия, которая передается. И сочувствие Маазу, который по молодости не мог игнорировать скотов на трибуне, которые бросали ему расистские замечания. И подсказки, и все по делу.

А вот разве можно забыть Карвалью в этом матче? Уставший, конечно. Толстый, безусловно. На нем сколько желтых карточек заработали динамовцы, кто помнит (я знаю, что это коллега Розанов помнит, который активно участвовал в создании еще одного пласта вокруг этой игры – эсэмэсного). Дяденька еще потом успеет написать, что первые семь раз Акинфеев бросался только влево. А потом отбил мяч в правом от себя углу. Следующий.

И неистовый Кержаков. Я больше динамовцев называю, потому что интрига и уникальность игры, конечно, в первую очередь в отыгрыше.

И перестановки. Ох, игра ума! И иезуитская цепкость «Динамо» – замен не было, вообще не было, и не «строго говоря» и не «почти», а никак и нечем было усилить атакующую игру. Исхитрился Кобелев, выгадал какие-то микроны тактики, выпустил Смолова вместо крайнего защитника и вживил его в игру. А Зико, который выпустил Нецида? Нецид пенальтист, хоть и смазал в этот раз; впрочем, не в том дело. Зико нужно было, чтобы Вагнер помог в организации игры, чтобы чуть поглубже отошел – и тот самый проход Жиркова в дополнительное время ведь и начинался с паса Вагнера, если кто помнит. С паса Вагнера на новой позиции.

И дуэль вратарских взглядов, конечно. Это впечатление и не более, но казалось, что год назад в финале за «Амкар» Габулов здорово дергался, выходя в серию против Акинфеева – так и не уступившего ему первенство ни в клубе, ни в сборной. А сейчас было немного наоборот. Сейчас Габулов словно подначивал своего естественного соперника: а я улыбаюсь. Я спокоен...

А что стало главным слагаемым в этой игре? И вратари поровну отбили, и тренеры вдоволь нахитрили, и футболисты отдали столько, сколько имели – даже Димидко, замечательный универсал в том смысле, что куда его ни поставь, все равно получится Димидко, конечно же, выложился по горлышко. Если кому-то покажется, что я напоминаю его промах в серии или природную неловкость – ну, это же не имеет отношения к делу, это Кубок, там главное, что ты отдашь, а не что в тебе заложено. Свой последний Кубок против матерого соперника «Динамо», с Кобелевым во главе же – но с капитанской повязкой, выиграло не просто с детским садом, а с футболистами, собранными из второй и первой лиг, которые впоследствии уже никогда и ничем не сверкнули (Богомолов?.. Ишкинин?.. Помнит только история), и в чуть, правда, более длинной серии пенальти... В день, когда Шамиль Басаев захватил больницу в Ставрополье.

Забудьте, не лотерея пенальти. Это тоже состязание в мастерстве. Неужели вот так, когда бьют без права на ошибку, когда два раза серия, которая может закончиться одним ударом и все равно идет – ну, разве это лотерея? Не льстите случаю. Это мастерство тоже. И опыт тоже. И класс тоже. Просто – на фотофинише.

Вырвал в этот раз ЦСКА. ЦСКА – слава!