Блог Умное ФК

Евгений Плющенко: транзишны и сложные заходы на прыжки

Слышали, что ученики Мишина катают разбег-прыжок, а у Плющенко не было транзишнов? Это - полнейшая чепуха, и в данном посте мы разберём, почему.

Часто в интернет-сообществах, посвящённых фигурному катанию, при обсуждении выступлений учеников и учениц Алексея Мишина от фанатов можно услышать мнение, что Профессор отстал от современности на двадцать лет и не смог перестроиться на новую судейскую систему, что у него фигуристы катают разбег-прыжок, и что вообще никогда у него не было компонентных фигуристов. Этот стереотип удивительно живуч: казалось бы, что мешает сейчас, когда во всемирной паутине доступны как современные видео, так и записи прошлых лет, пересмотреть их и убедиться в обратном? Я вот недавно смотрел некоторые программы Евгения Плющенко из разных периодов его долгой блистательной карьеры и обратил внимание на то, как у него и руки чётко работают, и пальчики дотянуты – словом, можно по-разному относиться к тому, какую хореографию и какие программы он исполнял, спорить об их художественной ценности, но с хореографической выучкой там всё в порядке.

А потом я пересмотрел прокаты Евгения на чемпионате Европы в Шеффилде и конкретно так прибалдел. Вообще полезно по мере накопления зрительского опыта пересматривать старые программы – можно обнаружить много нового, на что раньше внимания не обращали. А прибалдел я, потому что обнаружил, что его программы были сделаны в полном соответствии с требованиями новой судейской системы, в частности, касательно транзишнов. Рассказываю, на что я там по-новому взглянул и что увидел.

Возьмём для начала короткую программу и внимательно посмотрим на ту её часть, в которой располагаются прыжки. В коротком прокате Плющенко не прыгал четверной прыжок, первым элементом исполнял каскад 3-3. Обращает внимание, что подсечки для набора скорости располагаются вдоль короткого борта, заканчиваясь в одном углу катка, а каскад находится в противоположном. Почему? А потому что между ними расположился целый блок транзишнов: шаги и повороты, предваряющие заход на лутц-тулуп – на левой ноге тройка назад-внутрь, тройка вперёд-наружу, моухок назад-внутрь, чоктау вперёд-внутрь. И только затем, после перехода на ход вперёд, непосредственный заход на каскад – перекрестный, моухок, перекрестный, перетяжка.

После каскада, разумеется, участок набора скорости также есть, но сам следующий прыжок – тройной аксель – предваряет комбинация из двух поворотов. Надо сказать, если кто заметил, сейчас вообще такие заходы в качестве сложных стали очень популярны: в прошедшем сезоне заходы на триксель, представляющие из себя два поворота – крюк с выкрюком – и перетяжку перед аксельным моухоком, включили в свои программы Алёна Косторная, Даниель Грассл, Чжун Хван Ча; менее сложную вариацию такого захода – с двумя тройками – исполнял в произвольной программе Натан Чен, а как часть более сложного захода эту комбинацию использовал несколько лет назад Юдзуру Ханю.

Евгений Плющенко на видео восьмилетней давности демонстрирует то, что сейчас потихоньку начинает входить в арсенал топ-фигуристов: исполняет при заходе на тройной аксель повороты на правой ноге – крюк назад-внутрь, выкрюк вперёд-внутрь. В сравнении с аналогичными наиболее сложными заходами современности Евгений поступает чуть проще – меняет ногу при помощи широкого шага и обратно – с помощью шассе, добиваясь того же эффекта смены ребра, что и при исполнении перетяжки, и уже после этого встаёт на дугу для выполнения перехода на ход вперёд и прыжка. После трикселя снова связочки, среди которых – тройка и чоктау. Непосредственно перед тройным риттбергером дважды выполняется риттбергеровая тройка (тройка, моухок, переход на правую ногу) – сольный прыжок с шагов в короткой программе, всё по правилам.

Если кто-то думает, что это Евгений просто облегчил программу, поэтому так лихо с шагов всё прыгает, то для вас сюрприз – перед четверным тулупом в произвольной программе у Евгения присутствуют транзишны, очень похожие на те, что исполняются им перед тройным лутцем в короткой - тоже две тройки, моухок, чоктау, перекрестный шаг, широкий шаг, шассе, после разворота – тройка, смена ноги, четверной с выездом в тройку и бауэр.

Алё, народ! Вы это видели? Шаги на заходе на четверной, сложный выезд с четверного. Вестимо, это и есть тот самый Мишинский разбег-прыжок, рассказами про который нас так усиленно пытаются потчевать некоторые фанаты:)

Первый триксель в произвольной программе выполняется с простого захода – он стоит почти сразу после четверного, Евгений успевает лишь перестроиться и набрать скорость – и риттбергеровая тройка перед риттбергером тоже на сей раз одна. Зато с того же захода, что и в короткой – крюк и выкрюк – исполняется каскад триксель-тройной тулуп. Два тройных лутца – каскадный и сольный – предваряют троечки, за которыми уже спортсмен выполняет перекрестный, моухок, перекрестный и перетяжку. Сальхов в комбинации – с тройки и моухока. Дупель без особых излишеств, с дуги, но сразу после хореодорожки, без подготовки. То есть на самом деле прыжки всех видов, которые в программу были включены, Евгений хотя бы по разу исполнил с каких-то креативных заходов, а просто с шагов так и вовсе практически все.

Подведём итоги. Утверждения, что Мишин отстал от современности, застрял во времена старой системы судейства, не знает, как использовать новую, что его спортсмены некомпонентные, не умеют кататься, катают разбег-прыжок и так далее – полнейший миф. Пожалуйста – самый известный, знаковый ученик Профессора, соревновавшийся большую часть карьеры ещё до введения новой судейской системы, который на новую был вынужден перестраиваться по ходу дела, продемонстрировал нам в своих программах весьма достойный даже по нынешним временам набор транзишнов и сложных заходов на прыжки. Впечатляет, что эта работа была им проделана всего за месяц: на национальном первенстве того сезона его программы ещё не были доработаны, наиболее интересные связки добавились специально для выступления на чемпионате Европы. Это говорит о том, что уровня мастерства Плющенко с лихвой хватило, чтобы воплотить на льду добавленные в короткие сроки детали, приведшие программы в соответствие с принципами новой судейской системы.

«Некомпонентный» Плющенко, говорите?

Да щас.

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья