6 мин.

«Только 0,5% из них сыграют за первую команду». Как в Англии учат футбольных скаутов

Ричард Аллен, руководитель отдела по поиску талантов Футбольной Ассоциации рассказывает историю о молодом парне, который был поспешно заклеймен «ментально слабым» кое-кем из профессионального футбола.  Причиной этому послужило то, что мальчишка постоянно плакал во время одного из выездных европейских турниров. Скучая по дому и мечтая увидеться с родителями, он явно не соответствовал профессиональным требованиям, предъявляемым игрокам. Футболисту, о котором идет речь, на тот момент было семь лет.

А теперь перенесемся на десять лет вперед. Тот же самый игрок демонстрирует неплохую игру в матче за сборную Англии U17 против сверстников из Бельгии на «Сейт-Джеймс Парк». Несмотря на то, что профессиональное будущее этого парня еще не ясно, шанс вырасти в профессионала у него еще есть. Эта история вновь подчеркивает непредсказуемый характер решений о том, оставлять или отчислять молодого футболиста. Она также поднимает важный вопрос относительно обоснованности работы тех людей, которые подобные решения принимают. 

 

Ричард Аллен, который провел восемь лет в качестве руководителя по селекции в «Тоттенхэме», а также руководивший академией КПР, прежде чем приступить к работе в Футбольной Ассоциации Англии в 2014 году, полагает, что при работе с юными футболистами необходимо гораздо больше терпения и глубинное понимание каждого человека. Одни и те же критерии просто не годятся для каждого. 

«Исследования показывают, что для конечного успеха в воспитании талантов, необходимо большое количество игроков, которые занимаются в хороших условиях, а также выстроенная положительная система» - объясняет Аллен.

«Когда вы начинаете говорить, например, что вам нужно лишь десять футболистов в возрасте U6, вы упускаете бесчисленное множество игроков. Конечно, я понимаю, что большинство детских футбольных клубов, также как и профессиональные команды, имеют ограниченное количество ресурсов в управлении командой. Но если вы считаете, что такой подход поможет вам воспитать таланов в будущем, то вы заблуждаетесь» - добавляет Аллен.

Согласно опубликованной недавно статистике, которую Аллен собирал для своей работы, только 0,5% игроков, занимающихся в профессиональных клубах в возрасте U9 позже смогут дебютировать в первой команде.   

«Большая часть нашей работы в находится на правой стороне модели четырехугольника FA, важность психологических и социальных факторов может различаться на разных возрастных этапах, соответственно, и их влияние на решения взрослых» - объясняет Аллен.  

 На протяжении многих лет определение таланта футболиста базировалось на догадках скаутов с якобы «острым глазом», чаще всего любителя, который занимается этим в свободное время. Аллен подчеркивает, что опыт и интуиция по-прежнему важны дляэтого процесса, но устаревший подход к скаутингу уже изжил себя.

В то время, когда у тренеров появляется все больше помогающих в их работе инструментов, для тех, кто занимается отбором игроков мало что изменилось.   

За последние два года, Аллен и его команда сотрудников отдела по отбору талантов FA провела большую работу по исправлению этой ситуации. Для этого была разработана целая серия курсов, состоящая из пяти уровней, с целью помочь тем, кто занимается селекцией игроков на начальном этапе. Курсы предназначены для чрезвычайно влиятельных руководителей селекционных отделов, а также для технических директоров, которые ответственны за многомиллионные трансферные стратегии клубов.   

Во всех курсах идет акцент на использовании в работе фактических данных, анализа и исследований. «Скауты в будущем обязаны соединить воедино науку и искусство» - говорит Аллен.

Новый курс второго уровня – включающий 16 часов обучения, направлен на профессиональных скаутов, работающих в клубах. В содержании курса находятся такие дисциплины, как этика, методология и профилирование игрока.   

25 руководителей отделов скаутинга, включая Стива Уолша из «Эвертона», Кевина Тивелла из «Вулверхэмптона», Марка Котрайта из «Стока» и Джима Фрейзера из «Челси», закончили пилотную версию курсов четвертого уровня, пройдя такие модули как лидерство, стратегическое планирование, переговоры с игроками и управление отделом. Планируется, что эта группа специалистов будут приглашена для прохождения следующего, пятого уровня курсов.  

Курсы первого уровня будут доступны онлайн и предназначены для тех, кто работает в детском футболе и включает в себя базовую информацию о поиске талантов, такую как разницу между выступлением игрока и его потенциалом и т.д.  

«Опасность оценки только выступления игроков заключается в том, что скауты оценивают эффективность футболистов прямо сейчас, но это не позволяет оценить то, насколько хороши они будут в будущем» - рассказывает Аллен.

Это является проблемой не только для тех, кто занимается детско-юношеским футболом, а для всех, кто вовлечен в футбол. Довольно часто давление, вызванное необходимостью добиваться результата мешает прогрессу отдельных игроков.

«В моем понимании, единственный результат, который имеет значение – это выступление первой команды. Все возрастные группы должны работать для этого, а для этого они должны сосредоточиться на индивидуальном развитии игроков» - подчеркивает Аллен.

Иногда необходимо создавать команду и ставить перед ней обучающие задачи, без оглядки на спортивный результат. Они могут проиграть матч, но обучающие выгоды от этого могут превосходить счет матча по важности.

 Еще одной проблемой, которую решает Аллен, является закрытость специалистов из сферы футбольного скаутинга. Как правило, специалисты из этой сферы не особо любят делиться знаниями с кем-либо, тем более если речь идет о коллегах из других клубов.

«На курсы четвертого уровня мы приглашаем множество экспертов не из футбола, таких как профессионалы в сфере переговоров. Независимые эксперты из сферы бизнеса, приходящие на мастер-классы, помогают нам создать такую обстановку на курсах, во время которой фокус сосредоточен не только на футболе».

 «В результате, на последних курсах четвертого уровня у нас была уникальная атмосфера открытости и совершен сдвиг в сторону обсуждения общих проблем и помощи друг другу в их решении. Это атмосфера обмена знаниями, в которой чем большее ты отдаешь во благо общего дела, тем больше полезных знаний получаешь взамен» - поясняет Аллен.

Пилотная версия курсов пятого уровня – предназначенных для технических директоров – ведется Дином Эшвортом, техническим директором FA, но Аллен также читает там свой модуль.  

«Мы проделали большой путь за очень короткий срок, и сейчас на наши курсы есть очень большой спрос» - говорит Аллен.

«Теперь клубы сами хотят, чтобы мы занимались обучением их персонала и готовили образовательные курсы на заказ, причем это относится и к лидирующим клубам страны. Также как тренерский департамент FA поддерживает тренеров, профессиональные клубы хотят получат такую же поддержку в вопросах поиска талантов» - добавляет он.  

Вместе с этой статьей читают: 

Почему «Химки» - самый грамотный российский клуб

Футбольные школы клубов: бизнес или развитие футбола?

Почему МЛС - самая прогрессирующая лига мира

Оригинал