5 мин.

We saw her in a crown

Мы наконец-то увидели Лизу Туктамышеву в короне, не самодельной, не воображаемой, не водружаемой по поводу и без повода ярыми поклонниками. Мы увидели её в ценнейшей в спортивном смысле короне победительницы. Она победила в честной с её стороны, напряжённой борьбе с 'венчанными на царство' (их не менее ярыми поклонниками) "королевой квадов" и "королевой скольжения".

Не стоит считать этот турнир чем-то ничего не стоящим в урезанный сезон ковидных ограничений и посмеиваться над победой в нём: не олимпиаду, чай, выиграла. Нет, не олимпиаду, но турнир, в котором участвовали сильнейшие фигуристки прошлого сезона, победительницы многих турниров, победу которым не предрекал разве что человек, только вчера услышавший о фигурном катании.

И ничего, на мой взгляд, не стоят аргументы, что Лиза победила только потому, что отсутствовала Щербакова, неоднократно упала Трусова и ещё не восстановила тройной аксель Косторная. Спортивные соревнования проводятся здесь и сейчас и только на спортивной арене, только в очной борьбе происходит поединок мастерства, выдержки и воли. Спорт, как и история, не терпит сослагательного наклонения.

Мастерство

И Лиза в этом соревновании была на высоте технического дерзания. Она исполнила 3 тройных акселя на две программы. Превосходный каскад 3А2Т в ПП был оценён на 11.22, к чему добавился одиночный 3А, который даже при смазанном выезде не помешал ей получить почти полтора балла преимущества над не рисковавшей Косторной (её 2А = 5.05 при 6.40 за 3А у Лизы ). Как сказал Тед Бартон, комментируя произвольную программу Лизы с двумя ультра-си в начале, это была "выдающаяся первая минута" выступления. Лиза эталонно исполнила коронный прыжок 3L, добавила 3F, "добила" 3-ым ритбергером, не говоря уже о каскадах. Со всеми прыжками, каскадами, элементами, которые не получили ни одной понижающей пометки, она показала мастер класс по технике и моральной стойкости.

Выдержка

Лиза выступала после Саши Трусовой, после её многочисленных ошибок и душераздирающих падений, в результате которых Трусова, тем не менее, проиграла Гуляковой всего какую-то десятую долю балла (0.10). Я полагаю, непросто выходить на лёд не только после триумфальных выступлений соперников, но и после их неожиданных, даже невообразимых, неудач. Здесь нужен характер, нужна железная выдержка, нужна недюжинная концентрация, чтобы выйти, исполнить и "вынести" всех, подняв на ноги зал. Лиза это сделала.

Воля

Иногда пишут о том, что Лиза - долгожитель, чуть-ли не "раритет", не имеющий и малой толики талантов и обаяния других фигуристов (и 'древних', и 'не древних'). Не стоит забывать, что ей не 30 и не 40, а 23 года, и за годы своей, как кажется некоторым, нескончаемой карьеры (на самом деле, первый международный старт Лизы был в сезоне 2010-11) Лиза стала чемпионкой мира, Европы, России, олимпийской чемпионкой на юношеской олимпиаде, победительницей финала Гран При, 14 раз была призёром серии Гран При. Она - достойнейший соперник, проиграть которой с небольшим отставанием, не имея в арсенале ни ультра-си, ни других козырей, скорее, честь, чем огорчение. Как поётся, "дай Бог им лучше нашего сыграть!"

Лиза оставалась в фигурном катании несмотря на годы "забвения", на сезоны потерянных элементов и, возможно, мотивации. Она продолжала выходить на лёд вопреки 'красным флажкам' времени - смотри, пришло поколение, желающее победить земное притяжение, что можно им противопоставить? А она катала свои "ай-не-нешние" программы, как бы посмеиваясь, дразня и хулиганя, и продолжала штурмовать 3А. Что, если не воля и стойкость, двигали ею? А также, как сказал Тед Бартон, "целеустремленность, трудолюбие и терпение". А ещё, я думаю, любовь.

Любовь

Костюм Лизы в этом году привлекает внимание не привычным для Лизы чёрным цветом, а необычным узором на спине. Если приглядеться, это - иероглиф: 愛.

По-японски "ai". Означает "любовь".

Полагаю, этот иероглиф сопряжён не только со смыслом и содержанием её произвольной программы на японскую тему. Он имеет более символическое значение, чем просто соотнесение с образом основательницы театра Кабуки Идзумо-но Окуни. Он, должно быть, говорит что-то и о Лизе, столько лет остающейся на этом холодном и скользком льду.

А она, я думаю, просто любит фигурное катание.

Интерпретировать произвольную программу Лизы - непростое дело, поскольку в ней переплелись аллюзии и реминисценции на большое количество художественных явлений. Здесь и популярнейший роман Харуки Мураками, и современный балетный номер Юрия Смекалова, и старинный театр танца, пения и драмы.

Смекалов уже работал с Лизой (о КП "Болеро" я упоминала в статье "Энигма «Болеро»: балет Бежара, Костнер и другие программы (ч.2)" https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/page/2). В этот раз программа ставилась им в период карантина и представляет собой, в какой-то степени, результат интерактивного общения с некоторыми зрителями (см. статью "Как хореограф Мариинки поставил программу Туктамышевой. Смекалов открывает все тайны" на сайте Спорт-Экспресс).

Конечно же, хореографически ПП Лизы не является переносом на лёд балетного номера "Хроники заводной птицы", для которого написал музыку молодой композитор-экспериментатор Бхима Юнусов. Если в мини-балете показан переломный момент в истории театра Кабуки, когда все роли, исполняемые женщинами, перешли к мужчинам, то в КП Лиза хочет, по её собственным словам, "показать женщину, которая этот театр создала... показать именно женскую сторону танца". В балетном номере Смекалова "заводная птица ассоциируется с неумолимой судьбой, которая управляет жизнью человека". У Лизы, на мой взгляд, она является самой судьбой незаурядной женщины. В этом смысле, ПП Лизы о человеке, ищущем смысл жизни в неумолимо повторяющейся круговерти танца.

Балетный номер можно увидеть здесь: https://www.facebook.com/watch/?v=44859442593394 (Как написано в анонсе, "на видео — виртуозное исполнение номера дуэтом Юрия Смекалова и восходящей звезды Мариинского театра Мэй Нагахиси").

Я не буду писать в какой музыкальный акцент и как попала Лиза, каким движением рук передала тот или иной театральный мотив, к какому коду театра Кабуки относится тот или иной жест и поза, я просто хочу сказать: Так держать и дерзать, Лиза!