5 мин.

В продолжение темы самых дорогих футбольных брендов 2017. Как клубы развивают свою финансовую привлекательность

Применительно к футбольных (да и любым спортивным) клубам стоимость и привлекательность бренда оценивается по следующим показателям: спортивные результаты, вмещаемость домашней арены, размер, звездность и общая стоимость состава команды, уровень присутствия клуба в различных соцмедиа, уровень удовлетворённости фанатов текущими делами в клубе, уровень клубного (не финансового!) фэйр-плей, уровень и диверсификация доходов клуба, а также диверсификация формы использования стадиона команды для получения дополнительной прибыли. 

Интересные моменты, которые хотелось бы дополнительно выделить из свежего отчета Brand Finance о топовых клубах Европы. Как именно им удались столь значительно повысить свои доходы и привлекательность брендов по сравнению с 2016-м годом?

1. Безусловно, на первый план стоит вынести беспрецедентно космические сделки с телевещателями на ближайшую трехлетку. Особенно по АПЛ (сделка с BT и Sky на 8,3 млрд фунтов). Именно благодаря новой мега-сделке, например, такой скромный английский клуб как ‘Борнмут' (из города с населением всего в 180 тыс чел) по стоимости бренда сегодня котируется выше, чем, например, такие футбольные имена как ‘Лион', 'Интер' и 'Рома'.  

2. Клубы стали увеличивать вместимость своих стадионов, нацелившись на повышение аудитории и доходов: ‘Стэмфорд Бридж' увеличат почти на 50% (до 60 тыс чел), ‘Уайт Харт Лейн' – до 61 тыс чел, ‘Энфилд' – до 54 тыс чел (а потом и на все 60 тыс чел с лишним). Также в Испании переоснащается ‘Камп Ноу'.

3. Самый быстрорастущий футбольный бренд сегодня – английский ‘Ньюкасл' ($247 млн – стоимость бренда по рейтингу), который спустя сезон в Чемпионшипе возвращается в элитный английский дивизион (после 46 игр – 94 очка и первое место с прямой путевкой в АПЛ).

4. Немецкая Бундеслига в целом повысила свою финансовую привлекательность, особенно на китайском рынке, заняв в Китае второе место по популярности после АПЛ (в других странах она позади испанской ‘Примеры’ и итальянской ‘Серии А'). И это усилиями одной лишь ‘Баварии', которая открыла постоянный офис в Шанхае (впервые в истории европейского футбола!), а также открыла две футбольные школы в городах Циндао и Шэньчжене. Помимо этого, клуб запустил собственный телеканал с поддержкой Deutsche Telekom, а также заключил эксклюзивное партнёрство с Apple Music по курированию уникального контента для этой площадки. Кстати, представительской офис в Пекине есть и у немецкого ‘Вольфсбурга'.

@@@

Далее подробней о топ-клубах. Поскольку в Топ-10 самых дорогих брендов входят 6 английских клубов, то по большей части речь будет именно о них.

‘Манчестер Юнайтед' несмотря на 6-е место в АПЛ все же взял по итогам сезона 2 трофея – Кубок Лиги и Лигу Европы УЕФА. На фоне всех сложностей и продолжающейся ‘пост-фергюcоновской ломки' – это большой успех. ‘Красные дьяволы' – все ещё самый дорогой бренд в мире согласно рейтингу Brand Finance. ‘МЮ' также остаётся самым популярным клубом в Китае. В целях популяризации был запущен хэштег #ILOVEUNITED и собственное клубное app-приложение MUTV для прямого выхода на свою целевую аудиторию в 160 странах по всему миру! Несмотря на ‘финансовый недобор' из-за неучастия клуба в Лиге чемпионов УЕФА в прошлом году, в целом, идут в гору.

Мадридский ‘Реал' помимо спортивных успехов и сотворённой спортивной истории в еврокубках продлил контракт со своей главной звездой – CR7. У которой уровень популярности собственного имиджа также зашкаливает. Это ли не главный инструмент укрепления ценности бренда и для самого клуба? ‘Реал' заключил новую сделку с Adidas на 10 лет, а в совокупности с другими коммерческими сделками получает порядка 1 млрд ежегодных вливаний.

‘Барселона' также заключила две крупные спонсорские сделки – с Nike (155 млн фунтов ежегодно) и японским онлайн-ретейлером Rakuten (55 млн фунтов ежегодно).

Крупнейшую сделку в своей истории заключил и лондонский ‘Челси' – спонсорский контракт с Nike (60 млн фунтов ежегодно с общей цена сделки 900 млн на 15 лет). Также была заключена сделка с японским производителей шин Yokohama.

‘Манчестер Сити' тоже набирает обороты. За этим клубом стоит сильный спонсор – City Fotball Group, которому также принадлежат спортивные клубы в США, Австралии Южной Америке и Японии. Клуб заключил новую сделку с Nike (15 млн фунтов ежегодно выглядит не так круто, как у других английских клубов, но все же), и при этом имеет все ресурсы для популяризации и укрепления своего бренда вместе с финансовой привлекательностью в азиатском регионе. 

Французский ‘ПСЖ' несмотря на упущенное чемпионство Франции и европейский спортивный конфуз (всем памятны те 4-0 и 1-6 с ‘Барселоной') все же взял 2 трофея (Кубой Франции и Кубок Лиги) и продолжает оставаться одним из самых прибыльных топ-клубов в Европе. Недавно был продлён контракт с Катарским туристическим агентством (175 млн ежегодно). Клуб благополучно преодолел все финансовые неурядицы и выполнил требования УЕФА по соблюдению финансового фэйр-плей. Была открыта футбольная академия клуба на Бали (Индонезия) для укрепления своего имиджа и узнаваемости бренда в азиатском регионе.

Лондонский ‘Арсенал' несмотря на 5-е место в АПЛ и невыход в Лигу чемпионов УЕФА (впервые за 20 лет!) тоже финансово чувствует себя более чем уверенно. До 2019-го года у клуба контракт с Puma, также был продлен контракт с Emirates (30 млн фунтов ежегодно, пусть оно и меньше чем сделка ‘МЮ' с Chevrolet или сделка 'Челси' с Yokohama).

‘Ливерпуль' в АПЛ отметился следующим спортивным достижением: несмотря на 4-е место в АПЛ клуб за сезон не проиграл ни одного матча командам из первой шестёрки!  Клуб обновил свои контракты с кредитной организацией MBNA и производителем детских товаров Joie. Сегдня клуб из Ливерпуля активнее других участвует в различных маркетинговых и социальных мероприятиях, а также примет участие в июльском розыгрыше Кубка азиатской Премьер-лиги. Что также добавляет баллы в копилку международной популярности.

Лондонский ‘Тоттенхэм' набирает все боле серьёзные обороты по всем фронтам. Была продлена сделка с азиатской страховой компанией AIA. Была также заключена сделка с американской NFL. У нового стадиона клуба будет своя собственная маленькая пивоварня, пекарня, частная банкетная и много всего нового и интересного. Клуб также запустил свою собственное app-приложение.