Фото
9 мин.

Рожденные «Революцией»

...Бостон в конце каждого лета получает долгожданную инъекцию свежести. Нестерпимая духота мегаполиса уступает место осенней прохладе, поток вечно озабоченных лиц иммигрантов и яппи разбавляет веселая и пестрая студенческая толпа. Четверть миллиона студентов и шесть десятков разномастных университетов и колледжей стяжали городу славу американских Афин – интеллектуальной столицы страны.

Причудливое сочетание небоскребов, католических соборов и меланхоличных, типично английских улочек и бульваров, вкупе с не самым стремительным ритмом жизни, вызывает у европейцев непреходящее дежа-вю. Столица Новой Англии петербуржцам чем-то неуловимо напоминает Питер, минчанам – Минск, большинству ирландцев – Дублин. Ассоциации закрепляют приезжие американцы – им Бостон и его обитатели кажутся по-британски чопорными.

Впрочем, спорт в регионе прекрасно справляется с поддержанием баланса интеллекта и силы. Бейсбольный Boston Red Sox в прошлом году первенстовал в World Series, бакетболисты Celtics этой весной примерили чемпионские перстни НБА, а американско-футбольные New England Patriots в новом веке трижды становились чемпионами (в феврале-2008 им не хватило самой малости, чтобы стать четырехкратными). Футбол европейский, соккер, здесь ожидаемо ходит в пасынках. Причем это отнюдь не фигура речи: владелец «Патриотов» Роберт Крафт содержит еще и местную соккер-тим – New England Revolution, или просто Revs. Именно следующий матч «Революции» в регулярном чемпионате MLS (есть ведь еще и плей-офф) и интересовал меня больше всего. Тем более что в Новую Англию должна была пожаловать целая лос-анджелесская «Галактика» с капитаном Дэвидом Бекхэмом во главе.

При досмотре у болельщиков отбирали исключительно чипсы и попкорн – и потому четверть «фанатов» была больше озабочена покупкой пива, гамбургеров и прочей снеди, чем собственно зрелищем

…За пару недель до того, переписка с пресс-службой Revs по поводу аккредитации, к недоумению редакции Sports.ru, закончилась ничем. Пресс-офицер надменно сообщил, что заявки еще не рассматривались, но количество мест ограничено, а приоритет отдается местным СМИ. И если эту проблему удалось решить элементарным бронированием билета, то другая заставила изрядно понервничать. Разбалованному европейским изобилием городского транспорта, мне лишь вечером накануне игры довелось сделать неприятное открытие. Расстояние от квартиры в Бостоне до арены «Жиллетт» в Фоксборо, одном из городов-сателлитов мегаполиса, измерялось 30 милями. Причем никакой общественно-транспортной связи с Бостоном во время соккер-матчей не предусмотрено – поезда до стадиона курсируют исключительно в те дни, когда играют «Патриоты». Мысли об аренде машины и судорожное копание в телефонной книжке прервал Павел, приятель из Калиниграда. Прошлой осенью он бросил учебу, эмигрировал в США и нынче работает водителем. Но четыре года тренировок в футбольной школе «Балтики» все же взяли свое: дав согласие подвезти, в конце концов, Паша решил составить мне компанию на стадионе.

Начало поездки прошло в ностальгических воспоминаниях о лучших временах «Балтики» («А помнишь, у вас Вася Баранов играл?» – «Ага, а еще этот… что в киевское «Динамо» потом перешел… ну что порол моментов много… Да-да – Шацких, точно!») и анонсе предстояшего матча для моего неожиданного спутника. Вывеска «Нью-Инглэнд Революшн – Лос-Анджелес Гэлакси» не требовала пространной расшифровки. Лидеры регулярного сезона Revs против стоящих на пороге повторения клубного антирекорда (десять матчей без побед) Galaxy. Хозяева который год борются с комплексом вечно вторых: в трех последних сезонах они оступались в финале, а чемпионскую корону не примеряли вовсе. Гостям удача улыбнулась в 2005-м, но калифорнийцы с тех пор даже ни разу не вышли в плей-офф – не помог ни Дэвид Бекхэм, ни главная звезда MLS Лэндон Донован.

За три мили до цели оживленный рассказ Павла о прошлогоднем походе на товарищеский матч Мексика – Бразилия, который игрался здесь же, в Фоксборо, прервала внезапная остановка. В Москве пятикилометровой пробкой вряд ли кого-то удивишь, но нам от этого было не легче: сухие расчеты «бортового» GPS оставляли нас уже не только без привычного предматчевого часа, но и без стартового свистка. Когда до «Жиллетта» (стадиону «Революции» с коммерческим названием еще повезло: вот что делать далласцам с их «Пицца Хат Парк»?) было что-то около километра, мы в отчаянии бросили машину возле местного «ликера» (читай: вино-водочного магазина), заплатили ушлому хозяину червонец за парковку и двинулись вперед пешком. На матч в 65-тысячную чашу-тезку одного из совладельцев «Ливерпуля» попасть удалось всего с минутным опозданием.

До того была непривычно упрощенная процедура прохода на стадион (при досмотре у болельщиков отбирали исключительно… чипсы и попкорн) и не менее непривычная атмосфера у самого сектора: четверть «фанатов» была больше озабочена покупкой пива, гамбургеров и прочей снеди, чем собственно зрелищем. Оно, на контрасте с уже отгремевшим Евро и первыми турами английской премьер-лиги, навевало ассоциации с премьер-лигой российской. Причем как минимум пяти-, а то и десятилетней давности. Дэвид Бекхэм раз за разом застывал в полупозиции на правом фланге, а сам темп игры свободно позволял осмотреться по сторонам. Кроме типично американской эргономики вся арена пестрела людьми в желтых футболках.

Оказалось, это были не дополнительные меры безопасности, а всего лишь торговцы пивом, пиццей или холодными напитками. Их истошные, будто предсмертные, вопли: «Hot Pi-i-i-zza!» или «Bu-u-ud Light!» – временами заглушали жидкие болельщицкие скандирования «Ре-во-люшн! Ре-во-люшн!».

Среди самих ценителей игры выделялось две категории. Первая включала в себя иммигрантов всех полов и возрастов, по футболкам которых можно было запросто осваивать географию: майки «МЮ» и «Барселоны» вперемешку с экзотикой вроде формы «Порту» или «Палермо» времен Луки Тони. Вторая – компании девочек и мальчиков от 10 до 15 в сопровождении безучастных к соккеру родителей.

Причем среди наспинных надписей превалировали отнюдь не имена местных кумиров, а попсовое «вражеское» «Beckham 23». Настоящие фанаты Revs все же предпочитали «Dempsey» и «Twellman». И если Клинт Демпси недавно начал второй сезон выступлений за английский «Фулхэм» и вряд ли чем-то сможет отблагодарить почитателей своего таланта, то 28-летний страйкер Тэйлор Твеллман открыл счет в середине первого тайма, опередив неудачно сыгравшего на выходе вратаря.

Успех хозяев обнаружил совсем недалеко от нас фан-сектор «Революции» (местные «хулз» под гордым названием Midnight Riders в основном состоят из все тех же тинейджеров), а за каждыми из ворот – актеров в одежде времен Войны на независимость США.

Те устроили перекличку холостыми выстрелами из старинных винтовок, еще раз продемонстрировав трогательную привязанность американцев к не всегда уместным элементам шоу. Чего стоят хотя бы прогрессивные рекламные паузы. Когда кто-либо из игроков получает травму и корчится от боли, бодрый голос над стадионом вещает о достоинствах всемирно известного фаст-фуда. Отчего-то подумалось: подобные новшества в Европе уже давно сделали бы средиземноморские чемпионаты, вроде греческого, турецкого, португальского и сербского, самыми богатыми на континенте.

На поле в интервале между 33-й и 55-й минутами Лэндон Донован оформил дубль, довел свой бомбардирский счет в чемпионате до 16 пунктов и вывел гостей вперед. Обе результативные акции выдали в юрком форварде «Гэлакси» настоящего эстета – удары в касание после затяжных рывков из глубины – и одновременно навеяли грусть. Преданность калифорнийца команде из родного штата достойна уважения, но все же «галактическому» маленькому принцу Доновану давным-давно тесно на заокеанской планете MLS.

…Антракт, тем временем, для многих начался еще задолго до финального свистка – у бесчисленных лотков с пивом, попкорном и сэндвичами. На табло одно за одним мелькали небесплатные поздравления с днем рождения и навязчивая реклама. Причины странного решения боссов Revs оставить нас без аккредитации стали проясняться: российский читатель элементарно не входит в целевую аудиторию клуба.

В поисках зрелого собеседника, который к тому же говорит по-английски, удалось познакомиться с коренным неаполитанцем Джакомо. За камуфляжем залихватской треуголки и стакана пива скрывался профессор права, который пятнадцать лет как променял Неаполь на один из бостонских университетов, а «Наполи» на «Революшн». Поделившись воспоминаниями о Марадоне, на вопрос об уровне американского соккера мой собеседник ответил как можно политкорректнее: «Да не очень, честно говоря». Но минутой позже все же не смог сдержаться: «Знаешь, что тебе скажу: моя школьная команда играла лучше»…

Вторая половина, за вычетом гола Донована и «эквалайзера» вице-капитана хозяев Шэлри Джозефа, игрока экзотической сборной Гренады, всеми силами стремилась оправдать нелестную характеристику моего итальянского собеседника. Футболисты сбились на доисторические «загрузы» в штрафную, болельщики искали взглядом продавцов пиццы и напитков. Фанатская трибуна, у которой после перерыва оказались ворота гостей, развлекалась по-своему. Каждый удар от ворот кипера Galaxy она встречала дружным «You suck!» За минут десять до конца по стадиону пару раз прошла волна, приведя всех без исключения зрителей в восторг. А на обоих видеотабло не раз появлялся тренер гостей Брюс Арена. Это он выводил американцев на ЧМ-98 и 2002, туром раньше сменил в «Гэлакси» Руда Гуллита, но помешать повторению клубного антирекорда был не в силах.

На 90-й минуте Дэвид Бекхэм неряшливо выполнил один из последних потенциально опасных прострелов, а многие уже были на полпути к своим авто, дабы избежать неминуемых пробок: при средней посещаемости «Революшн» в пределах 17 тысяч зрителей матч собрал без малого 40. Спокойствие тех, кто решил досидеть до финального свистка, стало понятно где-то через полчаса. Прямо на стадионной парковке некоторые поклонники соккера расставили шезлонги, достали из багажников охлажденные ящики с пивом и тут же жарили барбекю. В потемках вокруг праздных взрослых н снующих туда-сюда машин бегали с мячом будущие американские джеррарды и джеррардши… Стало понятно: то над чем бьются менеджеры европейских топовых клубов – постепенное превращение матчей в увеселительное мероприятие для всей семьи – за океаном уже решенная задача. Болельщики давно стали потребителями, сам матч – неплохим продуктом. Только между делом забыли зачем-то о самом главном – о футболе…

«Не переживай. Когда придет время плей-офф, все эти пиво-чипсы отойдет на второй план. Общество потребления не всесильно», – назавтра Давид Кардош пытался убедить меня, что стакан наполовину полон. Может и так. Но Бостон опять взяла в плен невыносимая жара, от переезжающих студентов с мебелью наперевес зарябило в глазах, и ужасно захотелось домой, где ждут кассета с матчем «Челси» – «Тоттенхэм», жена и скорые лигочемпионские баталии.