Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Блог редакции «БИЗНЕС Online»

«Порту» запустил свой канал. У «Бенфики» он настолько крут, что показывал АПЛ и UFC

Матч 3-го отборочного раунда Лиги чемпионов между «Порту» и «Краснодаром» не показывали не только на российском ТВ. По словам креативного директора «Матч ТВ» Гавриила Гордеева, клуб требовал от португальских телеканалов 200 тыс евро за трансляцию. Эта сумма намного выше рыночной, поэтому никто не купил права.

При этом «Порту» показал матч в приложении Porto TV, которое запустил в конце июля. Это новый проект португальцев, с помощью которого руководство клуба хочет выстроить отношения с болельщиками по всему миру, а также повысить привлекательность бренда. Матч «Порту» и «Краснодара» стал первым на Porto TV.

Сейчас «Порту» сотрудничает с региональным каналом Porto Canal, на котором выходит десять различных передач о местной команде. Тем не менее, «Порту» – один из немногих европейских топ-клубов без собственного ТВ. Оно есть у «Барселоны», «Реала», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуля», «Ювентуса». А в самой Португалии у главных конкурентов клуба – «Бенфики» и «Спортинга». И отставание между ними катастрофическое, в особенности от «Бенфики».

Несколько лет назад «Бенфика» практически сотворила революцию в спортивном телевидении – еще ни один спортивный клуб мира не выводил контент на собственном канале на столь мощный уровень. Фактически, португальская команда была в нескольких шагах от того, чтобы её клубное ТВ стало аналогом «Матч ТВ» в Португалии. И благодаря своей агрессивной политике, которую и сейчас изучают в бизнес-школах, лиссабонцы ежегодно зарабатывают несколько десятков миллионов евро на ТВ-правах.

ПЕРВУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ НА BENFICA TV СМОТРЕЛИ 100 ТЫС ЧЕЛОВЕК

Впервые в «Бенфике» о создании собственного канала задумались в 2005 году, но реализацию отложили из-за выборов президента клуба. Лиссабонский клуб живёт по системе акционерного общества – клубом владеют более 200 тысяч человек. Выбранный тогда президент «Бенфики» Луис Филипе Виейра начал перестраивать команду: появилась новая система управления, открылся новый стадион, академия, акции клуба выставили на продажу. И важную роль отводили клубному телеканалу.

Фото: Laurence Griffiths, Getty ImagesФото: Laurence Griffiths, Getty Images

Первая трансляция на Benfica TV состоялась 1 октября 2008 года, новый канал открыли матчем Кубка УЕФА между «Бенфикой» и «Наполи». На арене лиссабонцев, «Эстадио да Луж», была построена студия, откуда шёл эфир. Трансляция велась на крупнейших кабельных сетях страны, а сам формат напоминал Z+, который пытается запустить петербургский «Зенит» – двухчасовое обсуждение предстоящего матча, игра и послематчевый анализ. Встречу посмотрели более 100 тыс человек, руководство клуба признало эксперимент удачным.

Полноценное вещание канала началось спустя десять дней. Он был бесплатным и распространялся в обычном пакете у кабельных операторов. Благодаря доступности уже к концу второго года вещания канал был доступен более 1 млн домовладельцев. По словам директора клуба Домингоша Шоареша де Оливейры, на Benfica TV тратилось по 4 млн евро ежегодно, но все расходы покрывала реклама.

При этом на самом канале не было матчей «Бенфики» – права на показ принадлежали каналу Olivedesportos. В то время в Португалии не было централизованной продажи прав на показ матчей чемпионата – клубы сами занимались этим вопросом. В 2013 году истекал контракт между «Бенфикой» и телевизионщиками, и клуб хотел выручить до 40 млн евро в год от нового соглашения. Никто в стране не мог позволить такую сумму.

Поэтому руководство «Бенфики» объявило, что с 2013 года все домашние матчи клуба будут транслироваться эксклюзивно на клубном телеканале.

НА КЛУБНОМ КАНАЛЕ «БЕНФИКИ» ПОКАЗЫВАЛИ СЕРИЮ А, АПЛ и UFC 

В июле 2013 года руководство «Бенфики» решилось на революцию в спортивном вещании – в клубе решили отойти от концепции обычного клубного ТВ в пользу полноценного спортивного канала. Месяц просмотра стоил 9,9 евро, а в его эфире начали показывать не только матчи команды. Benfica TV купила права на показ в Португалии матчей Английской премьер-лиги, чемпионата Бразилии, МЛС и греческой Суперлиги.

Сначала Benfica TV распространялась только по одной национальной кабельной сети – но даже так клуб показал очень высокие результаты. За месяц до первого матча «Бенфики» на каналподписалось около 100 тыс человек. У первой игры лиссабонской команды в сезоне 2013/14 ТВ-рейтинг составил 1,1. У матча «Порту», транслировавшего по обычному каналу Sport TV 1 – 0,8.

В сентябре 2013 года канал Benfica TV начал показывать оператор Vodafone – второй по количеству подписчиков в стране. Аудитория канала увеличилась в два раза – со 100 до 210 тыс. Из-за такого интереса публик, клуб решил открыть дополнительный канал Benfica TV 2 и транслировать там непремиальный контент.

В январе 2014 года «Бенфика» начала продавать свои трансляции в интернете, а рейтинг главного португальского дерби «Бенфика» – «Порту» стал рекордным для трансляций матчей чемпионата страны не по центральному ТВ – его смотрело 8% населения страны. К лету на канал подписались 300 тыс человек.

В последующие месяцы канал подписал контракт на эксклюзивный показ поединков UFC и сократил название до BTV. Согласно финансовому отчёту, за первый год своего существования доход клубного ТВ составил 28 млн евро, чистая прибыль увеличилась вдвое – с 9 до 17 млн. В конце 2014 года канал начал вещать во Франции, Швейцарии, Англии, Канаде и США.

В 2015 году BTV выкупил права на показ в Португалии матчей чемпионатов Франции и Италии.За два года обычный клубный канал превратился фактически в монополиста. Из ведущих мировых чемпионатов только чемпионаты Испании и Германии вещались на стандартных спортивных каналах. Также на BTV шли матчи чемпионата Португалии по баскетболу, мини-футболу, хоккею на роликах, гандболу и волейболу.

«БЕНФИКА» ВСЁ-ТАКИ СМОГЛА ПРОДАТЬ ПРАВА НА ПОКАЗ МАТЧЕЙ ЗА 40 МЛН

Тогда же в 2015 году сменилось руководство LFPF – организации, отвечающей за проведение чемпионата страны по футболу. Одной из задач новый управленцев было решение ТВ-вопроса.Португалия оставалась последней из ведущих европейских стран, где не было единого вещателя – каждый клуб договаривался о продаже прав самостоятельно. Во-многом из-за этого в чемпионате оставалось такое расслоение между грандами «Бенфикой», «Спортингом», «Порту» и всеми остальными.

Руководство лиссабонского клуба согласилось с политикой нового руководства LFPF. Однако переход к единому бродкастеру проходил не так, как в других странах. Главному вещателю, которым стал SportTV1 от медиахолдинга NOS, требовалось выкупить права на показ матчей у самих клубов. В «Бенфике» серьёзно рассчитывали заработать на этом.

В декабре 2015 года «Бенфика» продала права за 40 млн евро в течение трёх лет, а также право на эксклюзивное распространение BTV и BTV2. Эти показатели уровня середняков чемпионата Испании, но в Ла Лиге эти выплаты формируются еще и от продажи трансляций за рубеж. Президент «Бенфики» Виейра отметил, что BTV и BTV2 продолжат существование, а эксклюзивного контента должно хватить за заполнения сетки обоих каналов.

Проблемы у «Бенфики» начались в 2016 году. Во второй половине июня неожиданно для подписчиков руководство клуба объявило о закрытии телеканала BTV2. При этом у канала еще на год были права на чемпионаты Франции, Англии, Италии и UFC. До сих пор неизвестно, что стало причиной закрытия канала, но в Португалии считают, что BTV стала жертвой конфликта между ведущими кабельными операторами.

Эксклюзивные права на показ BTV были у NOS, который готов был со всеми делиться в обмен на другие трансляции. Vodafone согласился, а Meo – нет. В итоге BTV покинул пакет самого крупного оператора страны, а BTV потерял сотни тысяч абонентов.

Спустя месяц после закрытия BTV2 все права на иностранные чемпионаты перешли каналу SportTV, четверть акций которого принадлежала NOS. И в то же время медиахолдинг объявил, что возвращает эксклюзивный показ домашних матчей «Бенфики» на BTV. В нынешнем сезоне каналы сети Sport1TV транслирует матчи оставшихся 17 команд чемпионата Португалии.

«Бенфика», которая совершила революцию в спортивном вещании, вернулась в 2012-й год. Но с 40 млн евро в сезон.

Автор: Виктор Майоров / БИЗНЕС Online

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья