4 мин.

Бушманов-старший

Перевыборы в «Химках» состоялись. То, что избранником станет мой преемник, показали еще условные exit polls, сразу после моего ухода в «Крылья». На выходе я понял, что Бушманова поддерживаю не я один, но и концептуальный гендиректор клуба Сергей Городничук.

Почему Бушманов? Потому что он был моим первым помощником, знает мою методику… Все это так, но это в общем. Эти аргументы вспомогательны. Детали гораздо интереснее, и они сильнее того, что в общем. Сильнее вспомогательного. Потому как детали личности – это природные качества, выработанные умом и трудом, они в своем роде уникальны. Не бывает одинаковых морщин и, уж поверьте, не бывает одинаково зорких взглядов. Человека назначают на пост чаще всего по резюме, стереотипно, за умение добиться такого-то результата, которого он уже добивался, или за умение продолжить чью-то линию, которую он уже продолжал. Только ждут от него еще чего-то своего, ждут дополнения. Чистый копир работодателю быстро надоест. Ну кто нынче будет смотреть переписанную кассету VHS с рябью? Разве что ностальгия нахлынет при виде старого видеомагнитофона, давно свезенного на дачу.

Знание методики предыдущего тренера и умение ему помогать хороши на переправе между кругами чемпионата, но минует еще несколько туров, и главными станут совсем другие вещи – детализированные самим тренером нового поколения Бушмановым. Евгением Александровичем. А пока мы детализируем его самого.

Женя интересен своей планомерной созреваемостью. Он не Кобелев или Юран, которые отчаянно рвали с места по направлению к как можно более статусной работе, он не Слуцкий, который скромно выжидал, а потом резко дислоцировался на важной позиции, стремительно проникая на новый уровень.

Он всегда был вдумчив и неспешен. Со своим отношением к риску. Оно, возможно, не содействовало реализации его потенциала в игроцкой карьере сполна, но оно же позволяло ему держаться в этой самой карьере максимально долго на высоком уровне, несмотря на ряд тяжелых травм. То есть, он не шагнул в Европу, хотя способности имелись, но на родине всегда был среди лучших. Сам Романцев прибегал к его услугам дважды. В начале девяностых Бушманов не дожал конкуренцию с Чернышовым за место первого либеро в «Спартаке», но в конце того десятилетия Олег Иваныч вновь позвал защитника к себе. Бушманов словно обхаживал риск вокруг, присматривался, но в конце концов отворачивался в сторону, предпочитая реальные вещи. Хотя вращение в футболе хороших сортов – удел все-таки идеалистов. Вспомните знаменитый тост Лобановского «За успех нашего безнадежного дела!» Однако Бушманов – на позиции заднего защитника – играл закоренелого реалиста и делал это феноменально.

Он становился старшим постепенно, хотя в 88-м был капитаном команды. Я о сборной РСФСР, которая выступала на турнире юношеских сборных союзных республик «Надежда». Командой руководил Александр Бибичев, а я ему помогал. Впрочем, кроме капитана никто из той сборной России игроков 1972 года рождения (Бушманов родился в 71-м, но в ноябре, и по школьным стандартам проходил за 72-й), занявшей второе место после литовцев, в серьезный футбол так и не заиграл.

Он любил быть либеро и развиваться предпочитал только в этом амплуа, даже когда оно погружалось в архаику. В ЦСКА под подключения Бушманова в атаку мы постоянно освобождали зоны, ему это было очень интересно. Он качественно фантазировал, получая удовольствие от видения игры. И когда настал момент встать в «линию» (мы были уже в «Крыльях»), отказавшись от свободного защитника, он воспротивился. Несмотря на то, что тактически мы расширили либеро до такой степени, что отказ от него был почти формальностью, вещью сугубо психологической. Женя реально полагал, что перестраиваться мы должны без особо рисковых переходов. И когда мы с ним сели и посмотрели нарезку его действий, сопоставили их с новыми требованиями расположения игроков на поле, то принципиальной разницы между либеро и одним из центральных защитников не оказалось. Позднее, на сборах в Германии, я предложил ему вспомнить былое и сыграть свободного. Он согласился, но после игры подошел ко мне с языком плече и словами: «Федорыч, в линию лучше». Понимаете, Бушманов может долго молчать, что-то даже упустить, но к финишу прибудет с тем временем, которое будет необходимо команде. Как в лыжной эстафете или, может быть, в гонках «Формулы-1». Бушманов рационально сводит баланс в соответствии с поговоркой «всему свое время». Он не инстинктивный лидер, как Радимов, а анализирующий. Такие люди обычно поднимаются с места после того, как скажут другие, но потом долго не садятся.

Бушманов по сей день формирует свое видение игры. Он пошел тренерским курсом, будучи накрученным интеллектуальным футболом «Спартака», ЦСКА, «Крыльев», когда «лучшая оборона – это атака», сделал хорошую молодую команду на базе дубля «Шинника», потом стал учиться практичности в «Сатурне» у Вайсса и немного сдал позиции. В Раменском его начальная философия подверглась испытаниям кардинально иной методикой, при которой ты можешь отдать матч Новой Зеландии, но забрать его у Италии, а в чемпионате России просто-напросто перекантоваться, не испортив картины, поделив о себе общественное мнение. Футбол, ради того, чтобы не проиграть, но и глобально не выиграть. Подобная методика может работать в борьбе за очки, но она постоянно дает сбои при работе над прогрессом конкретных игроков.

Бушманов химкинский – это Бушманов старший. Полноценный тренер, переживший рабочий кризис и вернувшийся к идеологии, которую он понимает ментально, знает ее историю, а не просто владеет статистическими данными.

Сегодняшние «Химки» и Бушманов близки друг другу по натуре. И у клуба, и у его тренера такая ситуация, когда имеется какая-то зрелость, есть мысли о создании крепкой и, главное, современной структуры, но все эти вещи еще необходимо подтвердить делом, да в тех условиях, когда единомышленников особо не найти.