9 мин.

Как серия А возрождается за счет Англии

Каждое лето теряя лучших игроков, серия А так же регулярно генерирует новых героев. Денис Романцов объясняет, как так получается.

Двадцать лет назад все было наоборот. Чтоб объяснить тем, кому нет двадцати – серия А была премьер-лигой девяностых, самым дорогим и расточительным футбольным соревнованием мира. Когда денег слишком много и купить можно кого угодно, но надо все-таки выбрать, в трансферные дела замешиваются мотивы моды. К примеру, сейчас в Англии актуально держать в команде пару испанцев и минимум одного бельгийца, а в Италии начала – середины девяностых принято было инкрустировать составы немцами, голландцами и, пусть в меньшей степени, англичанами – настолько они запомнились итальянцам в утешительном финале ЧМ-90 на Стадио Сан Никола.

Доходило до смешного – 7 июля 1990 года в Бари Дэвид Платт забил головой Дзенге, а 22 июля 1991-го «Бари» заплатил за Платта «Астон Вилле» пять с половиной миллионов фунтов. Тогда же и за те же деньги (хотя эффектнее звучит: семнадцать миллиардов лир) «Лацио» купил в «Тоттенхэме» Пола Гаскойна. Разрыв крестов отсрочит дебют Газзы на год, затем он выйдет-таки на Стадио Олимпико, сравняет счет в римском дерби, через неделю, обведя пятерых соперников, забьет умопомрачительный гол «Пескаре», а через пару лет сознается, что сделал это в нетрезвом состоянии.

Через три года опорный полузащитник «МЮ» Пол Инс стал одной из первых покупок нового президента «Интера» Массимо Моратти. 7,5 миллиона фунтов – немыслимая тогда сумма: Инс превратился в самого дорогого английского полузащитника (обставив Платта, которого «Юве» перекупил у «Бари» за 6,5 миллиона) и оставался им до начала двадцать первого века.

Короче, вспыхивавшие звезды ехали из Англии в Италию, а не наоборот. Не только англичане: к примеру, «Фиорентина» вынимала из «Арсенала» шведского хавбека Шварца, а из «Эвертона» – Канчельскиса (он стоил как два Эффенберга и стал на ту пору самым дорогим приобретением в истории клуба). На изломе веков трансферное безумие в Италии достигло пика. Применительно к Англии это выразилось в том, что тренер «Интера» Марчелло Липпи, обладая Вьери, Шюкюром, Рекобой, Саморано и травмированным Роналдо, выпросил у Моратти еще и 20-летнего форварда «Ковентри» Робби Кина («лучшего молодого игрока, которого я когда-либо видел!»). Моратти снисходительно улыбнулся, вытряхнул мелочь из карманов и швырнул «Ковентри» 19,5 миллиона евро. Липпи после первого же тура (тура! не круга) был уволен, а Кин зимой уехал в «Лидс» на правах аренды.

Яп Стам, сменив «МЮ» на «Лацио», вошел в тройку самых дорогих защитников в истории футбола. Алекс Фергюсон вспоминает в автобиографии, что Стама обожали болельщики, но ему было под тридцать, у него были проблемы с ахиллом, а безумный владелец «Лацио» Краньотти вывалил за него 16,5 миллиона фунтов. Фергюсон сообщил Стаму о трансфере на автозаправке, Стам улетел в Рим, а через несколько месяцев попался на нандролоне и получил пятимесячную дисквалификацию.

Это, конечно, был финальный аккорд. Итальянские топ-клубы захлебнулись в долгах – финансовый кризис не пощадил никого: Краньотти и Чекки Гори, владелец «Фиорентины», сели в тюрьму, Сенси, Берлускони, Моратти и Аньелли туже затянули пояса. Таблица трансферных рекордов серии А, которую во времена моего детства итальянцы переписывали ежегодно, не обновлялась с конца прошлого века, когда Эрнан Креспо сменил «Парму» на «Лацио».

В девяностые из Италии в Англию ехали либо весело стареть (Дзола, Десайи, Виалли), либо подальше от чуждого стиля игры (Рой, Бергкамп, Блумквист), либо за игровой практикой (Виейра, Кану, Анри). В двадцать первом веке по этому направлению едут уже самые свежие, самые многообещающие таланты серии А:

Сезон-13/14: Ламела – 30 миллионов евро, Йоветич – 26, Освальдо – 15, Джаккерини – 7,5, Козак – 7

Сезон-12/13: Настасич – 15,2, Рамирес – 15,2, Борини – 13,3, Коутиньо – 10

Сезон-11/12: Сантон – 5,6

Сезон-10/11: Балотелли – 29,5, Коларов – 22,7

Сезон-09/10: Аквилани – 20, Диаманти – 6,8

Сезон-08/09: Доссена – 9, Бехрами – 6,3

Сезон-07/08: Бьянки – 13, Мунтари – 10, Божинов – 8

Я настолько подробен, потому что эти цифры звучат как симфония. Чтобы понять, почему серия А не задохнулась от гигантских долгов, ветхости стадионов и коррупционных скандалов, а продолжает бодро существовать, нужно просто проговорить эти цифры и вслушаться в них. Роландо Бьянки (четыре мяча за «Ман Сити») – тринадцать миллионов, Фабио Борини (один мяч за «Ливерпуль») – тринадцать миллионов, Пабло Освальдо (три мяча за «Саутгемптон») – пятнадцать. Одни только эти звуки способны исцелить любую футбольную экономику, даже такую заскорузлую, как итальянская.

Не стану углубляться в начало нулевых – там были еще Шевченко, Креспо, Муту и другие восьмизначные выходки Романа Абрамовича. Предлагаю обратить внимание вот на что. И нападающие «Челси» и все, выделенные красным, в итоге вернулись в Италию, оставив на английских стадионах воспоминания в диапазоне от недоумения до разочарования. При этом одна тенденция противоречит другой – все уехавшие до Сантона (кроме Коларова) вернулись в Италию, но английские клубы затем покупали в Италии все больше и больше игроков.

Почему? Во-первых, потому что неудача Божинова шесть лет назад теоретически не гарантирует неудачи Йоветича сейчас (хотя на самом деле – нет: оба столкнулись с одинаковой проблемой – травмировались и осели в запасе, но допустим, что это просто совпадение), во-вторых, концентрация талантов, которыми ежегодно питается премьер-лига, в Италии в последние годы сильно выросла. Я связываю это с тем, что после мучительных посткризисных исканий итальянские клубы выбрали себе очень точную, справедливую и выгодную нишу в футбольном пространстве. Они пережили финансовый кризис и его последствия, смирились с положением, в которое их отбросил этот кризис (позади Англии, Германии и пары французских клубов), и научились извлекать из него прибыль.

– Итальянские клубы больше не гоняются за трендовыми, дорогущими футболистами, которые провели удачный сезон и находятся на пике стоимости. Итальянцы обожглись на трансферах Диего, Куарежмы и Фелипе Мело и оставили неразумные инвестиции шейхам и русским миллиардерам. Итальянцы вообще больше не конкурируют за игроков с англичанами, «Баварией» и «ПСЖ».

– Итальянские клубы отшлифовали систему совладения и аренд с правом выкупа, которые минимизируют трансферные риски.

– Большинство итальянских клубов ударно инвестирует в скаутинг. Найти Маркиньоса, Коутиньо и Настасича раньше, чем это сделают английские клубы – теперь вопрос жизни и смерти для клубов серии А. Крайне мало получая от продажи билетов и участия в еврокубках, итальянцы в ближайшие годы обречены зарабатывать на капризах богатых клубов, одержимых звонкими, сверхновыми именами. Пара примеров: прошлым летом «Рома» заплатила за 18-летнего защитника «Коринтианса» Маркиньоса 5 миллионов евро. В октябре, после травмы Бурдиссо Маркиньос заиграл в основе, а следующим летом «ПСЖ» отдал за него 31 миллион. «Фиорентина» купила 19-летнего Настасича у «Партизана» за 2,5 миллиона евро, посреди сезона Настасич заменил дисквалифицированного Чезаре Натали, а в канун следующего сезона Роберто Манчини попросил купить его в «Ман Сити». «Фиорентина» заработала 15 миллионов и получила 21-летнего черногорца Стефана Савича, который сразу стал одним из самых надежных защитников серии А, а в частности в этом сезоне совершил больше всех перехватов – 65.

– И самое главное: с каждым годом продавая в Англию все больше игроков, итальянцы там же, в Англии, находят себе усиление. Даже «Ювентус» не брезгует инвестициями в футболистов, которые не имели в Англии особой игровой практики или становились ненужными своим клубам.

Карлос Тевес увядал в Манчестере. Он отказывался выходить на замену в Лиге чемпионов, потом – уходить в «ПСЖ», болельщики двух манчестерских команд объединялись в акции Trash your Tevez shirt, а в Турине Тевесу дали номер Дель Пьеро и в благодарность он забил 11 мячей и отдал 7 голевых передач.

За три года в «МЮ» Поль Погба провел в АПЛ три матча, а точнее – сто три минуты. Перед прошлым сезоном Погба свободным агентом переметнулся в «Ювентус», несколько игр отсидел в запасе, затем стал попадать в ротацию Антонио Конте, а еще через пару недель забил «Наполи» спустя несколько минут после выхода на замену и утвердился в основе. Весной Конте даже подкорректировал схему, чтобы уместить в полузащите и тройку Пирло – Видаль – Маркизио и лучшего новичка сезона Погба. Сейчас это один из лучших центральных полузащитников серии А.

Ивуарийский вингер Жервиньо расклеился в «Арсенале», не выдержав конкуренции с Подольски и Касорлой, но в Италии преобразился. С Руди Гарсия Жервиньо выигрывал чемпионат и Кубок Франции, а теперь стремится к титулам в Италии. Жервиньо – лучший снайпер «Ромы» в этом сезоне: его мячи стали победными и в кубковой схватке с «Юве», и в последней игре в Вероне. Вместе с Тотти Жервиньо еще и лучший распасовщик клуба.

«Если бы я продолжил верить в утопию последних двух лет,  я бы взял Уоллеса, а не Майкона, и я рад, что такого не случилось», – говорил осенью спортивный директор «Ромы» Вальтер Сабатини. Отказавшись от юниора «Челси», который в итоге попал в «Интер», и вообще от тотальной ставки на молодежь, Сабатини заключил двухлетний контракт с опытным бразильским латералем, который весь прошлый сезон лечил колено и провел за «Ман Сити» всего девять матчей. Когда Майкон снова показался на итальянских полях, выяснилось, что он по-прежнему полон азарта: все так же лихо включается в атаку (открыл счет в декабрьской игре с «Фиорентиной») и распространяет уверенность в стрессовых моментах, что уже публично отмечали, в частности, Додо и Льяич, несколько лет назад заключившие предварительные контракты с «МЮ», но до премьер-лиги так и не доехавшие.

«Милан» урвал на английских распродажах Балотелли, Робиньо, Де Йонга и теперь вот Эссьена. Команда исполняет худший сезон лет за пятнадцать, но Балотелли старается и в таких условиях выполнять прямые обязанности: он забил больше всех в своей команде (9 мячей), а вообще по воротам бьет чаще всех в серии А (99 ударов). Найджел Де Йонг показывает каталонский уровень игры в пас  – партнерам перепадает 92,3 процента его передач.

Швейцарцы с югославским прошлым Блерим Джемаили и Валон Бехрами в Англии в основном лечились, а в «Наполи» темпераметно патрулируют середину поля – то посменно, то вместе с Гекханом Инлером. Арендованный у «Ливерпуля» вратарь Пепе Рейна до декабрьской травмы треть матчей отыграл на ноль, а в сентябре колоритно парировал удар Балотелли с одиннадцати метров, хотя до того Марио забивал 26 пенальти подряд.

Не этим, так следующим летом серия А может потерять Пьянича, Эрнанеса, Стротмана, Лулича, возможно, Де Шильо с Перином, но теперь мы уже знаем, где им найдется замена. Серия А так размашисто и безумно кутила в девяностые, что сейчас даже приятно смотреть, как строго и прозорливо ведут себя итальянцы на трансферном рынке, где с ума сходит уже другой чемпионат. Пусть сходит – все ведь помнят, чем это заканчивается.

Фото: REUTERS/Giorgio Perottino; Fotobank/Getty Images/Claudio Villa

Хор «Ромы». Как Стротман свел Италию с ума

Чили с легким паром. Почему Артуро Видаль уникален