6 мин.

Грунтовая кастрация от WTA

Это произошло еще в прошлом году, но результаты стали видны только сейчас. Еще пару лет назад грунтовый сезон в женском профессиональном туре имел свою стройность, логичность и завершенность. Сразу по окончании весенней хардовой серии ведущие теннисистки перебирались на зеленую американскую глину. Это покрытие мало что имеет общего с классическим европейским грунтом, но оно позволяло теннисисткам не спеша втягиваться в грунтовый сезон. Очень сложно сразу без перерыва переходить с харда на грунт, и именно эти турниры помогали многим безболезненно осуществлять это переход. Три турнира в Сарасоте, Амелии-Айленд и Чарльстоне, впоследствии осталось только два последних, всегда проходили в захватывающей борьбе, по ним мы могли уже судить о перспективах ведущих теннисисток на европейских турнирах, где окончательно и определялись главные фавориты завершающего весь грунтовый сезон французского чемпионата. После недельного перерыва стартовала вторая часть сезона уже в Европе – Гамбург, Берлин, Рим и Страсбург.

Хочу немного остановиться на турнире в Гамбурге. Именно здесь произошло роковое событие, которое в дальнейшем изменило весь ход истории женского тенниса. Этот турнир открылся еще 1982 году, но свой статус одного из главных европейских турниров на песке он приобрел в 1987 году, когда ему была присвоена 2 категория и его стали посещать ведущие теннисистки планеты. Восемь финалов подряд тут сыграла великая немка Штеффи Граф, одержав победы в первых шести. Но после того, как ее фанат ранил Монику Селеш, немке так и не удалось здесь продлить свою серию побед. На этом турнире, по закону грунтового жанра побеждали специалисты игры на этом покрытии. Единственная, кто сумел нарушить этот стройный ряд, была Винус Уильямс, которая смогла тут одержать две победы. В 2002 году этот турнир прекратил свое существование и переехал в Варшаву, где, кстати, американка продолжила свою серию побед на грунте. Немного выделялся из этого ряда турнир на Форо Италико, где традиционно корты были самые быстрые. В какой-то степени именно поэтому здесь редко побеждали королевы грунта, а кое-кто из них и игнорировал этот турнир. Но в прошлом сезоне руководство женского тенниса решило модифицировать путем кастрации грунтовый сезон и превратило его в витиеватую серию турниров, оставив при этом турниры на зеленой глине, правда, резко понизив их ранг. А для придания остроты ощущений устроили Голгофу в виде двух спаренных обязательных премьер-турниров, где в течении двух недель приходится играть до 10-ти матчей с перепадом высот в 600 метров. В итоге теннисисткам приходится скакать из харда на грунт, далее как повезет (Кубок Федерации), потом на грунт под крышей, оттуда на воздух и тут же на высоту… Тем, кто не успел, или кто все-таки захотел попробовать настоящий грунт в календаре – добро пожаловать в Страсбург...

Все бы ничего, если бы при этом не был совершен акт вандализма над, пожалуй, лучшим за всю историю осенних соревнований в зале турниром в теннисном центре города Фильдерштадт. Этот турнир был детищем директора этого центра Дитера Фишера и автомобильного концерна Porsche AG, и первый раз состоялся еще в далеком 1978 году. Он не один раз признавался лучшим турниром года. Сюда съезжался весь свет теннисной элиты в борьбе не только за титул и призовые, но и за возможностью уехать на новенькой модели «Порше». Здесь произошло немало теннисных событий, которые вошли в историю тенниса. История, которую так любит повторять Роджер Федерер про знакомство Мартины Навратиловой и маленькой Мирки, произошла именно на этом турнире. Мне это турнир запомнился двумя вещами – в 1991 году шестикратная победительница Мартина Навратилова была в шаге от повторения рекорда своей извечной соперницы Крис Эверт, но тай-брейк в решающем сете не принес Мартине 157-ю турнирную победу. Еще запомнился 1998 год, когда после выхода в финал мировой рейтинг впервые возглавила Линдсей Дэвенпорт. И, конечно, он не мог не запомниться своими церемониями награждения победительниц, которые тут же на корте садились в новенький «Порше» и совершали круг почета. Этот турнир в свое время так и не смогла выиграть Штеффи Граф, как и не смогла его выиграть и Крис Эверт, дважды уступив здесь в финале Мартине. В 2006 году турнир переехал в Штутгарт, а в 2009 году в зал вместе с «Порше» заехало несколько грузовиков с песком. Не смотря на успешные выступления в прошлом году наших девочек, меня не покидало уныние от всего увиденного. Я так и не понял, для чего было это сделано, еще больше я не понял, для чего было решено проводить в конце апреля такой нелогичный турнир на грунте под крышей. И уж совсем не вижу никакой логики во всей этой европейской серии турниров на грунте.

Сегодня состоится финал между Жюстин Энен и Самантой Стосур. Скорее всего, он закончится победой бельгийки. Жюстин очень хотелось вернуться в тур по примеру своей землячки, и, как мне кажется, это очень давило на Энен в начале года. Но потихоньку она сбросила с себя этот груз ответственности, и теперь ничего себе не доказывая, может просто получать удовольствия от тенниса и новых побед. Показывая свою фирменную игру с самого начала возвращения, Энен проигрывала свои ключевые матчи чисто по психологическим причинам. По идее она должна была выиграть свой первый турнир еще в Майами, и выиграла бы его, если бы ей не пришлось там встретиться с Ким. Кляйстерс, ничего не изобретая нового, перекидывала мячики на сторону соперницы. И лишь очень большое желание Жюстин победить, принесло в итоге победу ее соотечественнице. Вчерашний матч с Янкович, да и сегодняшний с израильтянкой показал, что она готова к победе, тем более, что играет она на своем любимом покрытии, пусть и нелепо посыпанным на хардовый корт в зале. И хотя игра бельгийки вызывает много вопросов, частенько на корте она принимает дивные решения. Но, повторюсь, главное здесь ее готовность к победе, а игра скорректируется в процессе подготовки. Елена Янкович лишний раз подтвердила, что бороться с элитой ей не под силу, точнее бороться то она может, но вот побеждать нет. Прошли те времена, когда она скакала из турнира в турнир, а остепенившись, тут же дала понять, что выиграть она сможет любой турнир, но только тогда, когда сильные мира сего ей сами это позволят. Комментировать выступление Светы Кузнецовой просто не хочется. То, что Света провалила всю свою подготовку к сезону, стало понятно еще в Австралии, но честно говоря, верилось, что она сможет что-то скорректировать в своей игре по ходу сезона. Глядя на сетку турнира в Риме, понимаю, что и там не приходится надеяться на повторение прошлогоднего выступления. Но о римском турнире в другой раз. Остается Саманта Стосур. Не смотря на ее неплохие результаты на грунте в этом году, плюс полуфинал прошлогоднего РГ, все же не вижу ее среди главных героинь будущих грунтовых баталий.

До старта Ролан Гаррос осталось три недели. Вопросов много, ответ есть только один. Жюстин Энен объявила о своей готовности побороться там за пятый титул и, как мы видим, это не просто пустые слова. В понедельник бельгийка возглавит гонку преследования и станет теневым лидером сезона. Чем ответит Винус? Или она как и младшая сестра забьет на тур до старта Уимблдона? Винус традиционно неплохо выступает в Риме, она даже тут одерживала победу. От ее успешного выступления зависит судьба третьего места в рейтинге. Казалось, вряд ли ее может заботить такая мелочь, но надеяться на волю жребия в Уимблдоне ей бы точно не хотелось, а второе место не так уж и далеко. И римский турнир как раз ей в помощь с учетом той суммы баллов, которые в ближайший месяц придется защищать еще не вошедшей в игру Динаре Сафиной и явно выпавшей из игры Каролин Возняки.