4 мин.

Без славы. Почему Войнова нельзя встречать как героя

Вернувшийся в Москву после тюремного срока Вячеслав Войнов позавчера тренировался под объективами десятков камер на базе сборной России в Новогорске, одетый в форму с гербом страны. Пока ФХР создает комфортные условия для защитника, которые бы не отличались от условий элитной калифорнийской тюрьмы, принимавшей Войнова, КХЛ готовит новые изменения в регламенте. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» объясняет, почему бывшего игрока «Лос-Анджелеса» нельзя встречать как героя.

Вольный Войнов

В то время как первый вице-президент ФХР и вице-президент СКА Роман Ротенберг готов выскочить на лед для индивидуальной тренировки Вячеслава Войнова под руководством Олега Знарка, в обществе поднимается новая волна дискуссии о том, как же встречать бывшего лучшего защитника России. Бывшего – потому что последний раз игрок «Лос-Анджелес Кингс» выходил на лед 11 месяцев назад, и не растерять кондиции за это время просто нереально, тем более что целый месяц он провел в тюрьме.

Приговор суда, пусть и иностранного, в большинстве случаев стоит признавать – преступления против личности считаются самыми опасными из всех, и если государства начнут по-разному оценивать доказанные убийства, побои и изнасилования, случится хаос. Обществу нужно быть единым в подобных вопросах, без общего мнения о преступниках жить станет совсем плохо. Сейчас уже нет смысла рассуждать о моральных аспектах поступка Войнова – суд все доказал, виновный отбыл наказание, а то, что бить женщин нельзя, ясно всем.

Главная же проблема в том, что из россиянина некоторая часть публики пытается сделать мученика и политического заключенного, несправедливо осужденного в неприветливой стране. По какой-то причине профессиональные навыки человека часто ставятся выше его личностных качеств, причем не только для работодателя, но и для окружающих. Так можно дожить и до совсем страшных времен, когда доказанное в чужой стране убийство уже не будет основанием для разрыва контракта и причиной невызова в сборную. Спортсмены, особенно выступающие за честь России, должны показывать пример поведения не только во время соревнований, раз выбрали публичную профессию. Впрочем, это правило относится вообще ко всем людям. 

Оплачиваемая реабилитация

Но одно дело – публика, а другое дело – руководители российского хоккея. Нет никаких сомнений, что Войнова нужно поддержать как хоккеиста, не дисквалифицировать его, как НХЛ, не чинить ему препятствия при возвращении в родную страну. Но то, чем сейчас занимается сборная России и КХЛ, сильно похоже на процесс реабилитации как раз таки политзаключенного. Индивидуальная тренировка с главным тренером сборной – это прерогатива Знарка, он главный и может делать, что захочет. Но ФХР при этом предоставляет лед, тренировочные залы, персонал и врачей. Так ли хорош защитник, чтобы с ним так возились? И достоин ли он того, чтобы КХЛ вдруг выводила его зарплату из-под потолка зарплат?

Войнов возвращается в Россию не перед домашней Олимпиадой, чтобы его можно было назвать одним из хоккеистов, представляющих особую ценность для КХЛ. Имидж лиги от его перехода тоже не улучшится. Чемпионат мира в Москве – задача, конечно, глобальная, но вот на Кубок мира, скорее всего, Войнов не поедет из-за запрета пересекать границу США и Канады. При этом Знарок не раз говорил, что в сборной должны играть сильнейшие, но в этой ситуации сам тренер делает все, чтобы этот принцип не исполнялся. Ведь Войнову ничто не мешает самому найти клуб, доказать, что он действительно является топ-защитником и по спортивному принципу попасть в число сильнейших хоккеистов страны. Но пока все говорят о том, что ему нужен клуб, который обязательно будет в плей-офф, а иначе и смысла играть нет.

По сути, защитник приехал в Москву от безысходности – ему просто некуда больше податься. Даже в неидеальных рыночных условиях в России ему все равно предложат больше, чем в Швейцарии, Швеции или Финляндии, да и вряд ли сам Войнов захочет туда ехать. Агент, конечно, будет сильно завышать цену на своего игрока, а богатые клубы только и рады вывалить сотню-другую миллионов на новичка. Каким-то образом хоккеист, который должен быть согласен играть и за условные 800 тысяч долларов, учитывая его физическое состояние и безвыходное положение, стал человеком, из-за которого собираются менять регламент. В этих условиях клубы могли бы устроить настоящий аукцион с наименьшими ставками, но личная заинтересованность некоторых менеджеров вновь испортит рынок. Победит в итоге тот, у которого больше всего денег, а потолок зарплат, созданный специально для уравнивания положения клубов, вновь будет пробит властными решениями людей, объединяющих в себе по три должности.

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский, Алексей Куденко

Марсель Магизов/«БИЗНЕС Online» 

@m_marsell