5 мин.

Хотите стать спортивным комментатором? 10 советов Дениса Цаплинда

1. Разминайтесь перед комментированием.

Если вы только что проснулись и сразу сели за микрофон, ничего хорошего у вас не получится. Всё просто: мышцы лица, языка, а также голосовые связки ещё "спят". С момента пробуждения до того мига, когда команды выйдут на поле, а вы поприветствуете телезрителей, должно пройти хотя бы два часа. Ну и непосредственно перед репортажем проведите небольшую разминку для губ, языка и челюстей. Футболисты же разминаются перед матчем. Чем вы хуже? Да и пользу от чтения скороговорок никто не отменял. Не забывайте про Карла и Клару, и у вас никогда не будет проблем с Алдервейрелдом.

 

2. Не будьте унылыми и скучными.

Даже если матч вызывает лишь зевоту, всегда в ходе подготовки к репортажу можно найти несколько историй или фактов, которыми вам удастся развлечь зрителя в совсем уж тягучих эпизодах. Читайте классиков и современников, расширяйте кругозор самыми разными способами, общайтесь с коллегами, заведите видеоблог. Это поможет вам стать хорошим рассказчиком, и заполнить получасовую паузу, вызванную ливнем или поломкой стадионного освещения, будет для вас плёвым делом.

 

3. Не увлекайтесь сторонними темами.

Даже если вы нашли какую-то эксклюзивную информацию, которую, на ваш взгляд, необходимо озвучить, будьте осторожны. Углубившись в её изложение, особенно, если вы что-то читаете с листа, можно пропустить опасный момент или даже гол. И упаси вас бог начинать подобное лирическое отступление во время стандартного положения.

 

4. Наблюдайте, отмечайте и делитесь.

Комментатор не просто тот человек, что "гоняет мяч" по полю и называет фамилии игроков. Отмечайте про себя повторяющиеся и любопытные игровые моменты и периодически делитесь наблюдениями со зрителем: вон защитнику третий раз пробросили мяч под опорную левую; вот хавбек, приняв пас, смотрит под ноги, не видя партнёров; а здесь игроки обороны вытесняют форварда к левому углу штрафной, зная, что он правша; и т.п.

 

5. Не прячьте свои недостатки.

Если вы картавите, шепелявите или присвистываете, попробуйте сделать из этого уникальную "фишку". Посмотрите на Никиту Ковальчука, Кирилла Дементьева, Владимира Познера, наконец. Они незаурядны и узнаваемы, хоть и не обладают дикцией Игоря Кириллова. А любые попытки завуалировать свои минусы будут походить на то, как стареющая женщина покрывает лицо тоннами пудры: морщин вроде нет, а комичности хоть отбавляй.

 

6. Купите словарь ударений.

Неправильное произношение слов - это тот недостаток, с которым, я считаю, нужно бороться. Особенно если вы работаете на радио или телевидении. Многие даже не знают, как часто они говорят неправильно: "óтдал мяч", а не "отдáл"; "включи́т режим экономии сил", а не "вклю́чит"; "исчéрпать все возможности", а не "исчерпáть"; и.т.д. Также не употребляйте слова, в значении которых вы не уверены. Например, "нелицеприятный" - это не "неприятный", а "справедливый".

 

7. Не бойтесь быть на кого-то похожим.

Если вам постоянно говорят, что ваш стиль один в один, как у Стогниенко, Черданцева или Уткина, не переживайте. Если вы комментируете не так давно, то это нормально. Каждый, кто в первый раз берёт в руки гитару, начинает играть, как Цой, Высоцкий или Кобейн. Каждый, кого родители отдают в детстве в футбольную школу, видит себя Роналду или Месси. Это неизбежно. Но с годами работы ваш стиль сам найдёт вас. Вы даже не заметите.

 

8. Не навязывайте себя.

Вас не должно быть слишком много. Зритель прежде всего смотрит футбол, а комментатор вторичен. Вы не первая скрипка в оркестре. Вы, скорее, хорошо составленная программка, которая помогает пришедшему на концерт ориентироваться в действе. Но, в то же время, не бойтесь пошутить или поделиться своим мнением. Вовлеките зрителя в диалог. Вспомните прекрасного Владимира Маслаченко.

 

9. Играйте интонацией и динамикой голоса.

"Привяжите" громкость голоса к скорости движения мяча. Этот момент отчасти спорный, но попробуйте говорить громче и динамичнее, если мяч начинает "ходить" от игрока к игроку быстрее. Найдите гармонию своей интонации с тем, что происходит на поле, и не только тогда, когда футболист бьёт по воротам.

 

10. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Если вы будете перенапряжены, это скажется на вашей речи и, соответственно, на восприятии её зрителем. Старайтесь говорить свободно и чётко, посылая звуковой поток из живота через диафрагму в лоб. Почувствуйте, как звук резонирует в черепной коробке, а не зажёвывается в носоглотке. Если вы ошиблись, не переживайте и не оправдывайтесь в эфире. Все ошибаются: и игроки, и тренеры, и судьи. Признайтесь зрителю в "косяке" и шагайте дальше также легко. И ловите кайф от процесса!

 

P.S. Пост навеян конкурсом комментаторов, проводимым в эти дни телеканалом "Матч ТВ". 

P.P.S. Разумеется, всё вышеизложенное в разное время и другими словами говорилось практически всеми комментаторами. Большая статья несколько лет назад была опубликована на "Спортсе" Василием Уткиным. На сайте "Первого канала" можно найти советы Виктора Гусева. Ну а вообще, спасибо всем работникам данной телевизионной отрасли (назовём это так) за формирование меня как комментатора, пусть пока и не федерального уровня! :)