13 мин.

Владимир Высоцкий... Души пульсирующий нерв!

У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем еще не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес.

Но ждать Высоцкий не мог, не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

ф

Он торопился, примеряя на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных.

Он влезал в их заботы, проблемы, профессии жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить.

ф

Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. 

Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались, путали и - недоумевали.

ф

А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжая сочинять и петь свои - всегда неожиданные, разноплановые, злободневные - "песни-роли".

И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

 

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи.

ф

И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене...

ф

Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! 

А он пел... Он дышал...

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще более западала в душу.

Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия.

ф

И каждое слово звучало по-особому трепетно:

Высоцкий пробовал себя в разных интонациях, он искал для своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, поэтому, его песни имеют несколько авторских вариантов, изменений, сокращений.

И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.

ф

Можно сказать, что дверь в его "творческую лабораторию" была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми своими удачами и неудачами, находками и проколами, сомнениями и убежденностью.

Он написал много песен. И, конечно, не все они равны. Но это всегда - неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...

ф

Он никогда не пел свои песни свысока, никогда не стоял над зрителем, над слушателем. 

Высоцкий - один из представителей такого "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на сцену.

ф

Поистине, ему нужен только микрофон... И гитара, конечно...

И сцена была для него не пьедесталом, она была местом его работы.

Работы - с полной самоотдачей. На износ... Всегда и во всем...

 

ф

И дело тут даже не в своеобразной исполнительской манере Высоцкого. Ведь в конце концов любую манеру можно скопировать.

Манеру - можно, а душу - нельзя... 

Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года она писала:

ф

Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния.

Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное. 

ф

Высоцкий поет - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая.

ф

Я не стану пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы.

Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. 

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру.

Он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен.

ф

Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости.

Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

 Высоцкий кричит. Крик - "бросающийся в глаза", нет, в уши - примета его исполнительского почерка... Его крику подражают...

Как это ни парадоксально, крик Высоцкого и в самом деле существенный, если не сказать, серьезный штрих портрета этого актера.

ф

Конечно, это элемент формы, но элемент глубоко содержательный.

Крик Высоцкого не только пугает или устрашает. Бывает, он вызывает сочувствие, сострадание и даже жалость.

Актер кричит очень громко, громко, тихо и даже шопотом. 

ф

Кричит хрипло, хрипом почти разрушая смысловую нагрузку слова, кричит чисто, кричит словно бы без голоса - бывает и такое.

Что как не крик без голоса - эта характерная ломкая интонация, когда посредине фразы, даже слова, актер как бы включает тормоз, и слово, или остаток слова, изначально наэлектризованные криком, вырываются обезглашенные, наполненные не звуком, а будто энергией чувства?! 

 

ф

За два месяца до смерти Высоцкого его товарищ по театру, актер и литератор Вениамин Смехов опубликовал в журнале "Аврора" №5 очерк, в котором открывает нам труд поэта, актера, исполнителя и композитора во всей необычной человеческой сути этого необычного явления нашей жизни, каким был Владимир Высоцкий. 

Это была единственная прижизненная статья, в которой была сделана попытка раскрыть Высоцкого-человека:

 

ф

Mного дает для понимания Высоцкого - человека заполненная им 28 июня 1970 года анкета:

1. Самый любимый писатель - Булгаков

2. - / - поэт - Ахмадулина

3. - / - актер - Яншин

4. - / - актриса - Славина

5. - / - театр - театр на Таганке

6. - / - спектакль- "Живой"

7. - / - режиссер - Ю.Любимов

8. - / - фильм - "Огни большого города"

9. - / - кинорежиссер - Ч.Чаплин

10. - / - скульптура - "Мыслитель" Родена

11. - / - картина - "Лунный свет" Куинджи

12. - / - афоризм - "Разберемся",и его автор - В.Высоцкий

13. - / - выражение- "Разберемся"

14. Кто твой друг - Золотухин

ф

15. За что ты его любишь - Если знать за что - это уже не любовь, это - хорошее отношение

16. Черты, характерные для твоего друга - терпимость, мудрость, ненавязчивость

17. Кого можно считать другом - того, кому можно рассказать о себе самое отвратительное

18. Любимое место - Самотека в Москве

19. Самая замечательная историческая личность - Ленин, Гарибальди

20. К каким странам относитесь с симпатией - Россия, Польша, Франция

21. Что сделал бы, если бы был главой Советского Союза - отменил бы цензуру

22. Что хотел бы подарить любимому человеку, еслибы был всемогущ - вторую жизнь

23. Какое событие стало бы самым радостным - постановка "Гамлета"

24. Какое событие было бы самым трагическим - потеря голоса

 

ф

25. Идеал мужчины - Марлон Брандо

26. Любимые черты характера человека - одержимость, отдача 

27. Отвратительные качества человека - глупость, серость, гнусь

28. Твои отличительные черты - разберутся друзья

29. Чего тебе не достает - времени

30. Каким человеком считаешь себя - разным

31. Твое увлечение - стихи, зажигалки

32. Чему ты в последний раз радовался - хорошему настроению

33. Что тебя в последний раз огорчило - все

34. Твоя мечта - о лучшей жизни

35. Чего хочешь добиться в жизни - чтобы помнили, чтобы везде пускали

36. Хочешь ли быть великим - хочу и буду.

ф

Прижизненная слава у Высоцкого была, как мало у кого, так что он добился того, чего хотел.

ф

 Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого. Далее он пишет:

ф

Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна.

От песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг становится тревожнее, умнее, красивее, каждый очеловечивается - тоже прямо на глазах.

ф

Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.

ф

Так кем же он был все-таки - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего?

Актером? Поэтом? Певцом?

Я не знаю...

ф

Знаю только, что он был Личностью. Явлением.

И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжает свою жизнь. 

 

ф

Источник