16 мин.

«Хей-хей, Тампа Бэй!» – Фоторепортаж с матча Bucs vs Saints

Один мой знакомый как-то сказал, что вся Америка, за исключением Нью-Йорка – это большая деревня. В отличие от той же Европы, где каждый городок с населением 10 тысяч человек – это уже Город, большая часть американских городов являются таковыми лишь на бумаге.

Пожив в Штатах какое-то время, я склонен согласиться с этим мнением. Можно проехать насквозь город со стотысячным населением и не заметить этого: вокруг будут сплошные одноэтажные жилые дома и плазы с супермаркетами и сетевыми забегаловками. Все это можно встретить и в лесу. Если жители города с гордостью говорят вам, что у них есть свой центр, «даунтаун», не исключено, что весь центр это здание почты. Или, в лучшем случае, две или три офисных десятиэтажки, окруженные несколькими кафе. У восьмисоттысячного Индианаполиса даунтаун можно обойти пешком примерно за час. Деревня.

Постойте, но как вообще отличить крупный город от мелкого? Или, выражаясь словами моего знакомого, город от деревни? Какими атрибутами должен обладать населенный пункт, чтобы не быть тьмутараканью? Архитектурным стилем? Небоскребами? Театрами? Системой метрополитена? Для американца ответ на этот вопрос затруднения не представляет: в настоящем городе должна быть профессиональная спортивная команда.

Иметь команду в крупной лиге – MLB, NBA, NHL или NFL – это для города вопрос престижа. Кевин Джонсон, мэр Сакраменто (полмиллиона жителей) едва не впал в немилость у избирателей, когда Kings чуть было не переехали в Анахайм. Кандидат в мэры Хартфорда (120 тысяч населения), строил свою предвыборную кампанию на обещании вернуть в город профессиональный хоккей. Миннеаполис (380 тысяч) – больший город, чем Канзас-Сити (460 тысяч), потому что у первого три команды, а у второго – только две. Кроме престижа, команды еще и приносят деньги – от рекламы, туристов, налогов.

Престиж и деньги работают и в обратную сторону – командам нравится играть в крупных городах, или чувствовать себя частью такового. Футбольные Giants и Jets бог знает сколько времени проводят домашние матчи в Нью-Джерси, но считаются по-прежнему клубами из Нью-Йорка. Баскетбольные Nets не просто так переезжают в Бруклин. Илай Мэннинг, которого на драфте-2004 выбрали San Diego Chargers, сразу же заявил, что не хочет играть в Сан-Диего (деревня!), и команда была вынуждена обменять его в Нью-Йорк.

Но если профессиональный спорт и крупный город – это синонимы, как же тогда получилось, что у Лос-Анджелеса, второго по величине мегаполиса США, нет своей футбольной команды? Я стал читать про историю NFL в Городе Ангелов незадолго до моей поездки во Флориду – очень уж интересно было понять, почему в ЛА нет ни одного клуба, а в самом южном штате их целых три. И зачем их там столько, если все три – Miami Dolphins, Tampa Bay Buccaneers и Jacksonville Jaguars – давно и прочно плетутся в хвосте лиги по посещаемости. На всех форумах болельщики давно сватают тех же «Буканьеров» в Лос-Анджелесе – почему же до сих пор ни одна команда не переехала?

Мои иллюзии о том, что ЛА это хороший город для футбола, который только по странному стечению обстоятельств не имеет своей команды, рассеялись очень быстро. Точнее всего проблему «NFL и Лос-Анджелес» обрисовал бывший губернатор Калифорнии Грэй Дэвис. Вот выдержка из интервью с ним (датировано примерно концом 90-х):

«Я вырос на восточном побережье и помню, как мы всей семьей ходили на игры «Гигантов», но здесь, на западе, совсем другие традиции. В Калифорнии у людей слишком много возможностей. В отличие от Нью-Йорка, где люди жили и умирали ради возможности увидеть Jets или Giants, здесь всегда солнечно, можно пойти на пляж, или в горы, или бегать, или кататься на велосипеде. Можно делать что угодно 365 дней в году. Соответственно, людям менее интересны спортивные зрелища. Зачем идти на стадион и смотреть, если ты можешь сам участвовать?»

И там же:

«Мы недавно провели опрос, и оказалось, что 60% жителей ЛА вообще не в курсе, что наши футбольные команды давно уехали из города».

Вау, вот это да!

Кто же тогда ходит на футбол во Флориде, ведь там тоже солнце, пляжи, парки развлечений и прочие удовольствия? Раз уж мы собирались в Орландо, я решил посмотреть на южный футбол своими глазами.

* * * * * * * * * *

Завидовать жителям Солнечного Штата начинаешь уже на стадии покупки билета. Я уже писал, что в Чикаго приобрести билеты на Bears по номиналу невозможно. Только с рук или через сайты посредников с тройной (минимум) переплатой. Ради интереса я проверил Питтсбург – то же самое. Денвер – аналогично. Все раскуплено в первый же день продаж.

А что во Флориде? За месяц до запланированной поездки на матчи в Майами, Тампе и Джексонвилле были доступны любые билеты. Да еще и по таким ценам, за которые у Soldier Field даже машину не припаркуешь. Я не болею ни за одну из флоридских команд, поэтому выбирал по принципу «у кого интересней соперник». Самым выигрышным вариантом показалась Тампа, которой предстояла игра с Новым Орлеаном.

Билеты на 7-й ряд в первый ярус стоили по 135 долларов, перелет из Чикаго в Орландо и обратно – еще 250 на человека. За ту же сумму в 370-400 долларов можно купить билет на Bears, ярус на третий, то есть лишь немногим ниже галерки. Неудивительно, что некоторые фанаты предпочитают летать на гостевые матчи своих команд – может получиться дешевле. Тампа – вообще одна из немногих команд лиги, которая не только не поднимает цены на билеты, но даже опускает их: в этом сезоне самые доступные места на Raymond James Stadium стоят по 35 долларов.

Город Тампа – весьма скромный как по размерам, так и по населению. Команда поэтому называется не Tampa Buccaneers, а Tampa Bay – то есть «Залив Тампа». Из более-менее заметных городов-деревень к региону Залива относится еще Санкт-Петербург – курортное местечко с белоснежными океанскими пляжами и домашней ареной бейсбольного клуба Tampa Bay Rays. Белоснежные пляжи Санкт-Петербурга – хорошо звучит, правда? :)

На тот случай, если кто-то думает, что пляжи в октябре уже не актуальны: средняя температура воздуха в центральной Флориде в середине октября – 27 градусов тепла, а воды в океане – 22.

Расположен стадион «Буканьеров» в какой-то глуши; по карте выходило, что рядом с аэропортом, но GPS в машине несколько раз выводил нас к каким-то складским помещениям. Наконец, мы добрались до Raymond James Stadium, примерно за час до начала игры.

На автостоянке я впервые стал свидетелем явления, которое часто называют «потерянной традицией футбола в Америке». Речь о так называемом тэйлгэйтинге (tailgating) – своеобразном варианте пикника на футбольную тему. Болельщики приезжают целыми семьями, в огромных пикапах или микроавтобусах, привозят палатки, печи-гриль и декалитры пива. Многие, как я подозреваю, до матча и не добираются вовсе... Традиция тэйлгэйтинга почти исчезла в некоторых городах вроде Чикаго, где вокруг стадиона осталось очень мало места для пикников, но в Тампе, как оказалось, с этим все в порядке.

Там же, на стоянке, уже было заметно, что фанатов Нового Орлеана приехало очень много. Но и не только их – встречались люди в майках Dolphins, бейсболках Джексонвилля, джерси Питтсбурга и даже один волосатый мужик с «четверкой» Бретта Фарва на спине.

После билетного контроля всем – даже новоорлеанцам – выдавали по небольшому полотенцу с эмблемой Bucs. Традицию terrible towels, давным-давно придуманную менеджментом Steelers, растащили по всей Америке. Впоследствии – когда оказалось, что билеты у нас на солнечную трибуну – я оценил всю полезность полотенца: намочить в холодной воде и положить на голову. Уф...

Подтрибунные помещения на Raymond James Stadium примерно такие же, как и везде в Штатах. Миллион закусочных, лотки с хот-догам, несколько магазинов клубной атрибутики. В ожидании матча зрители слонялись от одного окошечка к другому, смотрели по ТВ другие игры и фотографировались на фоне пальм и Пиратского Корабля – символа буканьерской сущности команды. Корабль красивый, но вот ни значков игры, ни красочных программок, как в Чикаго или Миннесоте, на стадионе в Тампе не продавали – то ли экономия, то ли лень.

Предматчевое представление тоже было довольно стандартным: чирлидерши пляшут, игроки выбегают на поле под аккомпанемент фейерверков и холостых выстрелов с Пиратского Корабля. Затем выносят флаг США, исполняется гимн и над стадионом пролетает звено самолетов.

К началу матча примерно десятая часть мест на трибунах оставалась свободной – событие для Чикаго невероятное.

Я не собирался болеть ни за одну из команд, но получилось так, что вокруг нас сидело много фанатов «Святых». Бриз и компания начали довольно резво; болельщики в черно-золотых цветах постоянно вскакивали с мест и ревели «Who dat?» Сидящий передо мной мужчина в джерси с номером «9» при каждом розыгрыше поднимал буканьерское полотенчико, на белоснежной стороне которого фломастером была намалевана та же кричалка болельщиков Saints. Короче говоря, мы, не сговариваясь, решили болеть за Тампу из принципа противоречия.

Нам повезло, и «Буканьеры» выдали одну из своих лучших игр в этом сезоне. Тампа ушла вперед в счете, но у фанатов «Святых» нашлась новая причина пошуметь. Несколько раз судья матча гнусаво объявлял перед розыгрышем: «Number 69 is eligible!» («Номер 69 может принимать пас» – если игрок не является ресивером или эндом, то такие предупреждения обязательны). Этот самый «номер 69» – тэкл Демар Дотсон – неплохо сыграл пару раз, и очень скоро маленькая армия в футболках Дрю Бриза стала истошно вопить «Сиксти Найн!», передразнивая судью. В ответ фанаты Тампы, вдохновленные перехватами QB Нового Орлеана, отвечали криками «Бросай мне, Дрю, я открыт!»

Кроме происходящего на поле и трибунах еще можно было посмотреть: на пирата – маскота Тампы, на девиц-чирлидерш, на летающих над стадионом стрекоз и на то, как тень от противоположной трибуны медленно закрывает поле. Последнее увлекало меня довольно сильно – до половины седьмого, когда тенью накрыло и наши места, я чувствовал себя как на сковородке. Представляю, что творится на полуденных играх в сентябре – должно быть, натуральный ад. Еще одно объяснение низкой посещаемости южных команд, возможно, самое главное...

После большого перерыва солнце уже опустилось достаточно низко. В тени футбол смотрелся гораздо комфортнее. «Сиксти Найн!» – с новыми силами зашлись наши соседи.

В какой-то момент на табло показали фото Дуайта Ховарда, центрового Orlando Magic – почетного гостя матча. Стадион отреагировал аплодисментами.

…Тампа в итоге неожиданно выиграла, зрители в красном уходили в хорошем настроении. Расстроенный фанат «Святых», зайдя после матча в мужской туалет, первым делом поднял вверх средний палец. Никто не отреагировал, все сосредоточенно делали то, что обычно делают в мужском туалете. «Ладно, вы выиграли», – пробормотал новоорлеанец, – «но через две недели встретимся в Супердоуме. И вам лучше быть готовыми!» Судя по его нетвердой походке, он уже был готов. Другие  болельщики Saints вроде бы даже подрались с кем-то после матча – я прочитал об этом уже на следующий день, но в день игры мы не заметили никаких столкновений.

Огромные стоянки с десятками тысяч машин опустели в течение часа. «Ну как», – спросил я у мамы, – «тебе понравился футбол вживую?». «Скорее да», – ответила она, – «если б еще не эта тетка, которая орала мне в ухо Сиксти Найн! Я, кажется, слегка оглохла...».

* * * * * * * * * *

На будущее я сделал для себя следующие выводы:

  • В другие города имеет смысл ездить на футбол, если стоимость билета и перелета сравнима с ценой билетов в Чикаго.

  • Но в южные – только на вечерние матчи, или же исключительно в ноябре-декабре. В октябре можно запросто изжариться. И всегда проверять, на какую трибуну светит солнце (подсказка – на гостевую).

  • В случае матча нейтральных команд болеть следует за домашнюю.

  • Как-нибудь нужно попробовать приехать к стадиону часа за три до игры – натрескаться сосисок, налакаться пива, в общем, дойти до кондиции настоящего американского фаната.

Ну и последнее. Вспоминая бывшего губернатора Калифорнии и его слова о футболе в ЛА – все, конечно, правильно. В северных городах, где нет никаких развлечений, кроме футбола, болельщики самые преданные. И если команды из Тампы или Джексонвиля переедут куда-то еще, то Флорида как мекка развлечений потеряет немного. Но с футболом Солнечный Штат все же лучше.

Как, в общем-то, и любое другое место.

* * * * * * * * * * *

Еще несколько фото с матча:

Спасибо за внимание.