10 мин.

Посещаемость матчей РФПЛ в сезоне 2015/2016

  Финальным матчем за титул лучшей команды Европы закончился очередной футбольный сезон, который запомнится надолго. Феноменальные спортивные успехи команд, от которых ничего не ждали и катастрофические результаты некогда именитых футбольных клубов – именно таким запомнятся 2015 и 2016 года. Если за успехами «Лестера» и отчаянной борьбой мадридского «Атлетико» с мировыми грандами многие наблюдали перед экранами телевизоров, то новую страницу истории российского футбола люди могли наблюдать воочию на стадионах. А действительно ли им был интересно вживую посмотреть на события, разворачивающиеся на футбольных полях? Давайте вместе разберёмся.

  Не вижу особого смысла сравнивать показатели посещаемости условных «Мордовии» и «Зенита». Слишком разные цели и задачи у этих команд. Поэтому предлагаю разделить клубы Премьер-лиги именно по их «аппетитам».

Клубы, традиционно претендующие на места в Еврокубках

  В эту категорию я включил:

  • ЦСКА

  • «Зенит»

  • «Краснодар»

  • «Локомотив»

  • «Спартак»

  Три первых клуба не вызывают вопросов.  Они активно развиваются и перед каждым сезоном ставят цель попасть в Еврокубки. Так как ЦСКА стал чемпионом и довольствуются прямой путёвкой в групповой этап Лиги чемпионов, поэтому можно сказать, что одну из задач на сезон клуб выполнили (не будем забывать о том, что в этом году они также принимали участие в розыгрыше Лиги чемпионов). Армейцы очередной сезон проводили в Химках, уютной подмосковной арене, на которую не удобно добираться болельщикам московского клуба. В чемпионате страны ЦСКА показывает стабильные результаты по заполняемости арены – 51%. В общей сложности, матчи чемпиона страны посетили на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом сезоне. Ничего удивительного я не скажу, отметив, что самыми посещаемыми матчами стали матчи с прямыми конкурентами из этой категории. Чуть больше 50% стадиона заполнилось на матчах с «Уралом», «Рубином» и московским «Динамо». В остальном же на домашние матчи приходило по 6-7 тысяч человек. Можно быть уверенным, что появление новой арены в пределах Москвы станет дополнительным стимулом для похода на стадион.

  Питерский «Зенит» показывает стабильно неплохие показатели посещаемости. И по сравнению с предыдущим сезоном аудитория на «Петровском» увеличилась на 10%. Петербуржцы – серебряные призёры по количеству зрителей, посетивших домашние матчи. Тенденцию увеличения у «Зенита» можно наблюдать во многих аспектах деятельности, хочется пожелать им поскорее разобраться с новым стадионом, и тогда уж точно команда из культурной столицы будет бороться за «золото» в условном чемпионате по посещаемости.

  Нельзя оставить незамеченной работу клуба Сергея Галицкого. Близка к завершению постройка нового стадиона, «Краснодар» обзавёлся лучшей детской академией и в очередной раз «быкам» удалось обойти в заполняемости другую краснодарскую команду – «Кубань», причём, можно сказать, на чужом поле. Но стоит отметить, что средняя посещаемость именно «Краснодара» уменьшилась в сравнении с сезоном прошлым – 11 290 (сезон 14/15) против 10 933 (сезон 15/16). Незначительно, но факт остаётся фактом. Следующий сезон будет настоящим показателем того, умеет ли «Краснодар» работать с болельщиками: стадион и вылет прямого конкурента за зрителя открывает прекрасные возможности, чтобы сделать шаг вперёд.

  Напоследок в этой категории остались две команды, которые набрали равное количество очков: «Спартак» и «Локомотив». Каждый болельщик найдёт собственные доводы о закономерности этого результата, но стоит поднять вопрос о том, чьих голосов будет больше. Леонид Федун в начале сезона подарил надежду на светлое будущее: «свой» тренер, цель – еврокубки и всё на самом современном стадионе России на данный момент. Как итог, 5-е место в чемпионате, скандалы, которые преследовали клуб по ходу сезона и первое место по посещаемости. Показатели схожи с прошлым годом – арена заполнялась примерно на 56%, а средняя посещаемость была около 25 тысяч человек (ещё можно было посчитать футболистов, которые сразу после одного из самых низкопосещаемых матчей этого сезона в Тушино отправились на разговор с болельщиками прямо на трибуны, но это бы ситуацию не исправило). На фоне других команд «Спартак» смотрится на голову выше, но если смотреть на собственные ресурсы, то над привлечением болельщиков работать и работать ведь общая вместимость стадиона 45 360. При этом на «Открытии» было всего три «аншлага» - с «Зенитом», «ЦСКА» и «Локомотивом».

Футболисты

  «Локомотив», имея в своём активе старенький, но всё еще хороший по российским меркам, стадион, уже который год не может занести себе в актив сезон с точки зрения посещаемости. Железнодорожники не радуют стабильностью на футбольном поле, но, тем не менее два года подряд появлялась надежда на Лигу Европы. В итоге, в сезоне 14/15 скромный «Аполлон» с позором выбил красно-зелёных на глазах у московских болельщиков. Сезон скрасила победа в кубке России, позволившая «Локомотиву» стартовать в лиге Европы с группового этапа. Несмотря на успехи на европейской арене, в национальном первенстве «Локо» играл при почти пустых трибунах. Средняя посещаемость составила 9 815 человек – маловато, учитывая, что клуб за последние два года выиграл медали и долгожданный трофей. По мнению очевидцев, озвучиваемые диктором цифры присутствующих на стадионе зрителей с виду не всегда совпадали с действительностью, но даже если они ошиблись, то ситуация для некогда самого семейного клуба России плачевная и даже бесплатные билеты - не панацея. И вряд ли дело в болельщиках, у которых во время матчей начинается «дачный сезон» или что-то еще. В первую очередь стоит равняться на свои амбиции и сопоставлять их с реальностью. А реальность такова, что «Локомотив» на данный момент не является клубом, который всерьёз готов биться за свою аудиторию.

Студенческий сектор на стадионе

Середняки

  Под эту категорию можно выделить все оставшиеся команды, ведь клубы с переменным успехом перемещались по турнирной таблице, что показала невероятная плотность в «зоне вылета». Поэтому в эту категорию я включу следующие команды:

  • «Терек»

  • «Урал»

  • «Крылья Советов»

  • «Амкар»

  • «Уфа»

  • «Анжи»

  • «Мордовия»

  Выделяющимися лидерами в плане посещаемости в этой группе являются «Терек», «Урал», а также «Мордовия». Процент заполняемости домашних стадионов у этих клубов немногим перевалил за половину. Опять же возникает важное уточнение: если проценты мы будем переводить в цифры, то выглядеть это будет угнетающе. Урал, в этом сезоне имея стадион в 10 000 посадочных мест смог привлечь на стадион в среднем чуть больше 5-ти тысяч! И это в городе-милионнике! На грозненцев приходили смотреть порядка 16-ти тысяч человек, почти как на «Зенит», но «Ахмат-арена» и вмещает больше, и спортивные результаты этого сезона могли подстегнуть болельщиков приходить на стадион. В итоге мы получили 53%. А «Мордовия» достигла такого значения, даже проведя один домашний матч в Самаре. При этом каждый из клубов улучшил свои показатели по сравнению с прошлым годом.

Трибуна болельщиков в Саранске

 

 Матчи «Крыльев Советов», «Амкара», «Уфы» и «Анжи» в среднем посещали порядка 7-8 тысяч человек, хотя и стадионы и количество жителей позволяют работать над этими показателями.

*Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах

**Команда прошлый сезон играла в ФНЛ

Команды-загадки этого сезона

  • «Ростов»

  • «Рубин»

  • «Кубань»

  • «Динамо»

  Эти команды удивили не только нас, но, как мне кажется, и самих себя. Поэтому они попали в эту категорию. Футболисты «Ростова», которые несколько месяцев играли бесплатно, сумели до последнего тура навязывать борьбу за чемпионство. Но их спортивные достижения на фоне результатов прошлого сезона внушительны – из аутсайдера превратились в серебряного призёра и участника Лиги чемпионов, что не могло не вызвать всплеск интереса к футболу в Ростове-на-Дону. Именно поэтому на стадионе «Олимп-2» был зафиксирован самый высокий показатель заполняемости трибун – 84%.

Болеьщики ФК

  «Рубин» был интересен своей непредсказуемостью. Казанцы могли показывать симпатичный футбол в Лиге Европы, но разочаровывать болельщиков в чемпионате России. Вдобавок к этому, «Рубин» играл на двух стадионах, что явно не способствовало определению политики по привлечению болельщиков.

  «Кубань» и «Динамо» - команды, покинувшие элитный дивизион. Динамовцы смогли собрать больше 10 тысяч только трижды: со «Спартаком», «Зенитом» и «ЦСКА». В остальном клуб по посещаемости полностью соответствовал званию аутсайдер. Но большее недоумение вызывает краснодарский клуб. Кубанцы в этом сезоне показали самый низкий процент заполняемости стадиона и что показательно всего 9 501 зритель пришли на стадион, чтобы поддержать «Кубань» в одном из самых важных матчей чемпионата.

*Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах

Российские клубы в еврокубках

  В прошедшем сезоне двух престижных турнирах Европы нашу страну представляли пять команд:

  • ЦСКА (Лига Чемпионов)

  • «Зенит» (Лига Чемпионов)

  • «Локомотив» (Лига Европы)

  • «Краснодар» (Лига Европы)

  • «Рубин» (Лига Европы)

  Предстоящий сезон обещал неплохую посещаемость, ведь в еврокубки попали как минимум две команды, в последнее время не баловавшие своих болельщиков матчами с соперниками из других стран («Локо», «Рубин»), а также тройка, которая в этом списке смотрится вполне логично. Лидеры по посещаемости ожидаемо оказались ЦСКА и «Зенит». У армейцев по мере прохождения стадий турнира можно наблюдать стабильность в плане заполнения трибун. Меньше всего людей посетили домашний матч с пражской «Спартой». Как оказалось, соперник неуступчивый и показал интересную игру, тем самым обманув ожидание любителей футбола. «Арена Химки» в среднем заполнялась на 85% процентов. Оптимистичный показатель, держа в уме факт строительства собственного стадиона. «Зенит» же сделал ставку на этот розыгрыш Лиги Чемпионов и каждый матч примерно 17 500 зрителей наблюдали за игрой питерского клуба против соперников. При этом удивительно, что больше всего людей пришли на матч со скромным «Гентом», а не на матч с «Бенфикой», которую питерцы грезились пройти.

Болельщики ФК

  Команды-участницы второго по значимости европейского турнира не порадовали посещаемостью, и у всех трёх клубов показатель заполняемости стадиона не достиг 50%, хотя «Локомотиву» и «Рубину» для того, чтобы перейти этот рубеж не хватило всего 1%. «Краснодару» не хватило 5%. Понятно, что многие российские болельщики идут посмотреть на приехавших соперников, а поболеть за российскую команду – момент второй. Казанцам и краснодарцам отчасти помогла аура Юргена Клоппа – матчи с «Ливерпулем» и дортмундской «Боруссией» собирали практически полные стадионы. Железнодорожникам тоже попались относительно именитые соперники, но 19 124 это максимум, который смогли выжать в Черкизово, отчасти благодаря значительной поддержке болельщиков турецкого клуба.

Матч

*Внесены средние показатели, учитывая то, что команда играла дома на разных стадионах

Итоги

  Приведённая статистика оставляет желать лучшего. Наглядно видно, что клубы не справляются со своей работой и на данный момент у них нет основания быть довольными тем фактом, что у некоторых посещаемость всё же увеличивается. Стоит признать, что сегодня поход на футбол для многих не является приоритетным вариантом проведения досуга. Но совсем скоро в России пройдут два крупных международных футбольных турнира, и хочется верить, что клубы воспользуются такой прекрасной возможностью и будут использовать свой потенциал гораздо действеннее, чем мы наблюдаем сейчас.

  5 фактов о посещаемости в российском футболе в сезоне 2015/2016

В этом году команды практически не играли домашние игры на чужих стадионах. Лишь самарские «Крылья Советов», «Уфа» и саранская «Мордовия» проводили свои матчи на нейтральных стадионах. «Рубин» также использовал два стадиона, но они оба находятся в Казани.

В этом сезоне не было матчей без зрителей.

Рекорд сезона: матч «Спартак» - ЦСКА посетили 41 850 человек.Второе место заняла игра «Спартак» - «Зенит» - 41 214 зрителей.Третье место занял матч «Спартак» - «Локомотив» - 38 651 зритель.

Антирекорд: «Мордовия» - «Уфа», 1 200 человек посетили этот матч. Единственно оправдание, которое можно привести такой цифре – «Мордовия» провела этот матч в Самаре.

Всего матчи РФПЛ этого сезона посетили 2 649 403.

 

Фотографии: официальные сайты футбольных клубов "Спартак", "Локомотив", "Урал", "Ростов", "Динамо", "Зенит", "Рубин".