14 мин.

Георгий Черданцев: «Завел аккаунт на ютубе. Первый комментарий был: «Ты еще и сюда залез»

Комментатор «Матч ТВ» рассказывает, чем Инстаграм лучше Твиттера, вспоминает кастинг ведущей для программы «Футбольная ночь» и объясняет, почему принципиально не смотрит «сопки».

   

«В ИНСТАГРАМЕ АУДИТОРИЯ РАСТЕТ МЕДЛЕННО – МЕНЯ ЭТО ЖУТКО БЕСИТ»

– Почему вы перестали взрывать твиттер?

– Я никогда не занимался этим специально. В детстве я очень любил ломать машинки, которые мне дарили. Было интересно, что у них внутри. Когда я понимал ее устройство, то выбрасывал и шел ломать что-нибудь другое. Как работает твиттер, я понял, хотя не являюсь специалистом в социальных медиа. Не умею накручивать ботов. В твиттере я завис на отметке в 350 тысяч читателей, которая держится весь январь.

Вдобавок, сейчас я понимаю возросший уровень ответственности за слова в связи с работой на «Матч ТВ». Поэтому стараюсь быть чуть более сдержанным, потому что все написанное теперь уже это не только я. Твиттер – личное пространство, но каждому это не объяснить. Не мне будут звонить, а моему руководству. Поэтому я стараюсь не подставлять других людей.

– На что переключились с твиттера?

– Я увлекся Инстаграмом, мне интересно понять его работу. Там аудитория набирается медленнее, но я и не выкладываю каждый день отчеты о съеденном борще или прогулке. Знаю, что в целом Инстаграм в России популярнее твиттера, и я поставил себе задачу хотя бы сравнять количество подписчиков в этих социальных сетях. Но аудитория растет медленно, меня это бесит жутко. Я очень азартный и спортивный человек, поэтому задачу намерен выполнить.

Тут еще проблема в количестве социальных сетей. У меня они есть все. Когда завел страницу «ВКонтакте», за 2 дня набрал 30 тысяч подписчиков, а потом все замерло. Поэтому приходится выбирать.

Еще меня научили пользоваться iMovie – оказывается, это дико крутая тема. Позволяет быстро монтировать снятые на телефон видео. А я, как бывший репортер, умею заниматься монтажом, правда, на бетакаме, не на компьютере. Все свои сюжеты я монтировал сам. В 1998 году на чемпионате мира делал какой-то репортаж выездной, и мне заказали в другом городе студию. Приехал туда, а французы говорят: «Давай сюда свои кассеты, мы все сделаем сейчас, через час заберешь». Я им говорю: «Не-не, я все сам сейчас буду делать». Они решили, что я дурачок и не поверили, что мы в России все монтируем сами. В итоге с восхищением смотрели, как я в кнопки тыкал и подбирал планы. У них-то уже был специальный режиссер монтажа, которому нужно было только показать, какие планы, и он бы все сделал.

   

– И куда сейчас видео выкладываете?

– У меня давно уже есть аккаунт на ютубе. Выложил туда два видео. Они набрали 100 просмотров, и 17 человек подписались на канал. Первый же комментарий к видео был грубый, с матом. Суть в том: «Куда ты еще полез, и так везде – теперь еще и тут будешь». В какой-то степени, наверное, этот человек прав. Нельзя быть везде. Меня самого бесит, когда вижу в твиттере человека ссылки на другие его социальные сети.

– Последняя вещь в интернете, которая вас взбесила?

– Как ни странно, я не интернетчик. Смотрите, в инстаграме всего 1 подписка – на акканут «комната 8-16». Подписан на друзей в фэйсбуке, чтобы знать, как у них дела. В твиттере подписан на основные информационные источники: футбольные и общеполитические. Не провожу время в интернете и не знаю, что там происходит.

«НА «МАТЧ ТВ» ВСЕ ДРУГОЕ»

– Лично для вас что изменилось с появлением «Матч ТВ»?

– Выход на новый уровень взаимодействия с телезрителем и понимание новых перспектив. Такого большого количества эфиров на федеральном канале за год у меня никогда еще не было. Были появления на НТВ, но не постоянно. Например, на НТВ выходило два сезона программы «Футбольная ночь», правда в более-менее приличное время показывали только первый сезон. Затем ее убрали за полночь. В «Футбольном клубе» я то был, то не был. И стабильное присутствие на федеральном канале у меня в карьере впервые. Появилось ощущение, что ты постоянно на виду и должен находиться в гипертонусе. Оно подбадривает и заставляет быть еще в лучшей форме, чем всегда.

– Вы теперь и ведущий федерального уровня?

– Нет, так сказать нельзя. Потому что, все-таки я в эфире, если брать по часам в год, нахожусь не так много времени. Хотя мне лично очень хотелось бы развиваться в качестве ведущего. Думаю, обладаю очень важным качеством для ведущего прямого эфира – не теряю концентрацию. Потому что последние версии программы «90 минут плюс» длились под три часа. А это тяжелейшая нагрузка.

Есть ведущие, которые работают «по уху». Редактор все говорит, а он озвучивает. У меня никогда в жизни не было редактора, а в «90 минут плюс» не было и шеф-редактора. И я во время эфира в планшете согласовывал все с сотрудниками из аппаратной. Например, у нас по верстке идет интервью, но оно может не записаться или прийти без звука. Приходится все решать на ходу. Сейчас на «Матч ТВ» подобного нет, к счастью. Мне не приходится заморачиваться над тем, что делать, если материал не придет.

– Самые частые нестыковки?

– Например, на «Плюсе» что-то могло не записаться. Или тренер не пришел. Или пришел тот, кого не звали. Однажды Дзюба приехал на эфир, хотя его по большому счету никто не звал. Но ты же не можешь не дать Дзюбу! А все расписано по секундам и нужно принять решение, что выбросить. На «Матч ТВ» все совершенно по-другому: все четко, качественно и понятно. Кроме того, сейчас есть реклама – во время паузы можно все обсудить. А на «Плюсе» рекламы не было, так что я все решал в скайпе.

   

– У кого появилась идея делать «Футбольную ночь»?

– Не у меня, я туда уже был приглашен в качестве ведущего. У «НТВ» и «НТВ-Плюс» родилась совместная задумка делать проект о футболе в развлекательном жанре. Насколько я помню, цифры у программы были неплохие. Но НТВ категорически отказывался давать больше 26 минут эфира. Делать за такое время шоу и не забывать про футбол – практически невыполнимо.

От нас требовали долю 10, а на спортивной программе получить подобные цифры ранее было сложно. Обычно шли в районе доли 5, но один раз получили 11. Это был эфир с участием фанатов «Спартака», начальника милиции Москвы и других гостей. Мы отыгрывали то ли акцию протеста спартаковских болельщиков, то ли какие-то беспорядки на стадионе- уже сейчас не помню точно. Вышел хороший инфоповод и крутые гости. В итоге доля получилась невероятная, но это было исключением из правил.

– Кто прописывал сценарии?

– У программы был неплохой бюджет и изначально нам писали сценарии люди из КВН. И я на собственном опыте убедился, что невероятно сложно писать сценарии про футбол, чтобы это было еще и смешно. Я дружу и общаюсь с ребятами из «Камеди Клаб», поэтому вижу, насколько тяжело придумывать шутки. Особенно про футбол. Обратите внимание, обычно все скатывается к двум темам: что игроки деревянные, и про Кокорина с шампанским.

В итоге авторы из КВН были не в состоянии писать сценарии программы про российский футбол. Меняли людей, но закончилось тем, что я приходил в день эфира с утра и садился за компьютер. Сам писал полностью сценарий с репликами. Мне понравился опыт, хотя не могу назвать себя балагуром и шутником. Просто была поставлена такая задача, надо было выполнять.

– Лопыревой приходилось объяснять правила футбола?

– Мы в тот момент с ней мало общались, подружились уже после проекта. Ее привела в «Футбольную ночь» гримерша наша. Или ассистентка режиссера. У нас была задача найти в компанию мне и Ташу Саркисяну красивую девушку в роли третьего ведущего. У нас даже был кастинг. Я на нем присутствовал, но принимали финальное решение продюсеры, конечно. Мы пересмотрели всех девушек, которые тогда были у нас на телевидении. Но сложно найти новые женские лица, способные интересно рассказывать о футболе. Даже у «Матч ТВ» при всех возможностях это получается непросто.

И от Вики особых знаний футбола не требовалось, у нас были прописанные роли: про футбол рассказываю я, Таш шутит. А она красивая и чего-то там красиво делает. Но она не хотела быть зажатой этими рамками, и в отдельных выпусках даже брала у гостей интервью.

«ХАЛЯВА – ЭТО ЭЛЕМЕНТ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ»

– В России когда-нибудь кончится страсть к халяве, в том числе по отношению к просмотру футбола?

– Боюсь, это элемент культуры, который только через несколько поколений, возможно, будет вытравлен. К сожалению, это есть. И это то, что затрудняет развитие, в том числе и платного телевидения. Но принимаются законы, сейчас ситуация лучше, чем 6 лет назад. А через 10 лет, думаю, будет еще лучше. Вспомните, как 10 лет назад никто не ездил с пристегнутым ремнем. И после увеличения штрафа никто не верил в его эффективность. Сейчас все, как миленькие, ездят пристегнутыми. Вопрос привычки и правового воспитания граждан. Сейчас у государства не борьба с пиратством в приоритете, но рано или поздно и до этого дело дойдет. Люди привыкнут, что за развлечение, спорт, кино нужно платить.

– А что важнее: уничтожать тех, кто транслирует пиратские трансляции или улучшать сервис легальных платных трансляций?

– Думаю, это две параллельные истории. Должно работать законодательство, а конкуренция платных сервисов приведет к победе того, кто предлагает лучшие условия. Но сначала надо площадку освободить от пиратов, а потом в чистом поле, наверное, должен будет побеждать тот, чье предложение и качество услуг лучше конкурентов.

– Когда последний раз футбол по «сопке» смотрели?

– Я футбол по «сопке» не смотрел никогда и смотреть не буду. По принципиальным соображениям. Конкретно из-за «сопки» лично я и моя семья не дозаработала большое количество денег. Как и мои коллеги. Фактически обворовывали нас, людей, работающих в индустрии. Все, что было украдено у «НТВ-Плюс», было украдено у сотрудников. Недозарабатывались деньги, которые могли пойти на развитие канала, улучшение качества картинки, покупку новых телевизионных прав и многое другое. Поскольку нас в прямом смысле обворовывали годами, у меня к пиратству трансляций абсолютно негативное отношение.

 

«ВЫХОДИТЬ В ЭФИР СРАЗУ ПОСЛЕ ГРОМКОГО СОБЫТИЯ ПРОСТО»

– Как вам работается с Валерием Карпиным?

– Мы отлично ладим. Во-первых, давно знакомы. Во-вторых, практически ровесники – он на два года старше всего. Нет ни малейших проблем. Можно сказать, мы на одной волне. С ним интересно работать в паре, и я слышал мнения от разных людей из футбола, что в тандеме с Карпиным мы действуем неплохо. Есть идеи, как извлечь из этого еще больше пользы для телезрителей – ждите новостей.

У Валерия Георгиевича есть важное качество: он совершенно не звездный и открыт для любых экспериментов. Ни разу не отказался что-то делать, даже если ему кажется это странным. Однажды возмущался: «Зачем вы показываете так долго болельщиков ростовских? Лучше бы разобрали тактику». Я ему объяснял, что этим болельщикам важно чувствовать сопричастность – их нужно показывать по ТВ, т.к. для них мы все и работаем. С Карпиным можно договориться.

Многие знают, что появление новых лиц на телевидении очень сложный процесс тем более, очень известных и являющихся лидерами профессионального мнения в той или иной сфере. Еще раз подчеркну, что появление таких экспертов как Валерий Георгиевич – очень редкое явление и большая заслуга в этом Тины Канделаки, которая смогла его уговорить, «привлечь» на телевизионную сторону, помочь раскрыться его таланту аналитика и спикера. Благодаря усилиям нашего руководства, российский спорт получает новых телевизионных звезд.

– Зачем в эфирах «Матч ТВ» нужны актеры сериала «Универ»?

– Могу говорить про себя: это попытка найти новые лица. Круг людей, которые говорят о футболе, достаточно узок. И нам изнутри начинает казаться, что этот круг примелькался, и мы варимся в собственном соку. Говорю с точки зрения производителя футбольной программы, а не зрителя. Наш опыт говорит о том, что телезрители ждут новых лиц в эфире, но подходить к отбору нужно очень внимательно и тщательно.

– Савин?

– Он просто в какой-то момент оказался на ТВ, благодаря, опять-таки Тине, которая смогла в нем рассмотреть и комедийный талант, и способности ведущего и важное для телевизионного сотрудника умение «держаться» в кадре. Любой игрок, закончивший карьеру, может пробовать себя на телевидении.

Что касается приглашения нефутбольных людей, то логика понятна. Зрителю открытого канала важно узнавать лица. Когда скучно, щелкаешь каналы на телевизоре. Попадаешь на «Матч ТВ», а там специалист по плаванию – ты его не знаешь и переключаешь дальше. А если там актер сериала про плавание говорит, то интересно становится с первых секунд и на передаче ты задержишься.

– Насколько неудобно было выходить в эфир сразу после матча «Урал» – «Терек»?

– Слушайте, я 10 лет делаю программу про чемпионат России. И это был далеко не первый случай выхода в эфир после чего-то неожиданного. Наоборот, проще выходить сразу после события, потому что ты должен предложить телезрителю качественный разбор «по горячим следам». Через день выходить куда сложнее, потому что все уже свои мнения написали и надо это отбить и поставить точку. А сразу после события от тебя ждут обозначения проблемы. Для телевидения такие инфоповоды очень важны, т.к. они фиксируют зрительский интерес «здесь и сейчас» и «держат» аудиторию перед экраном.

   

«К СЧАСТЬЮ, Я МНОГОГО НЕ ЗНАЮ О РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ»

– Кого из коллег вы можете назвать друзьями?

– У нас есть закрытый чат, в котором 8 человек. Мы общаемся, периодически куда-то выезжаем вместе. У нас дружат жены и дети. Не слежу, что там пишут про наши взаимоотношения. Но надо понимать, что среди нас есть люди разного возраста. Многие комментаторы не проводят в комнате «8-16» много времени – с айпадом можно подготовиться к репортажу в кафе.

Стереотип о том, что наш коллектив похож на змеиный клубок, где все друг друга жалят – это огромное преувеличение. Вдобавок у нас немного поменялся состав участников, поэтому нынешнюю атмосферу можно назвать более чем дружественной и творческой. Поэтому я и не читаю современный интернет – это всемирная клоака и психиатрический случай. Не имеет никакого отношения ни к медиа, ни к СМИ. Раньше люди писали в туалете или на заборе, а теперь в интернете.

– Ваш комментарий матча «Сити» – «Челси» – что это было?

– У меня встречный вопрос. Вы помните, кто забил первый гол?

– Не вспомню. «Челси» победил.

– Вот это все запишите обязательно. Вы помните комментарий, но не помните подробности матча. Считаю это высшей степенью похвалы комментатора. Яркий, важный матч был. Возможно, к выходу этого интервью Гвардиолу вообще уволят. А поражение от «Челси» я считаю поворотным в карьере испанца. С него все началось. Матч исторический не для нас со Шмурновым, а для Гвардиолы. Но мы не о нем говорим, а о репортаже. При том, что мы с Сашей не ставили задачу затмить игру. Вообще не считаю, что комментатор должен этим заниматься. Но есть вещи, которые цепляют людей и запоминаются. И если это произошло, значит, комментатор эмоционально был «в игре» по-максимуму.

– Так кто начал?

– В том, что мы немного палочку перегнули, виноват я. Саша – человек, который принимает все слишком всерьез. А мне Владимир Маслаченко часто говорил: «Комментатор – это артист у микрофона». И для меня эта фраза является чем-то вроде девиза. Иногда нужно сыграть. Мы работаем только для телезрителей и, в первую очередь, именно им должно быть интересно.

А Шмурнов, если заводится, то забывает про эфир и эмоции зашкаливают иногда. Я спровоцировал его, но это действительно был небольшой перебор. Проблема в том, что я забыл о повторе матча на федеральном канале. Был уверен, что это наш любимый тематический канал, на котором рамки немного более свободные для экспериментов. Надо было посдержаннее вести себя, зная, что если Сашу зацепить, то с удочки он не слезет. Не стоило дергать его с этим Агуэро в конце. Но это все было импровизацией, полное соответствие происходящему на поле. Матч был огонь, концовка огонь. Да еще и репортаж огонь.

– Легко любить российский футбол, зная обо всех подводных камнях и непубличных процессах?

– Говорю абсолютно честно: если бы я знал о российском футболе столько, сколько знают отдельные люди (которые действительно знают), то это бы все равно моей любви к этому виду спорта не изменило. К счастью, я еще очень многого не знаю. Много общаюсь с футбольными и околофутбольными людьми. И прекрасно знаю, что надо задавать как можно меньше лишних вопросов. Именно поэтому за 15 лет в футболе нет людей, которые со мной бы не общались или отворачивались

Футбол, что бы о нем не говорили, все равно завораживает. Когда приходишь на стадион, когда погружаешься в атмосферу. Хорошо это или плохо не знаю, но для многих футбол – это жизнь. Моя задача усилить это чувство и развить. Разочаровывать их в главном увлечении я бы не хотел.

Павел Пучков / БИЗНЕС Online

Фото: страница Георгия Черданцева в Facebook (топовое); пресс-служба «Матч ТВ» (4)