9 мин.

БОГИНЯ. Часть 5 – Hors classe

Я лично не люблю когда вещь, которую ты ждёшь по каким-то причинам не происходит. И хотя и не обещал твёрдо, что каждую неделю буду публиковать по одной главе «Богини», постоянные чиатели уже к этому привыкли. Поэтому считаю своим долгом объявить, что после публикации пятой части я делаю перерыв. Надолго? Не знаю.

Есть куча причин, но главная их них состоит в том, что мне самому в данный момент не нравится как я пишу продолжение. Ну, не взлетает. А халтуру я гнать не хочу.

 

Поэтому в качестве своего рода коменсации хочу предложить вам задачку. Она не имеет ни малейшего отношения к спорту и ко мне лично, но может вас слегка развлечь.

Итак:

«Человек стоит в некоей точке на поверхности Земли. Он проходит один километр на юг, затем километр на запад и, наконец, один километр на север и оказывается на том же месте. Опишите где географически находится эта точка»

Решение существует и не единственно.

 

А тем временем вернёмся к рассказу про Сюзанн Ленглен

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«День Америки был вчера. Сегодня день Франции!»

                                                                                                                                       Сюзанн Ленглен

 

Триумф на Уимблдоне в 1919 году дал Сюзанн огромный психологический толчок и укрепил в ней уверенность в собственных силах. На следующий год она завоевала все три титула на чемпионате мира на твёрдых покрытиях в Сен-Клу. И когда Сюзанн появилась на Уимблдоне в 1920 году её внешность разительно отличалась от облика «маленькой девочки», победившей там в предыдущем году. Удивительное преображение было идеей Папá. Он считал, что если Сюзанн была Богиней, то одеваться и вести себя она должна была соответствующим образом.

Если в 1919 году Сюзанн Ленглен удивила мало кого из зрителей своим костюмом, то в 1920 году она сделала гигантский скачок в области моды и впервые продемонстрировала свою страсть к внешнему облику. Теперь  у неё был личный модельер Жан Пату, у которого были новые идеи о женской моде и женском спорте. Солнцезащитную панаму, которую Сюзанн носила в прошлом году, сменила головная повязка, состоящая из двух метров яркого шёлка, скреплённых спереди большой бриллиантовой заколкой. Вместо длинной хлопковой юбки она теперь носила короткую шёлковую юбку наподобие пачки балерины. Её длина – чуть ниже колен – была шокирующе коротка по тем временам. Она носила шёлковые чулки, закатанные чуть выше колен. Поверх блузки без рукавов был  надет свитер пастельного тона, гармонирующий с головной повязкой. Её одежда была не просто стильной – она была функциональной. Сюзанн теперь была гораздо менее скована в движениях. Она могла прыгать, танцевать, кружиться и побеждать. Вне корта вместо тренировочного костюма, ставшего привычным полвека спустя, Сюзанн носила не по размеру огромное пальто из меха норки или горностая. Последнее было идеей Папá, иподчёркивало королевскую сущьность его дочери. Вне зависимости от температуры Сюзанн редко появлялась без своего дорогостоящего пальто.

 

Ленглен первой из теннисисток стала выходить на корт при полном макияже и чуть выше левого локтя у неё был надет золотой браслет. И именно она ввела в моду здоровый загар в противоположность фарфорово-бледному облику, считавшегося нормой  для теннисисток того времени.

 

Эффект был просто ошеломляющий. Теперь везде, где бы она ни появлялась, Ленглен становилась центром всеобщего внимания. Но многие находили в этом нечто отталкивающее. Впервые шоу-бизнес вторгся на территорию спорта. Разве это могло оказать на теннис хорошее влияние? Знаменитый американский теннисист того времени Билл Тилден терпеть не мог этот новый облик Ленглен. Увидев её в 1921 году, он заявил: «её одежда кажется мне помесью примадонны и проститутки. Поверх белого теннисного костюма она носила белый шерстяной воротник, а вокруг головы такую ярко алую повязку, что я искренне надеялся, что поблизости не было быка».

 

Богиня явилась миру.

 

В 1920 году Сюзанн и Папá провозгласили освобождение не только от традиций моды, но и от диктата федерации тенниса Франции – организации, которой управляли недалёкие люди, не разделявшие устремлений семьи Ленглен. Когда федерация стала настаивать на том, чтобы Ленглен выступила в миксте с одним из соотечественников, Сюзанн ответила, что хотела бы сыграть в паре с австралийцем Джеральдом Паттерсоном. Пытаясь настоять на своём, федерация пригрозила что не будет спонсировать поездку Сюзанн на Уимблдон. Сюзанн и Папá в ответ заявили, что отказываются от финансовой помощи со стороны федерации и оплатят поездку сами. В результате Ленглен с Паттерсоном выиграли микст, а федерации тенниса Франции был преподан наглядный урок. В будущем они с большей готовностью соглашались с требованиями Сюзанн.

 

Челлендж Раунд Уимблдна 1920 года в женском одиночном разряде стал повторением прошлогоднего по составу. Но не по качеству игры.  Теперь уже Сюзанн была действующей чемпионкой, которой нужно было сыграть всего один матч, а миссис Ламберт Чамберс пришлось выиграть отборочный турнир где она одержала впечатляющие победы над Элизабет Райан и американкой Моллой Мэллори. Но сил на финал у неё уже не хватило. В малопримечательном и небогатом на события матчи Ленглен успешно защитила титул: 6-3, 6-0. А затем как и прошлом году выиграла пару вместе с Элизабет Райан. Учитывая победу в миксте, о которой вы уже знаете, Сюзанн победила на Уимблдоне 1920 года во всех трёх разрядах.

 

После Уимблдона Сюзанн и Папá отправились в Антверпен представлять Францию на Олимпийских Играх. Там она выиграла золото в женском одиночном разряде, проиграв всего четыре гейма из сыгранных ею шестидесяти четырёх. На Олимпийских Играх Сюзанн без всякого зазрения совести представилась газетчикам как «Великая Ленглен». Теперь она была в своей собственной лиге и во Франции стали поговаривать, что не только ей не было равных, но никто даже не должен стоять в рейтинге второй после неё. Так что во всех соревнованиях, проходящих во Франции в которых принимала участи Сюзанн, в то время как у каждой участницы был рейтинг, напротив имени Сюзанн стояло Hors classe, что означало «вне класификации». Американские журналисты частенько высмеивали этот термин, намекая на отсутствие у Сюзанн вкуса в одежде и поведении.

 

В 1921 году англичане обожали Сюзанн Ленглен почти так же как своих игроков. Откуда не возьмись толпы простых людей, расталкивая друг друга локтями, ломились в ворота Всеанглийского клуба чтобы увидеть как она играет, увидеть как она бежит, увидеть как она танцует, увидеть как она побеждает, услышать как она смеётся, а затем мечтать о ней когда она уйдёт. Англичане называли её «Павловой тенниса» и млели от каждого её движения.

 

Внезапно мир стал чудесным местом для семьи Ленглен. Казалось, что списку трофеев Сюзанн не будет конца. В 1921 году она выиграла все турниры, проводившиеся на Ривьере, проиграв всего-навсего гейм-другой.

 

Но в Сен-Клу в том же году Сюзанн Ленглен впервые неожиданно столкнулась с враждебным отношением к ней со стороны американцев. Ассоциация тенниса на траве США послала «Верзилу» (по тем временам рост 188 см был воистину гигантским) Билла Тилдена и Моллу Мэллори во Францию в качестве дружеского жеста в расчёте, что федерация тенниса Франции в ответ летом пошлёт Ленглен в Америку. Перед началом соревнований Сюзанн, прогуливаясь около тренировочных кортов, зашла на совместную тренировку Тилдена и Мэллори. Ленглен тогда была совершенно не в курсе, что Тилден пребывал в раздражении от статей в газетах, воспевавших атлетизм Сюзанн. «В некоторых статьях публиковались поразительно несусветные заявления», говорил Тилден, «что  Сюзанн не уступала и даже превосходила любого мужчину-теннисиста». Он хотел положить конец этой чепухе раз и навсегда. И теперь он почувствовал свой шанс. «Я играл весьма посредственно и внезапно меня посетила мысль, что если будет казаться что я н в форме, Сюзанн возможно предложит сыграть с ней», вспоминал Тилден. «Я продолжил играть исключительно паршиво и, как и ожидалось, Сюзанн выступила с предложением».

 

Слух о том, что Сюзанн Ленглен собирается сыграть сет против «Верзилы Билла» собрал толпу репортёров.

 

«Сейчас, вспоминая тот матч, мне слегка стыдно, что я умышленно и весьма безжалостно раскрылся и выиграл шесть геймов подряд», писал позже Тилден. «Но тогда это казалось единственным способом раз и навсегда закрыть вопрос о сравнительной силе лучших теннисисток и теннисистов». По истечении шести геймов Тилден сладким голосом спросил Ленглен не желает ли она продолжить.

«Нет!», ответила та. «Вы бьёте по мячу слишком сильно». Репортёры поспешили взять интервью у Ленглен и она сделала заявление: «Да, я сыграла против мистера Тилдена, но кто выиграл ли шесть геймов, он или я, право, не знаю».

 

Сюзанн Ленглен представилась возможность отомстить когда в финале Сен-Клу  она встречалась с Моллой Мэллори, состоявшей в близких дружеских отношениях с Тилденом. Цены на билеты на финальный матч подскочили до 500 франков и 5000 потенциальных зрителей было отказано по причине, что все места были раскуплены. Медленные грунтовые корты нейтрализовали мощь Мэллори и Ленглен, изучив за неделю соревнований стиль американской чемпионки, пришла к выводу, что если она будет просто возвращать мячи на сторону соперницы, та найдёт способ проиграть сама. Но перед выходом Сюзанн на корт Тилден подошёл к ней и заявил: «Никакая женщина во всём мире не сможет обыграть сегодня миссис Мэллори!». Сюзанн обернулась к нему и выпалила: «День Америки был вчера. Сегодня день Франции!». И она оказалась права, победив Моллу Мэллори в двух сетах: 6-2, 6-3. После матча она объяснила репортёрам, что проиграла пять геймов из-за проблем с обувью. В середине первого сета её ноги стали скользить в туфлях и она натёрла себе мозоли. И из-за боли она не могла сконцентрироваться и как следует двигаться.

 

На самом деле у Ленглен во втором сете были гораздо большие неприятности чем она признала после матча. Первые пять геймов сета обе соперницы удерживали свою подачу. Затем в шестом Мэллори получила брейк-пойнт на подаче Ленглен. Сюзанн заметно потеряла уверенность в своих силах и стала искать взглядом среди зрителей Папá. Тот посмотрел на неё в ответ и ничего не сказал. Она остановила игру и стала жаловаться на свою обувь, а потом медленно побрела к креслу судьи на вышке. По мнению Тилдена «она явно собиралась сняться». Но в этот момент Папá вскочил с места и проревел так громко, что всем было слышно: «Вернись и доиграй! Вернись и доиграй или я лишу тебя наследства!». Сюзанн бросила на Папá долгий затравленный взгляд, обернулась и медленно пошла обратно на корт. Она подала слабо и без всякого энтузиазма. Но её нерешительность сыграла с Мэллори злую шутку. Американка стала пытаться выиграть с каждого удара  и потеряла чувство корта. Она начала бить со всей силы и все её мячи опускались за пределами корта. Тилден сделал вывод, что если бы Мэллори просто держала бы мяч в игре, то она наверняка бы разрушила поколебавшуюся уверенность Сюзанн в своих силах. Но Молла не смогла держать мяч в игре и проиграла три последующих очка, а с ними и весь гейм. После этого Ленглен выиграла все оставшиеся геймы в сете, а с ними и весь матч.

 

После игры Молла Мэллори сказала Тилдену: «Билл, я могу её обыграть! В следующий раз я её обыграю!»

 

Мэллори думала, что ей представится другой шанс сыграть против Ленглен на Уимблдоне летом того же года, но она проиграла на ранней стадии Элизабет Райан. В Челлендж Раунде Ленглен буднично победила Райан 6-2, 6-0. Этот матч стал разочарованием для зрителей из-за той лёгкости с которой Сюзанн одержала победу. По завершении одиночного финала Ленглен, объединившись с Райан, выиграла женские парные соревнования.

 

К лету 1921 года Ленглен полностью доминировала в женском теннисе.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------