6 мин.

Правила жизни Дэвида Блатта

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

В России я не боюсь антисемитов. Я встречал их всюду, куда бы ни направлялся в жизни. В Америке я играл за университет, который 40 лет не разрешал учиться у себя евреям. И это Принстон, учебное заведение, известное во всем мире. Думаете, он сильно с тех пор изменился? Каждый год в мир приходят перемены, но есть ли хоть какие-то позитивные сдвиги в отношении к евреям, я не знаю.

Если я не работаю, значит, я ем или сплю.

Год, проведенный в России, в петербургском «Динамо», стал ключевым в моей карьере, а сам этот город теперь у меня в ряду любимых. Петербург – мегаполис с обаянием небольшого городка. Москва – это нечто совершенно иное: здесь невероятный ритм и удивительное количество мест, куда можно сходить вечером. Но тут почему-то не приходит в голову идея отправиться на прогулку.

Моя история удивительна. Израильтянин американо-еврейского происхождения, который тренирует сборную России. Меня поражает, когда я думаю об этом

Мои дедушка и бабушка перебрались в США из России, так что я еще до приезда сюда считал эту страну немножко родной.

Я очень и очень русский. В своем отношении к российскому баскетболу к людям, с которыми я работаю. И вообще к России.

Когда я был ребенком, то, конечно, в финале Олимпиады 1972 года болел за сборную США. Тогда мне казалось, что американцы проиграли из-за судей, но сейчас я изменил свою точку зрения. Думаю, победители заслуженно взяли золото. Хотя и проигравшие не заслуживали поражения.

(Перед победным Евробаскетом-2007) Нам следует установить цель, иметь достаточно амбиций и смелости, чтобы следовать ей. Нужно верить, что мы можем обыграть любую команду в Европе. Я лично в это верю.

Я не волшебник. Я просто искренне, по-настоящему верю в свою команду. Последние пять лет было много разговоров о том, что в России, дескать, нет классных игроков. А на самом деле игроки были и есть. Нужно только дать им возможность поверить в свои силы.

Цели команды должны быть приоритетнее по сравнению с индивидуальными. И лидеры клуба должны это четко понимать и подталкивать команду в нужном направлении каждый день. Если брать по пунктам. Должны ли игроки поддерживать отношения вне площадки? Нет, не обязательно. Должна ли раздевалка команды всегда быть счастливейшим местом на земле? Это было бы хорошо, помогло бы, но тоже необязательно. А вот иметь в команде некоторое количество игроков-лидеров и тренеров, которые понимают цели «от и до» и стремятся к их достижению. Это обязательно. Если у главного тренера есть такие люди, то вопросы командной химии становятся второстепенными.

Моня? Сергей со мной с первого дня в сборной, а он был семь лет назад. Он никогда не пропускает матчи, не пропускает турниры, не упускает ни одного шанса помочь команде. Он – это и есть российский баскетбол. Он – лицо всего того, что мы делаем. Для меня Моня – лучший подопечный.

Особого интереса к моей персоне в США нет. Я уже 25 лет живу в Европе, и в Америке никогда не тренировал.

Я не просыпаюсь с мыслью о том, чтобы поскорее стать тренером команды НБА. Я знаю, что я мог бы там тренировать. Необходимо ли мне это для того, чтобы признать свою карьеру успешной? Нет. Я тренировал множество игроков НБА, я знаю, что это за уровень. Я знаком со всеми в лиге, и я бы хотел там работать. Но это не цель моей жизни.

Лично я в удачу не верю. Фарт – это ситуация, когда подготовка находит возможность для реализации.

Я думаю, что вы можете назвать свою команду хорошей в том случае, если она побеждает в действительно сложных матчах.

Существует два вида тренеров и два вида людей — существуют макро-тренеры и микро-тренеры. – Я микро-тренер. Я не вижу большой картины во время игры. Это мне не интересно. Я вижу розыгрыш напротив меня. Если я делаю какие-то вещи на тренировках каждый день на протяжении месяцев, и я микро-парень, то что вы от меня хотите? Мне плевать, какой сейчас счет. Это так важно для меня, потому что в следующий раз, когда такое случится, мы можем вести не 20 очков, а два. Так что я борюсь за этот момент, за это очко, и люди все время говорят мне — почему ты так расстроен? И они правы.

Реклама 18+

Когда я приехал в сборную России, то первым делом сказал, что никто не должен приезжать в сборную, если он этого не хочет. Люди не могли в это поверить, это был не советский метод

Для меня все баскетболисты моей команды – просто игроки. А звезды – они в небе. Да и то из Москвы их не разглядишь.

Я не стремлюсь собрать состав из 12 условно лучших игроков страны. Для меня важно, чтобы каждый из парней обладал каким-то определенным умением.

Когда меня спрашивают о том, что является самым трудным в работе баскетбольного тренера, я обычно говорю: изобилие свободного времени.

Я такой же человек, как и все. Само собой, я иногда совершаю ошибки, о которых впоследствии сожалею. А кто их не делает?

Когда я был баскетболистом, мы с друзьями порой гуляли до четырех-пяти часов утра, а потом просыпались и, как ни в чем не бывало, ехали на игру к девяти.

Нельзя сойти с поезда на первой остановке из-за того, что поездка утомительна, а дорога длинна, а потом, когда выяснилось, что это дорога вела к очень красивым местам, вскочить обратно. Нельзя только пожинать плоды. Надо их сначала вырастить.

Как говорят англичане, деньги – корень всех зол. Но я не считаю, что это обязательно так. Есть люди, которые контролируют деньги, и люди, которых контролируют деньги. Если у тебя второй случай – неважно, баскетболист ты, бизнесмен или школьный учитель, – у тебя будут проблемы. Моя философия проста: большинство людей зарабатывают столько, сколько заслуживают. Если на тебя свалились деньги, а ты не умеешь с ними обращаться, они тебя поменяют…

Я счастлив быть единственным израильтянином, завоевавшим медаль на Олимпийских Играх в Лондоне.

Все, что мы делали на протяжении этих семи лет, мы делали для развития российского баскетбола. После событий перестройки потребовалось немало времени, чтобы Россия снова заняла свое место в баскетбольном мире. Сейчас нам удалось вернуться в число лучших команд планеты.

Не так просто находить в себе силы и энергию, чтобы заниматься той работой, которую делаю я. То есть тренировать две столь значимые и выдающиеся команды, как сборная России и «Маккаби». В такой ситуации ты просто обязан выжимать из себя всё, на что способен – плюс немножко ещё. Иначе просто нельзя. И я каждое лето вновь и вновь задавал себе вопрос: по-прежнему ли я готов к этому, по-прежнему ли у меня хватает эмоционального запала для того, чтобы осилить такую работу?

Это были великолепные и исключительные 7 лет. Я покидаю свой пост с чувством гордости и счастья от того, что сейчас национальная сборная России находится на пике своего развития. Лицо российского баскетбола узнаваемо и уважаемо во всем мире, и его будущее ярко освещено благодаря нашему примеру. Я буду скучать по всему этому. Служить и работать вместе с вами было для меня честью. Удачи и пока!

Материал собран на основе интервью Дэвида Блатта АиФ Петербург, Спорт-Экспресс, Sports.ru, championat.com, nba.com, сайт телеканала Eurosport, официальный сайт РФБ, журнал PROспорт, New-York Times, Sports Illustrated, Haaretz.com.