Блог Триумфатор и GameleonTeam

Что же такое xG модель? И как её можно применять в ставках на футбол?

Всем привет друзья, по традиции, после выпуска видео, мы выпускаем текстовый формат информации, которую вы могли узнать из видео. Это будет полезно будет тем, кто лучше обучается в текстовом. В последних двух выпусках мы затронули очень важную тему, без которой прогнозирование по футболу в 2018 году просто невозможно. Речь пойдет о моделе xG. 

В самом начале статьи хотелось бы напомнить вам, что для обучения заработку ставками лучше всего пользоваться сайтом https://xscore.win Так же данный сайт является мировым лидером в области xG статистики. 

Что же такое xG модель? xG («expected goals») – это модель ожидаемых голов. В основе её лежит показатель ударов по воротам, на основе которого мы можем оценить сколько реально голов должна была забить команда, если учесть все удары которые она нанесла. Это очень похоже на EV показатель в покере, так что тем кто играет в покер профессионально это все должно быть очень знакомо.

xG работает следующим образом, каждому удару в матче присваивается коэффициент опасности. Коэффициент опасности это по сути ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАБИТЬ ГОЛ.

Автор одной из первых известных моделей Эгил Ольсен тренер сборной Норвегии по футболу 1990-1998 однажды заявил, что он не доверяет победе со счетом 1-0, если его команда нанесла всего 1 удар, а соперник бил 10 раз. И так же он не сильно расстроится поражению 0-1, если его команда нанесла 10 ударов по воротам, а соперник всего 1.

Для простого примера. Если команда нанесла удар по воротам с хорошей позиции, где вероятность забить гол примерно 30%, то система xG засчитывает этот удар как 0,3 гола, независимо от того, реализовал ли игрок этот момент в гол или ударил на трибуны.

В совокупности эта система нам показывает, что непосредственно сами голы – очень ненадежный показатель команды в конкретном матче. Она помогает выявить недооцененные команды, которым сейчас не везет и напротив команды, которым очень сильно везет. Из-за чего слабая часть пула игроков которая не учитывает данный показатель, будет их недооценивать или напротив переоценивать.

К примеру, если команда за 10 матчей набрала 18.4 ожидаемых голов по xG, а её фактический результат составляет всего 8 голов за 10 туров, то это говорит о том, что данной команде очень сильно не везет в атаке и стоит рассмотреть ставки на нее в дальнейшем, особенно против команд, которым наоборот везет. Или же рассмотреть ставки на тотал больше этой команды, который так же будет недооценен, ведь данная команда забила намного меньше голов, чем должна была. Так как базовая статистика которую мы привыкли видеть, никак не отображает показатель везения. Если вы в базовой статистике увидите команду с 8 голами за 10 туров, то решите, что это слабо результативная команда, хотя на самом деле проблема команды заключается в том, что на данный момент у команды черная полоса с реализацией моментов.

Футбол спорт с очень низкой результативности и голы как правило не показывают реальную ситуацию на поле. Поэтому чтобы нам лучше ориентироваться в футболе, система xG приходит нам на помощь помогая оценить качество игры команд лучше, чем это делают голы или турнирная таблица. На основе xG строят ставки в настоящее время все серьёзные бетторы.

Кстати, помимо xG голов, есть еще множество других интересных статистических показателей, работающих по тому же принципу и на которые практически никогда не обращают внимание. Например, любой навес с фланга несет в себе %, при котором нападающий ударит с опасной зоны и будет иметь высокую вероятность забить гол. Поэтому если футболист попытался навесить в опасную зону, а его навес блокировали, то этот навес все равно включал в себя % гола. На сленге футбольных комментаторов это называется «назревает гол», это фактически, когда не видно ни одного удара по воротам, зато регулярно идут навесы или прострелы в опасную зону, которые не проходят по причине блокировки защитниками или неточности навеса.

Но нас интересует тот факт, что никогда такой навес или пас не пойдет ни в одну популярную статистику, которую смогут использовать большинство игроков. Поэтому если вы пользуетесь таким продвинутым методом, то сможете быть далеко впереди пула игроков.

И xG, как я уже сказал ранее, способна выявить недооцененные команды, которые хорошо выступают из матча к матчу и должны выигрывать большинство матчей, но им не везет, и из-за неудачных стечений обстоятельств они регулярно теряют очки и получают незаслуженную критику в свой адрес.

До появления xG все удары в статистике были безликими сухими числами, и это была главная проблема.

Вот представьте ранее вот этот удар с 1 минуты 35 секунды: 

https://youtu.be/MXIbRA1Ot-E?t=1m35s

Равнялся этому (С 3 минуты, 22 секунды) 

https://youtu.be/MXIbRA1Ot-E?t=3m22s

 

И в статистику оба этих удара сохранялись сухой единичкой. Поэтому когда одна команда наносила больше ударов чем другая, по статистике казалось, что она сыграла лучше, но это не всегда было правдой. Согласен, на длинной дистанции в 30000 матчей, действительно та команда которая наносит больше ударов, чаще будет побеждать. Но вот здесь и кроется вся основная загвоздка. Футбол как я уже писал - спорт с очень низкой результативностью и небольшой выборкой матчей за сезон, поэтому принимать за правду статистику по сухим ударам всего лишь за пару десятков матчей, не является разумным решением, потому что разброс вероятностей там будет гигантским. Именно для решения такой проблемы, нам на помощь пришел xG, который способен оценить качество каждого удара.

Рассмотрим два удара из видео выше.

В первом случае Квальярелла бьет рабочей правой ногой с очень близкого расстояния, практически без помех, вероятность гола в этом моменте должна быть близка к 100%.

Квальярелла

 

Во втором же моменте Д’Алесандро бьет из-за предела штрафной, при этом удару предшествуют события, которые явно не повышают вероятность забить гол. Я имею в виду неудобную для удара позицию с разворота, так же впереди и по бокам от него 4 игрока соперника. Все это в сумме уменьшает вероятность забить гол. Из этой позиции в такой ситуации он забьет не чаще, чем 1 раз из 20-25 ударов. А значит максимальная вероятность забить гол здесь не более 4-5%.

Де

А что же нам показал в этих эпизодах один из популярных сайтов по расчету xG в сыгранных матчей ?

https://understat.com/match/7505

Как вы видите удару Квальяреллы он присвоил 84%, а удару Д’Алессандро 3%.

Теперь вы можете видеть, что если раньше оба этих удара попадали в статистику сухой цифрой «1», то теперь благодаря системе xG каждый удар обрел свое лицо, а точнее вероятность стать голом. В случае с Квальяррелой удар имел вероятность 0,84 гола, а вероятность удара Д’Алессандро соответственно 0,03 гола. Если бы это были единственные удары за весь матч от команд, то счет по xG был бы 0,84 – 0,03 и не важно в конечном итоге как закончится матч в реальности, для нас это не имеет абсолютно никакого значения. Нам для построения моделей по прогнозированию матчей интересует только xG. Из-за слишком малого количество матчей за сезон, мы просто не можем рассматривать все удары одинаково и уж тем более, не должны учитывать счета, с которыми закончились матчи. Нам нужна более глубокая и продвинутая статистика.

Давайте теперь рассмотрим какие же факторы влияют на вероятность гола в том или ином моменте?

На самом деле факторов, влияющих на вероятность гола во время удара бесчисленное количество, вплоть до того в каком настроении игрок, куда дует ветер в данный момент или что ел сегодня на завтрак игрок. Все эти факторы безусловно так или иначе влияют на вероятность поразить ворота, но во-первых эти факторы относятся к разряду тех, которые практически невозможно отследить и просчитать, а во-вторых эти факторы очень слабо влияют на вероятности, по сравнению с некоторыми другими, которые непосредственно очень сильно влияют на вероятности и являются ключевыми.

Я выделю три ключевых фактора, которые влияют на вероятность гола:

1. Расстояние до ворот.

2. Угол относительно линии, делящей поле пополам в продольном направлении. Относительно этой линии строится угол от точки удара до точки середины ворот. (см. скрин ниже)

Скрин

3. Степень заблокированности удара. Какую площадь обзора ворот закрывают защитники, блокирующие удар, и какая площадь ворот в зоне досягаемости вратаря.

Теперь я пробегусь вкратце по этим 3 факторам и начну с первого, а именно с расстояния до ворот. К примеру, если игрок бьет с 80 метров, то какие бы не были данные у двух остальных факторов, вероятность забить гол будет низкая.

Что касается второго пункта, если игрок бьет с нулевого угла, то его уже не спасет маленькое расстояние до ворот и отсутствие помех в виде защитников. Так как поразить ворота с острого угла очень тяжело.

То же самое справедливо и с блокировкой мяча. Если вплотную на расстоянии 10 сантиметров перед мячом 3 игрока соперника, плюс вратарь на линии, то все остальные факторы уже не важны, так как поразить ворота с такой позиции практически невозможно, т.к. практически все удары будут заблокированы соперником, а значит вероятность гола здесь близка к нулю.

Так что эти 3 фактора являются по сути равномерными, и их вы можете ставить в любой последовательности, так как каждый из них существенно влияет на вероятность поразить ворота.

Есть и другие факторы, такие как скилл игрока, скилл вратаря, какой частью тела бьет игрок, сколько игрок пробежал перед ударом и многое другое, все это безусловно тоже важно, но все эти факторы значительно уступают по важности 3 вышеперечисленным, так как не влияют существенно на вероятность забить гол. Да от этих факторов вероятность реализации изменяется, но не настолько сильно как от основных факторов.

Вот так на основании различных факторов и определяется вероятность гола для каждого удара, то есть вне зависимости от того куда полетел мяч после удара, на трибуны или в сетку ворот на оценку вероятностей это не влияет никоим образом, оценка вероятности происходит в момент удара.

Посчитав вероятности гола во всех ударах команды за матч, мы складываем эти вероятности и получаем альтернативный счет матча по xG. И с помощью этого альтернативного счета по xG мы и можем строить всевозможные модели прогнозирования вероятностей исходов событий. О них мы поговорим в следующих статьях! 

Напомню вам, что для обучению заработку ставками лучше всего пользоваться сайтом https://xscore.win Так же данный сайт является мировым лидером в области xG статистики.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья