7 мин.

Враг мой

Современная «Формула-1» многим кажется слишком уж причесанной и приглаженной. В командах царит корпоративный дух, пилоты одной «конюшни» порой по служебной необходимости пропускают друг друга или безропотно едут за напарниками, объясняя потом свою пассивность разного рода проблемами.

Так что происшествие на Гран-при Турции, когда в борьбе за лидерство столкнулись пилоты «Ред Булла» австралиец Марк Уэббер и немец Себастьян Феттель, – событие из ряда вон выходящее, даже феноменальное. Предвкушая продолжение бескомпромиссной дуэли, Sportweek решил напомнить о трех самых знаменитых в истории «Формулы-1» противостояниях напарников по команде.

Найджел Мэнселл vs Нельсон Пике

Более разных по характеру пилотов и представить было сложно. Простой парень Найджел и утонченный аристократ-сибарит с замашками плейбоя Нельсон. Роднило этих двоих только то, что оба очень хотели стать чемпионами мира. А «Уильямсы» образца 1986–1987 годов с чудо-двигателями «Хонды» вполне позволяли рассчитывать на титул.

Сила и скорость партнеров по команде были примерно равны, уступать никто не хотел. Так что неудивительно, что идиллия со взаимными комплиментами длилась совсем недолго, отношения испортились уже к середине первого совместного сезона. Тем более босс команды Фрэнк Уильямс проходил длительный курс реабилитации после автокатастрофы (он так навсегда и остался прикованным к инвалидной коляске) и не мог держать забияк в узде. И не только на трассе.

Как позже признавался Пике, он сознательно решил поиграть со своим напарником в психологические игры, вывести из равновесия и получить таким образом важное преимущество. Как? Естественно, при помощи оскорблений. В частности, бразилец называл Мэнселла неотесанным болваном и «сельским констеблем с опилками в голове», а супругу англичанина – уродиной. Такой вот получился «доктор Зло» в исполнении Пике.

Расчет оправдался, куда менее искушенный в интригах Мэнселл откровенного хамства не стерпел. Не без оснований обвинял Пике в подлости, стал больше нервничать и чаще ошибаться. Хотя, с другой стороны, более рискованный и бескомпромиссный пилотаж позволял Найджу чаще выигрывать гонки. Что, в свою очередь, сильно раздражало бразильца. Такая атмосфера взаимной ненависти сыграла в 1986-м с «Уильямсом» злую шутку. Главный конкурент – Ален Прост из «Макларена» не просто включился в чемпионскую гонку, но и выиграл ее. Благодаря легендарному трюку на заключительном в сезоне Гран-при Австралии. В «Макларене» распустили слухи о новых сверхпрочных покрышках, которые не требуют замены, и провели-таки обоих пилотов «Уильямса». Инсценировка удалась, на болиде лидировавшего в чемпионате Мэнселла взорвалась резина, и он сошел, а спохватившийся Пике потерял на замене шин слишком много времени, проиграв Просту и гонку, и чемпионат.

Правда, в следующем году титул «Уильямс» уже не упустил. Вот только победа досталась не хорошему парню, а плохому. Казалось, вернувшийся на командный пост Фрэнк Уильямс приструнил-таки хамоватого Пике, а Мэнселл расцвел и начал штамповать победы, выиграв в два раза больше гонок (шесть против трех), чем более стабильный, зато медленный напарник. Но несколько необязательных сходов и особенно тяжелейшая авария в квалификации накануне предпоследнего в сезоне Гран-при Японии поставили крест на надеждах Мэнселла – из-за травмы спины он пропустил две заключительные гонки.

Пике без борьбы стал чемпионом мира в третий раз в карьере и покинул команду. А Найджелу пришлось ждать триумфа еще пять лет, до сезона-1992.

Ален Прост vs Айртон Сенна

Опытный французский Профессор и молодой бразильский Волшебник. Двукратный к моменту начала совместных выступлений за «Макларен» чемпион мира Прост прославился как гений тактики и стратегии, а Сенна был попросту фантастически быстр. При первой встрече напарников Айртон произвел на Алена прекрасное впечатление, веселился и остроумно шутил. Но когда дело дошло до гонок, отбросил все шутки в сторону, закрывшись в «скорлупу».

Тем не менее в 1988-м до открытой конфронтации дело не доходило, пилоты по очереди штамповали победы, выиграв на двоих 15 Гран-при из 16! Босс «Макларена» Рон Деннис признавал, что напряжение внутри команды чрезвычайно велико, но все равно казался очень довольным. Называл себя богатейшим человеком в Ф-1, а своих пилотов – гонщиками, которые вывели «королеву автоспорта» на новый уровень.

Сенна, ставший в тот год чемпионом мира, также на словах души не чаял в своем партнере по команде. Комментарии Проста были куда менее восторженными. Ален жаловался, что Айртон помешан на гонках, живет ими 24 часа в сутки и настроен только на соперничество.

Настоящий взрыв произошел в апреле 1989-го во время Гран-при Сан-Марино в Имоле. Пилоты «Макларена» заключили перед стартом своеобразный «пакт о ненападении» в первом повороте. Лидерство захватил Прост, однако Сенна слово не сдержал, мгновенной рискованной контратакой пройдя француза. Гонку бразилец выиграл, но взбешенный напарник на подиуме отказался подавать ему руку, не пришел на пресс-конференцию и вскоре обвинил Айртона в предательстве. Тот, в свою очередь, своей вины не признал. Обстановка накалилась до предела, не помогла и организованная через три дня встреча с глазу на глаз. Вместо примирения Прост и Сенна просто наорали друг на друга, не стесняясь в выражениях. К тому же вскоре вопреки договоренности Ален рассказал о подробностях беседы французской прессе. На сей раз жутко обиделся Айртон, публично отказавшись от каких-либо контактов с напарником за пределами моторхоума.

Хотя гонщики продолжали обмениваться технической информацией, конфликт в реальной жизни все разрастался. Прост сначала обвинил «Макларен» в фаворитизме по отношению к Сенне, затем объявил об уходе из команды и еще через некоторое время подписал контракт с «Феррари». После этих событий француз стал совсем чужим в «конюшне», ему практически не уделяли внимания, сосредоточившись на бразильце. Тем не менее именно Прост выиграл титул. При скандальных обстоятельствах – на Гран-при Японии Айртон на 47-м круге атаковал Алена, тот не отступил, машины столкнулись. И хотя бразилец продолжил гонку и даже выиграл ее, он был дисквалифицирован – за возвращение на трассу с посторонней помощью. Чемпионом, несмотря на протест «Макларена» (!), был объявлен Прост.

«Сенна считает, что весь смысл его жизни – выиграть чемпионат мира. Я не такой. Не делаю трагедии из потерянного титула, однако сдаваться и отступать не собираюсь», – заявил тогда француз. Сенна назвал такую победу соперника в сезоне-1989 позорной.

В следующем году, также на Гран-при Японии, авария принесла титул уже бразильцу – на старте он просто врезался в своего оппонента. Позднее заявив, что заранее решил: если француз лидером войдет в первый поворот, то из него уже не выйдет. Как признавался Прост, после того подлого поступка он хотел набить сопернику морду, но все же сдержался. Затем между великими были еще конфликты, случались и публичные примирения. Несмотря ни на что, они в глубине души уважали друг друга и могли бы даже стать друзьями, не погибни трагически Сенна в 1994-м в Имоле.

Фернандо Алонсо vs Льюис Хэмилтон

Двукратный чемпион мира против стремительного гонщика, голодного до титулов. Рецепт создания «гремучей смеси» в двух знаменитых парах конца восьмидесятых не подвел и 20 лет спустя. И опять такое «счастье» обрушилось на голову босса «Макларена» Рона Денниса.

Откровенно говоря, перед началом сезона ничто не предвещало катастрофы – испанца Фернандо Алонсо удалось переманить из «Рено» на роль премьера, в напарники ему после долгих раздумий и сомнений (не слишком ли молод и неопытен?) взяли протеже системы «Макларена», юного темнокожего англичанина Льюиса Хэмилтона. Зеленого новичка, дебютанта, которому по идее требовалось учиться и учиться у умудренного опытом напарника. Но вскоре выяснилось: паренек быстр, умен и расчетлив не по годам. И сам имеет виды на чемпионство.

На первых девяти Гран-при Льюис не слезал с подиума и даже захватил после четырех этапов лидерство в общем зачете. В тот момент ситуация еще находилась под контролем, Алонсо и Хэмилтон на публике вели себя как лучшие друзья. Черная кошка впервые пробежала между напарниками после Гран-при Монако, где, по слухам, команда запретила Льюису атаковать Фернандо в борьбе за победу. Тем не менее англичанин блеснул в Северной Америке – выиграл Гран-при Канады и США, вернув себе лидерство в чемпионате. Алонсо от такого поворота событий был не в восторге.

Конфликт двух эгоистов назревал и назрел к началу августа 2007-го. В квалификации Гран-при Венгрии раздосадованный одним из маневров британца Фернандо сознательно задержался на пит-стопе, не позволив напарнику уйти на быстрый круг. Алонсо выиграл поул, но затем был наказан стюардами (которым, по слухам, нажаловались из стана Льюиса) штрафом в пять позиций на старте. Также взбешенный Хэмилтон успел нагрубить и самому Деннису. В результате шеф даже не стал поздравлять своего протеже с победой в гонке. Но тем не менее скоро оттаял и простил молодого таланта. Возможно, из-за нападок на команду со стороны Алонсо. Фернандо открыто стал требовать статуса первого пилота, предложив выбирать – или он, или Хэмилтон. В «Макларене» на шантаж не поддались, поэтому ближе к концу сезона стало понятно – дни Фернандо в «конюшне» сочтены.

В конце сезона из-за «шпионского скандала», по итогам которого «Макларен» лишили всех очков в Кубке конструкторов и обязали заплатить штраф в $100 млн, атмосфера в команде и так оставляла желать лучшего. А тут еще Алонсо начал просить FIA (Международную федерацию автоспорта) защитить его от недобросовестных действий «Макларена»! В итоге пилоты настолько увлеклись борьбой друг с другом, что проворонили «Феррари» и Кими Райкконена. В заключительном Гран-при Бразилии Льюису ради титула требовалось не проиграть испанцу более четырех очков, а финскому лидеру «Феррари» – больше семи. Но он стал только седьмым и пропустил победителя гонки Райкконена к чемпионству.

Впрочем, год спустя на Гран-при Бразилии-2008 Хэмилтон все-таки завоевал свой титул и до сих пор выступает за «Макларен». А Алонсо транзитом через «Рено» перебрался в «Феррари».

Денис Мостов SportWeek