3 мин.

Пловец спас двадцать тонущих, но о его подвиге узнали только спустя годы: «В СССР троллейбусы не должны падать в воду»

16 сентября 1976 года Шаварш Карапетян неожиданно для самого себя совершил подвиг. 23-летний пловец как обычно отправился на утреннюю пробежку по родному Еревану. Пробежки в процессе подготовки к новым соревнованиям были обыденностью для 17-кратного чемпиона мира и 13-кратного победителя первенства Европы по подводному плаванию. Но пробежка закончилась нетипично.

Троллейбус под номером 15 следовал своему обычному маршруту вдоль Ереванского водохранилища. На транспортное средство оглядывали многие прохожие: скорость, которую он развивал, была чересчур большой для «рогатого». Наблюдение было, к сожалению, абсолютно верным – троллейбус вдруг резко оказался в воде. Карапетян бросился к берегу, однако к его приходу из воды торчали только штанговые токоприёмники.

Шаварш как будто ничего и никогда не слышал о панике. Парень с ходу прыгнул в водоём и направился к тонущему транспорту. Пловец работал как конвейер – опускался под воду и поднимался обратно с новым спасенным в считанные секунды. 46 – стольких вытащил из воды Шаварш.

В интервью «Комсомольской правде» он позднее рассказывал:

– Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой. Самым сложным было выбить у троллейбуса заднее стекло. Нащупал нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу, ухватился за нее руками и ударом ноги разбил окно. Обожгла боль. Стеклом, конечно, поранился, но тогда об этом не думал – понимал, что времени мало.

Брат и тренер тоже были рядом. Первый принимал пострадавших в лодке, где наставник братьев Карапетянов оказывал им первую помощь.

В моменте Шаваршу стало плохо – он почти потерял сознание и начал бредить, но продолжил нырять. Остановили его прибывшие спасатели, когда все, кого пловец доставал, оказывались уже мёртвыми. Из 46-ти вызволенных из-под воды в живых остались только 20 человек. И Карапетян себя за это частично винит: «Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса – я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась – мог ведь спасти ещё одну жизнь!»

Переохлаждение спровоцировало резкое ухудшение здоровья у самого чемпиона. Он сразу же попал в реанимацию из-за того, что потерял много крови. Немного позже обнаружились заражение крови и двусторонняя пневмония. Два месяца Шаварш находился в пограничном состоянии – на волоске от смерти.

Спортсмен полностью восстановился, но спорт был ему противопоказан. Однако, несмотря на все запреты врачей, Карапетян вернулся к тренировкам. Всем говорил, что занимается для себя, а потом вдруг оказался в советской сборной. Да и 11-ый мировой рекорд на свой счёт записал. На этом, однако, остановился – понял, что здоровье уже не то.

Подвиг советского чемпиона не получил вообще никакой огласки. 17 июля в советских газетах сухо сообщали о профессионализме спасателей. «Сразу же после той аварии о ней хотели напечатать в какой-то газете, но статью не пропустили. В СССР троллейбусы не должны были падать в воду!» – рассказывал Карапетян.

Усилиями Сергея Лескова из «Комсомолки» имя Шаварша стало ассоциироваться с отвагой и благородством. Только вот случилось это шесть лет спустя. Впрочем, у геройств и героев нет срока годности.

А Карапетян на деле был героем со стажем. Ему уже приходилось спасать большое количество жизней. Однажды он ехал в автобусе, который слетел с ручного тормоза и на скорости катился в ущелье. Водитель, вышедший проверить мотор, мог только смотреть со стороны, а Шаварш подлетел к кабине, разбил стекло и повернул руль так, чтобы автобус ехал к горе. Отметим и случаи спасения неопытных пловцов в бассейнах и на побережьях.