7 мин.

Александр Виноградов о выступлении на Олимпиаде и любительском хоккее

Александр Виноградов — советский и российский хоккеист, бывший игрок СКА и участник Олимпиады-1994. Сейчас он выступает в Санкт-Петербургской хоккейной лиге за команды «Авангард СЗ», «ЛаРики» и «Магнитка фарм». В интервью пресс-службе СПбХЛ Александр Львович поделился своим хоккейным прошлым и настоящим:

— Когда вы впервые вышли на лёд, и как началась ваша хоккейная карьера?

— Я жил в Казани, окна дома выходили на две ледовые площадки. Одна для фигурного катания, а другая — хоккейная коробка. Когда мне было 4 года, папа взял фигурные коньки моей сестры и впервые привел меня на лёд. После этого я начал играть в дворовый хоккей, участвовал в «Золотой шайбе». Затем Олег Бурмистров (отец Александра Бурмистрова) позвал меня в СК им. Урицкого. С пятого класса я учился в специальном спортивном классе. Затем играл в молодежных командах. В 16-17 лет впервые вышел на лёд  за взрослую команду. Конечно, меня выпустили в концовке матча, но это стало маленьким достижением. Потом была вторая лига, Спартакиада. С 1989 года стал играть за СКА-2, в конце сезона привлекался за основную команду. Играл в хоккей и служил, был прапорщиком.

— Какие годы считаете самыми лучшими в карьере? — Период с 1991 года по 1995 — самый успешный и результативный. Болельщики  меня любили, пели песни даже, было приятно. Определенный кайф получаю от всего, когда вспоминаю. Может быть, не добился чего-то сверхъестественного, но я счастливый человек. Сделал всё, что хотел я сам и чего хотел отец.

—У вас был тёзка Александр Виноградов — советский хоккеист и тренер. Были ли сравнения с ним? — Я читал про него, но никаких ассоциаций не было.

— Расскажите про вызов в сборную и опыт выступления на Олимпийских играх 1994. — Сначала попал в сборную волей случая, а потом это было закономерно. В 1991 или 1992 гг. меня начали подключать за вторую сборную. В 1993 году попал в основную команду под руководством Бориса Петровича Михайлова, он очень душевный и человечный. В 1994 году я приехал в аэропорт после игры в Перми, меня сразу отправили в Новогорск на замену кому-то. Оттуда полетели в Швецию на турнир. Там во второй игре с чехами забил гол и отдал передачу. В матче со шведами меня признали лучшим игроком. После этого я был уверен, что поеду на Олимпиаду. Тогда впервые познакомился с Виктором Васильевичем Тихоновым. Говорили, что это была одна из самых худших сборных. Но мы заняли 4 место, в составе были Кудашов, Николишин. Мне сложно судить.

— На Олимпиаде вы заработали 5 очков. Помните самые важные голы? — А как же! В ¼ финала со Словакией забил победный гол в овертайме. Эмоций было много. Особенно для мальчишки, который мечтал о таком, но не думал, что это случится. — Насколько обидно проигрывать в матче за 3 место? — Обидно было проиграть шведам и не пройти в финал. А потом уже не так. — Вы играли в европейских хоккейных лигах. В чем особенности каждой из них? — В Швеции специфические люди. Говорят, что в России хмурый народ, но шведы в этом нас превосходят. Народ талантливый, но слишком себя любят. В Швеции всё было классно организовано. Серьезный подход и строгая дисциплина. Мне было тяжеловато, тем более мы находились за полярным кругом. Во Франции уровень хоккея пониже, но уровень жизни выше. В Германии люди любят жизнь, хоккей тоже любят. Там несколько лиг, ребята прогрессируют. Помню, что играл там против Олега Знарка, а затем познакомился с ним. Прекрасный мужчина, в голове никаких тараканов. — Чему научились, выступая за рубежом? — Мы попали в какое-то неподходяшее время. Это были переходные 90-е годы. Мы ездили на поездах на матчи, и многие ребята не понимали, что такое профессионализм. Когда приезжали за рубеж, сталкивались с совершенно другим подходом, было тяжело собраться. Ведь мы обычно были то на сборах, то на играх. А там оказались свободны. Тяжело поменять в голове что-то. Сейчас в хоккее всё доступнее и по-другому. — Условия стали лучше, но результаты всё же нестабильны… — Нет никакой стабильности в хоккее. На мой взгляд, в СССР было больше талантов. Надо растить игроков с детства, начиная с дворового хоккея. Нельзя, чтобы человек платил за это, наоборот пусть дают форму и ищут таланты. В моём детстве было много льда, он был доступен всем и находился рядом с домом. Сейчас только закрытые катки. Я считаю, что надо обязательно дворовый хоккей развивать, хоть и время другое. СССР — это сама по себе идея, где каждый мог заниматься в дворовых секциях. — Как решили закончить профессиональную карьеру? — Накопились травмы, не было никакого стимула. Выше не шло, а в низших лигах играть не хотелось. Обманывать хоккей неинтересно. Закончил профессиональную карьеру в «Сибири». Была информация, что вы играли в эстонской лиге еще. —В Эстонии у меня был друг, к которому мы ездили на выходные просто отдохнуть и немного поиграть. Это уже просто для себя.

— Но вы не отдыхали от хоккея?

— Паузы не было. Из профессионального спорта ушел на любительский уровень. Хотя иногда чувствую, что ноги уже гудят. 

— Как вы попали в СПбХЛ?

— В команду меня позвал Валерий Афанасьев. Матчи «Авангарда СЗ» вообще никогда не пропускаю, как и игры команды «ЛаРики». На матчи «Магнитки фарм» не всегда получается приходить.

— Играете за несколько команд и много очков набираете. Как вы всё успеваете?

— Если бы мне было 30 лет, то вообще бегал бы за 5 команд. Сейчас чувствуется усталость. Зато все эмоции можно на льду выплеснуть, с товарищами пообщаться. У нас хорошие ребята играют. Например, Александр Щербина — молодой и активный, недавно закончил.

— Значит, секрет набранных очков — это партнеры?

— Я уже как раньше не могу двигаться. Движение рядом кто-то должен создавать. Можно было бы сказать, что я мастер и поэтому набираю очки (улыбается). Но нет, всё же надо работать. Поезд без паровоза не поедет.

Как относитесь к победам и поражениям в любительском хоккее? — Радость победы всегда есть. В принципе, ничего не изменилось в сравнении с профессиональным прошлым. В плей-офф особенно остро ощущается накал эмоций.

— Как всё устроено в команде «Авангард СЗ»? — Два раза в неделю мы выходим на лёд. Просто катаемся, играем. Сложно сейчас выполнять какие-то упражнения, когда их 30 лет подряд отрабатывал. «Авангард СЗ» — это два человека, Валерий Афанасьев и Кирилл Сафронов. У них и детский хоккей развит, и любительская команда. Мы не только на льду встречаемся. До и после игры разговариваем, постоянно общение идёт. У нас нет серьезных установок на матчи или сезон, но выигрывать хочется всегда. Ребята меня поставили капитаном команды. У нас в коллективе взаимоуважение, все прислушиваются. Это и есть дисциплина.

Вы единственная команда («Авангард СЗ»), которая в этом сезоне пока не проиграла «Банку РОССИЯ».

— Могли бы и выиграть, если бы не пропустили в конце. Интересно побороться, «Банк РОССИЯ» — хорошая команда. Что будет в плей-офф — неизвестно, там всё непредсказуемо. В Чемпионате команды равные, даже выделить кого-то сложно.

— Каждый год появляется много любительских команд. Как думаете, почему всё больше людей приходят в хоккей с нуля во взрослом возрасте? — Это здорово! Хоккей — это всегда отдушина. Например, я на протяжении 30 лет постоянно занимался в зале, бегал и тренировался. А любителям можно просто приходить и играть в свое удовольствие. Никто заставлять не будет, если сам не захочешь.

— На льду вы достаточно эмоциональный, много общаетесь с соперниками и судьями. Вы такой же в жизни?

— Да, общение — жизнь. В детстве много общался во дворе, знакомился всегда лично. Я же не привык к социальным сетям. Наверно поэтому эмоций много на льду. 

— Не хотели стать тренером?

— Нет, желания не было. Если брать детей, то бросать нельзя, нужно довести до конца. Предавать кого-то не хочется, это большая ответственность. К тому же, я не готов снова к командировкам.

 Общаетесь сейчас с кем-то из бывших товарищей по команде?

— Половины партнеров уже нет. Когда я уходил с команды, пришла молодежь. Вот с ребятами дружим до сих пор.

— Что вам подарил хоккей?

— Любовь к жизни. Хоккей — это всё. Смотрю по ночам НХЛ, это ведь лучшая лига в мире. Настолько фантастические игроки есть! Таких эмоций, как в хоккее, нет нигде больше, поэтому я продолжаю испытывать их на любительском уровне. Иногда тяжело, но хочется. Если не смогу играть, то буду на рыбалку ездить.

— Рыбалка — популярное хобби среди хоккеистов. Почему?

— Это отлично успокаивает нервы. 

— Какие качества развивает хоккей?

— Формирует сильный характер. Много чего хоккей дает, но много чего отнимает. Но кто любит хоккей, тот навсегда остается в этом виде спорта. Необязательно быть тренером сборной или чемпионом мира. Не нужно любить себя в хоккее, нужно просто любить хоккей в себе. 

фото из интернета