5 мин.

Что такое зрелищность?

Что-то как-то резко все закончилось, вы не находите? Не успели просохнуть усы от новогоднего застолья, а тут трах-бах - финал Кубка УЛЕБ. И не важно, что усов я никогда не носил. Не успел вынести мусор от вкусной еды после победы «Реала», тут бац - плей-офф Евролиги пронесся мимоходом. Не успел расчесать растрепанные ветром волосы - уже сыгран «Финал четырех» Кубка Европы. Наконец, сегодня остались в истории российская и НБА-шная регулярки. Быстро. Стремительно. А я со своими заботами про все это не написал. Буду исправляться.

Практически в любой околобаскетбольной беседе можно услышать слово «зрелищность». Вот, например, НБА - это зрелищно, а Кубок Вызова, царствие ему небесное - нет. Хотя спроси, что такое зрелищность и чем ее измеряют - вряд ли кто-то даст точный ответ. Тем не менее, я попытаюсь. У меня есть собственная теория на этот счет. То, что зрелищность - понятие субъективное, думается, признают все, кто это слово употребляет. Конечно, первое что приходит на ум, что зрелищность в баскетболе - это когда много данков, алей-упов, лэй-апов и прочих англицизмов. Тем не менее, за всем этим есть еще можный бэкграунд, который так сразу и не заметишь. Свою роль играет психология. Когда мы смотрим НБА, мы знаем, что это лучшее, что есть в баскетболе. Когда мы смотрим Кубок Европы, такого ощущения нет. Во многом, тут есть объективная справедливость. Действительно, подбор игроков в НБА не в пример лучше. Однако, что будет, если вместо Кубка Европы мы поставим Евролигу. Ощущения ведь останутся те же самые. Почему так происходит? Ведь сборная Греции на Чемпионате Мира и ЦСКА в матче с «Клипперс» уже показали, что хорошо играть в Европе в баскетбол уже научились. Тут в силу вступает магия имен и раскрутка. Просматривая время от времени американскую прессу, вдруг понимаешь, что на тебя постоянно вываливается куча новой информации об отдельных игроках, командах, тренерах НБА. Все эти рекорды Коби Брайанта, которые одно время сыпались как из рога изобилия, постоянные упоминания кто когда и сколько чего-то сделал. Вот этот вошел девяностовосьмерку по количеству шлепков партнера по руке, а вон другой с третьим подрался, а потом помирился и теперь у них все хорошо. В хроники попадают даже самые незаметные баскетболисты, которые за сезон по 10 минут играют. В результате такой массированной информационной атаке, те кто следят за НБА знают об игроках абсолютно все. Начинает работать эффект «Дома-2», когда от процесса невозможно оторваться. Вполне естественно, все выдающиеся игроки лиги возводятся в ранг гиперзвезд, и читатель/зритель/болельщик верит. И даже не важно насколько объективно подается та или иная информация. Главное, что участникам процесса интересно, и они всерьез переживают, побьет ли Мутомбо или Коби рекорды Чемберлена. Что же происходит в Европе и России? Самое разительное отличие - информации на порядок меньше. Уверен, что ситуация, когда болельщики приходят на матч, и понятия не имеют, кто играет по 10-м номером, вполне реальна. Довольно часто я вижу в комментариях на Баскетбол.ру, что дескать админы тут совсем «забили» на Европу и отдают предпочтение новостям про НБА. А ведь я, например, с удовольствием бы увеличил количество европейских новостей, только вот все из-за тех же проблем с освещением, найти на доступном языке что-то интересное зачастую довольно проблематично. В то время, как про НБА ежедневно пяток хороших новостей есть. Поэтому вполне естественно, что про НБА все болельщики знают очень много, что конечно же сказывается на желании зрителей смотреть именно эту лигу. При чем тут зрелищность? Поверьте, она притом. Смотреть баскетбол, где на площадке бегают 10 баскетболистов под порядковыми номерами, и смотреть баскетбол, где на площадке мега-звезда Коби Брайант бьется с гипер-звездой Шакилом О'Нилом, при этом у них старые счеты, при этом есть еще и Уэйд, который может сегодня побить рекорд - это, согласитесь, «две большие разницы». И уже не важно, какого качества получается баскетбол. Большинство смотрит реалити шоу. Поскольку подавляющее количество матчей зрители смотрят по телевизору, то несомненно важнейшей составляющей зрелищности той или иной лиги/турнира является качество показа. Обращали внимание, даже если какой-нибудь бодрый парень в Кубке Европы саданет сверху, то все равно это смотрится как-то «по-левому»? Почему так? Во-первых, потому что никто толком не знает, что это за парень, бьет ли он так всегда или это он просто съел чего-то? Это то, о чем я говорил выше. А есть еще и «во-вторых». Оно заключается в том, что этот парень сделал величайший в истории данк на фоне голубой стены в полутемном зале, и снято это все на видео-камеру с не шибко резким объективом. Таким, что кабы не крупный план, то даже лица этого парня никто бы не запомнил. Думается, что в таких условиях, даже Винс Картер смотрелся бы жухло. То ли дело, когда площадку подсветят как надо и повторят бросок с 50-ти камер, да и еще и сказочку расскажут, откуда такой талантливый взялся. Все это напрямую влияет на зрелищность. Теперь, когда вы ознакомились с моим пониманием зрелищности, а если говорить шире, интереса к той или иной лиге, я хочу выйти на вывод. Аудитория, которая потребляет баскетбол в Европе и США разительно отличается. У «нас» зрители в первую очередь смотрят игру. Игра - это и есть баскетбол в нашем понимании. Как только свет после матча в зале тухнет, баскетбол заканчивается. Ну, максимум, можно будет потом в инете с жаром все обсудить. Американские же зрители потребляют баскетбол, как цельное, не прекращающееся ни на секунду, реалити шоу, в котором сама по себе игра порой даже не так важна, как то, что вокруг нее происходит. И тут мы снова возвращаемся к зрелищности. Заметьте, «зрелищность» и «шоу» находятся очень близко. Баскетбол НБА считается самым зрелищным в мире потому, что его сознательно делают таким. Делают теми способами, о которых я писал выше. Важно только не путать зрелищность и качество игры в баскетбол. Зрелищность и качество - не синонимы.