13 мин.

10 самых высокооплачиваемых тренеров НБА

Среди полуфиналистов НБА осталась лишь одна команда, тренер которой входит в число 10 самых высокооплачиваемых специалистов. Блог «Фонарь» оценивает работу всех, кто попал в этот список.

9-10. Майк Д’Антони («Лейкерс»)/Майк Вудсон («Нью-Йорк»)

Контракты: 4 миллиона, до сезона-14/15

В прошлом году они работали в связке, в этом – пошли едва ли не диаметрально противоположными путями: Майк Д’Антони убежал из больницы, чтобы только тренировать «Лейкерс», и в итоге практически добил свою репутацию; Майк Вудсон провел лучший сезон в своей тренерской карьере, заставив многих пересмотреть отношение к себе, хотя и не без «но».

Между Вудсоном и Д’Антони – тренерами – нет ничего общего. Единственное, что, кроме размера контракта, их объединяет – упорные подозрения в их ограниченности. Они оба строили добротные команды, они оба доходили до высоких стадий, но дальше дело никогда не шло: и вот эти сомнения в этом году превратились в убежденность в отношении Д’Антони и немного окрепли в отношении Вудсона.

Д’Антони весь сезон цеплялся за свою дискредитированную систему и лишь под конец года додумался, что она не слишком уместна для тех игроков, которые находятся под его рукой. Если нападение он еще худо-бедно перестроил (хотя почему-то его эффективная работа требовала непременного присутствия на площадке лучшего игрока), то до защиты руки не дошли. Можно сколько угодно пенять на то, что игроки ему не подходили, но факт остается фактом: Д’Антони не только провалил задачу на сезон, он за все время работы не сделал ничего хоть сколько-нибудь полезного.

Вудсон как раз раскрылся с неожиданной стороны – во-первых, построил эффективное нападение за счет быстроногого Фелтона и заметившего вокруг себя других людей Кармело (в отличие от былого айзо-нападения, которым он злоупотреблял в «Атланте»), во-вторых, нашел путь к сердцу Джей Ар Смита (и стал первым, кому это удалось), в-третьих, построил защиту, временами скрывавшую недостатки Мело, Смита и Стаудемайра, наконец, выжал необходимое и из подубитых ветеранов и из невесть откуда взявшихся европейских путешественников. Несмотря на травмы и болезненные вливания игроков основной ротации, «Никс» выдали не только два феноменальных отрезка (в начале и конце сезона), но и в целом прошли дистанцию так, что для многих выглядели легитимным участником финала конференции, номером два на Востоке. И вот тут как раз сыграло свою роль «но»: чем дальше в плей-офф, тем больше «Никс» напоминали о проблемных местах Вудсона. Сначала запил Джей Ар Смит – после истории с Джейсоном Терри он перестал напоминать лучшего шестого игрока сезона и утратил иррациональную уверенность. Затем разрушилось нападение, и, как показалось, Вудсон имел к этому прямое отношение: выведение из основной ротации Кидда и больший акцент на Шумперта, перевод Энтони на место легкого форварда, возвращение Стаудемайра – все это выкристаллизовало то самое айзо-нападение, которое отличало «Хоукс», и поставило на расстрел лидера, не способного вытащить команду. В отличие от Д’Антони, Вудсон проявил и желание, и способность к перестроениям, но его решения далеко не всегда были эффективны. Глупо спорить, что команда, во-первых, пострадала от травм и не вовремя увядших ветеранов, во-вторых, по определению является ограниченной, если уж ее второй лучший игрок – Эрл Смит, но, скажем так, не полное удовлетворение работой Вудсона тоже присутствует: уж «Индиану»-то пройти «Никс» могли бы.

8. Майк Браун («Кливленд»)

Контракт: 4 миллиона, до сезона-17/18

Пяти матчей прошлого регулярного чемпионата и одной гримасы Кобе хватило Джиму Бассу, чтобы понять, что Браун не годится в тренеры – специалиста не уберегла даже солидная неустойка. С какого-то неимоверного бодуна команда начала перестраиваться под «принстонское» нападение, и Браун, имеющий об этой системе такое же представление, какое сам Джим Басс имеет о баскетболе, был вынужден возглавить эту революцию сумасшедших. Ни не самый подходящий подбор исполнителей, ни наличие самобытных и проявивших себя в другом нападении игроков никого не остановили. Чудовищный эксперимент завершился после 12 поражений в 13 матчах, а что такое «принстон» в исполнении Кобе, Нэша и Ховарда, так никто и не понял. Зато у «Лейкерс» оказалось полвзвода помощников главного тренера.

Пример Брауна, впрочем, должен быть воодушевляющим для Д’Антони: в начале года казалось, что его карьера в НБА в качестве главного тренера на этом завершена – работа с «Лейкерс» вскрыла даже те слабые места, которые сумел затенить ЛеБрон в «Кливленде», но в конце Майк не просто вернулся в лигу, он вернулся в самое неожиданное место – в тот самый «Кливленд», откуда его выгнали, только лишь бы удовлетворить последние прихоти Короля, и на ту же зарплату, что была у него в «Лейкерс».

7. Байрон Скотт («Кливленд»)

Контракт: 4-4,5 миллиона, уволен

Браун пришел на смену Байрону Скотту, чей уход из «Кливленда» стал одной из главных сенсаций, касающихся команд вне зоны плей-офф.

В «Кэвз» Скотт делал все то же что обычно: развивал молодую звезду и стремился создать условия для прогресса ее помощников. С этой точки зрения предъявлять к нему претензии странно – Кайри Ирвинг вырос в одного из самых любимых супергероев Америки, криворукий, как казалось еще год назад, Томпсон, начал показывать какую-то игру спиной к кольцу, а Дион Уэйтерс выступил хоть и нестабильно, но с учетом пессимистичных ожиданий, травм и первого года в лиге далеко не безнадежно, Тайлер Зеллер получил достаточно времени. Формальная причина отставки – отвратительные общие показатели (64-166), провал на финише (16 поражений в 18 матчах) и худшая защита в лиге – тоже выглядит не столь убедительно, учитывая, что большую часть сезона команда провела без самого опытного и надежного своего игрока Андерсона Варежао.

В общем, решение расстаться со Скоттом отозвалось легким скандалом: сам тренер заявил, что клуб поступил с ним «несправедливо» (он возглавил команду прямо накануне «Решения», ожидая, что Джеймс может остаться) – и даже породило версию о том, что отставка напрямую связана с конфликтом между Скоттом и недовольным постоянными поражениями Ирвингом. Хотя после того как сам Кайри чуть не расплакался, отвечая на вопросы об увольнении своего «баскетбольного отца», все свелось к рабочим моментам – сомнительным решением Скотта, неспособности наладить оборону и частым отрезкам, когда он попросту терял команду.

6. Скотт Брукс («Оклахома»)

Контракт: 4-4,5 миллиона, до сезона-15/16

Разговоры об интеллектуальном бессилии Скотта Брукса носят столь же упорный характер, как и обсуждение умственных способностей Расселла Уэстбрука. Правда, нисколько не отражаются на уверенности в специалисте со стороны руководства клуба: после выхода в финал тренер получил новый контракт, отяготивший платежную ведомость меньше, чем соглашение Ибаки, но все же.

Свои плюсы Брукс показал уже давно: молодой рулевой имеет хороший контакт с юными звездами, более-менее контролирует эмоциональные взрывы Уэстбрука и знает, как заставить работать систему, которая сделала «Тандер» лучшей командой Запада. Это все было известно давно и принесло ему повышение в зарплате.

Но за свои деньги боссы «Тандер» наверняка хотели бы увидеть еще что-нибудь, и как раз вот это «что-нибудь» Брукс предложить не смог. По ходу этого плей-офф было достаточно моментов, когда тренер откровенно плыл – и нелепая тактика фолов на Ашике, выбившая «Оклахому» из ритма, пара эпизодов в серии с «Рокетс», когда он начинал откровенно паниковать, практически слепая привязанность к провалившемуся Кендрику Перкинсу. Эти детали не сказались на итоге выступления команды, но запомнились. Гораздо существеннее, что у Брукса была возможность проявить свою гениальность: после травмы Уэстбрука напрашивалась кардинальное изменение системы, уход от Перкинса к смолл-боллу, попытки обрести чистого разыгрывающего – но все осталось на своих местах, а позицию Расса занял Реджи Джексон – Уэстбрук 2.0 только для бедных (по крайней мере, пока), который поначалу отказывался отдавать мяч Дюрэнту даже тогда, когда тот особенно просил. Это все, конечно, сложно поставить Бруксу в упрек, особенно учитывая, что возможностей у него было не так много, но все же.

5. Том Тибодо («Чикаго»)

Контракт: 4,4 миллиона, до сезона-16/17

Тибодо – один из главных претендентов на звание лучшего тренера лиги. То, что Тибс отличный тренер все знали и так (он стал легендой еще в качестве ассистента Риверса), но его работа в этом году раздвигает все разумные пределы тренерского вклада в игру команды. Тибодо не просто использует лучшие качества игроков, раскрывает в них неизвестные таланты, прячет минусы и создает командную химию. То, что делает Тибс, и называется – «сделать из говна конфету».

Команду без Деррика Роуза перед сезоном все отправляли в утиль. Отсутствие задней линии, расставание с немногими надежными игроками скамейки из-за жадности владельца, не умеющий защищаться Бузер в качестве второй звезды – казалось, эта команда обречена. К середине мая «Буллс» оказались едва ли не самой симпатичной командой плей-офф, выиграли лучший матч года и исключительно за счет силы воли преодолели «Нетс» в первом раунде. А Тибодо, на плечи которого сваливалось все больше и больше травм, затронувший полкоманды вирус гриппа и давление вокруг невозвращения Роуза, продолжал тащить эту повозку за всех «быков».

Наблюдения за ним показали, насколько вообще важен тренер в «лиге игроков», «лиге звезд», «лиге больших денег»: он умудрился запрятать неважную защиту Бузера, Белинелли и Робинсона за феноменальными Ноа, Гибсоном, Денгом, Хайнриком и Батлером; сделал за сезон из Джимми одно из открытий года; выдавил все атакующие эскапады из Белинелли и Робинсона, которые вытаскивали команду в безнадежных ситуациях; не побоялся убрать из ротации Хэмилтона и с пользой вернул его тогда, когда потерял основных игроков; получил необходимое даже из Назра Мохаммеда и Маркиза Тига, построил одну из лучших оборонительных конструкций вокруг нашедшего себя наконец в качестве лидера Ноа и создал команду, с которой никому не было легко.

В данный момент даже само воспоминание, что еще год назад руководство «Буллс» размышляло, стоит ли продлевать с Тибодо контракт, выглядит кощунственным.

4. Рик Карлайл («Даллас»)

Контракт: 4,6 миллиона, до сезона-15/16

Свою репутацию грамотного и надежного специалиста Рик Карлайл подтвердил два года назад, когда сделал то, что многим казалось немыслимым – создал чемпионскую команду вокруг Дирка Новицки. Насколько это был уникальный феномен, мы понимаем только сейчас, когда завершилась полным коллапсом попытка повторить успех той системы (в исполнении «Никс»).

Проблема в том, что после этого Карлайл стал заложником обстоятельств и планов Марка Кьюбана. У него не было возможности развить ту победу после того, как клуб не стал бороться за Чендлера, а в этом сезоне и вовсе пришлось разбираться с кучей что-то умеющих, но ограниченных людей. Выбор между разыгрывающими стал выбором между двух зол, О Джей Майо оказался Джей Ар Смитом местного разлива и по итогам сезона заслужил лишь порку, молодой Райт не стал верным оруженосцем для Новицки, а из остальных ветеранов Карлайл, наверное, выжал все, что можно, но это было так мало, что не хватило даже для попадания в плей-офф. Радостная весть одна: неблагодарная часть работы вроде бы закончилась – «Маверикс» долго шли к этому лету, чтобы оформить перестройку и вновь отправиться штурмовать вершину. Карлайлу остается лишь надеяться, что сейчас на него не свалиться какой-нибудь Монта Эллис.

3. Рик Адельман («Миннесота»)

Контракт: 5 миллионов, до сезона-14/15

Можно до хрипоты спорить, является ли Рик Адельман элитным тренером или нет, но то, что он один из лучших представителей своей профессии – это точно. Приглашение одного из самых опытных специалистов сегодняшней лиги – одна из главных удач Дэвида Кана. С его приходом «волки» хотя бы стали напоминать команду НБА, а не сборище хулиганов, превративших выезд на природу в грандиозную попойку под присмотром не подозревающего об этом учителя-ботаника.

Проблема в том, что свое проклятье Адельман захватил из «Хьюстона» вместе с собой: в последнем сезоне «волки» стали чемпионами по травматичности, доведя ситуацию до абсурда – часть матчей пропустил и главный тренер, у которого болела жена.

Так получилось, что на всех злоключениях эта история не закончилась: перед Адельманом теперь серьезная дилемма, и есть большая вероятность, что на этом его многолетняя карьера все же завершится. А «Миннесоте» уже без Кана и Адельмана придется продолжать начатое ими дело.

2. Грегг Попович («Сан-Антонио»)

Контракт: 6 миллионов

Грегг Попович – самый влиятельный из действующих тренеров. Дело не просто в том, что он уже сейчас забронировал за собой место в Зале славы, что у него больше всех титулов и что он вновь ведет свою команду к финалу, значение тренера «Сперс» для лиги огромно: у величайшего тренера в истории Фила Джексона нет ни одного способного ученика (Брайану Шоу пока не дали проявить себя), половина тренеров НБА вышла из тренерской школы Грегга Поповича.

Попович – синоним стабильности. Вместе с владельцем Питером Хольтом и генеральным менеджером Ар Си Бьюфордом он создал систему, которая опровергает все тенденции развития лиги. Пока остальные раздают средним игрокам невероятные контракты, платят налог на роскошь, пытаются переманить сильных свободных агентов или сливают сезон, чтобы строить команду с нуля, «Сперс» держатся на плаву, выходя на драфт с пугающе четким пониманием или подписывая забракованных людей, которые неожиданно расцветают всеми красками. «Сперс» тоже когда-то сливали сезон, но с тех пор после получения Данкана неизменно преодолевают планку в 50 побед, неизменно называются одним из претендентов на титул, неизменно воюют с главным офисом лиги и не могут не удивлять. Просто потому, что их тренер не просто ждет, когда сойдутся звезды, их тренер работает.

1. Док Риверс («Бостон»)

Фото: REUTERS/Jessica Rinaldi

Контракт: 7 миллионов, до сезона-15/16

Забавно возвращаться в прошлое лет на семь назад: тогда болельщики «Селтикс» с сомнением смотрели на взятого «на вырост» тренера, который идеально подходил команде в состоянии вечной перестройки и сидящим на чемоданах лидером. За эти годы Риверс прошел вместе с клубом огромный путь и вместе с «Большим Трио» сумел стать частью истории «кельтов». Самое важное, что удалось сделать ему за это время – это не титул, не восприятие в качестве одного из сильнейших тренеров лиги, не обретение общей цели с Кевином Гарнеттом, Полом Пирсом и Рэджоном Рондо. Самое важное – это то, что Риверс стал в «Бостоне» своим, настоящим «кельтом», плоть от плоти. В этом особенном городе и в этом особенном клубе это гораздо значимее всего остального.

Риверс возродил понятие «кельтская гордость» на новый манер. Просто «кельтская гордость» – это для белых, а в команде Риверса появился феномен «убунту» – тот же самый всепоглощающий командный дух, ставящий единое целое над всем остальным. Именно эта философия вместе с тонким пониманием игры Риверсом, его умением повлиять на ход встречи с помощью тайм-аутов, способности заставить всех выложиться и является главной основой для «Селтикс» до сих пор. Как бы ни уступала команда по таланту, по количеству добротных исполнителей своим противникам в плей-офф, «зеленых» всегда будут опасаться. Потому что таких совершенно непрофессиональных отношений, объединяющих важные элементы команды, больше нет нигде.