17 мин.

Красные и Белый. Как коммунисты покоряют российский мини-футбол

Денис Романцов изнутри изучил команду КПРФ по мини-футболу, которая третий год играет в российской суперлиге.

– В девяностые я вообще ни за кого не голосовал, не до того было, – говорит Аркадий Белый, один из лучших мини-футболистов России девяностых, пятый год работающий генеральным директором МФК КПРФ. – На сегодня я не член партии, но, может быть, им стану. Многое в программе КПРФ мне импонирует. Мне нравится, как достойно строит свою жизнь Иван Мельников. Он очень футбольный человек, приезжает на все наши матчи – безо всякой помпы, без мигалок, садится не в вип-ложе, а на обычной трибуне и просто радуется.

Последний раз МФК КПРФ радовал Мельникова в субботу. Коммунисты принимали «Норильский никель», чемпиона России-01/02, и вполне сенсационно победили – всего во второй раз в этом сезоне. Главный тренер коммунистической команды Темур Алекберов благодарил за победу Бога и удачу, хотя накануне, после пятничной встречи с тем же «Норникелем» (в минифутбольной суперлиге – спаренные матчи) жаловался, что его команда будто «вагоны целую ночь разгружала».

– После игры Мельников появился в раздевалке и поблагодарил всех за игру, – рассказает мне на следующий день нападающий КПРФ Ренат Шакиров, – Вообще он заходит только после удачных игр. Думаю, так у всех: чего после поражений-то заходить?

Иван Мельников (второй справа во втором ряду снизу) в «Юности»

Футбольное направление возникло в КПРФ ровно десять лет назад, накануне выборов в Госдуму. В МГИМО разыгрался турнир политических партий, и коммунистов на нем тренировал как раз Иван Мельников – тот самый, что недавно метил в мэры Москвы. На думских выборах-2003 КПРФ заняла второе место, отстав от «Единой России» на 25 процентов, зато в мини-футболе разгромила партию власти со счетом 10:2 и выиграла турнир. Годы спустя коммунистам пришла идея заявиться в чемпионат Москвы. Основу команды составили легенды «Дины» – Белый, Верижников, Самохин, Горин и Денисов. В этом же составе МФК КПРФ участвует в любительском чемпионате Москвы и сейчас – и выиграл четыре из пяти последних турниров. Генеральным директором Аркадий Белый работает в профессиональной команде КПРФ, которая со второй попытки пробилась в суперлигу и выступает там третий год. Президент МФК КПРФ – Иван Мельников-младший. Финансист, заодно играющий с Белым в чемпионате Москвы.

– Выпускаем его не во всех матчах, – говорит про президента Мельникова гендиректор Белый, – хотя для любителя он смотрится прилично, забивает. В свое время мы с ним пересеклись по футбольным делам и из этого знакомства выросло мое приглашение в КПРФ. Меня вызвал на разговор Мельников-старший: «Руководство партии интересуется – нельзя ли развить спортивное направление?» Я представлял, как зарегистрировать клуб, но на практике это оказалось сложнее, чем в теории. Для меня это профессиональный вызов – все делать самому. У нас же в штате, кроме команды, всего двое – я и бухгалтер.

Аркадий Белый в форме генерального директора МФК КПРФ

Аркадий Белый занимается бухгалтерскими балансами и трудовыми договорами, регистрацией иностранцев и планированием бюджета. Белый спокойно признается, что, посвятив «Дине» десяток славных лет, средств для беззаботной пенсии не накопил и работает теперь каждый день, чтобы уверенно смотреть в будущее и обеспечивать семью. Те деньги, что он получал в «Дине» на пике, выигрывая чемпионаты Европы и Межконтинентальные кубки, – зарплата среднего игрока сегодняшнего МФК КПРФ (хотя клуб, по словам Белого, занимает одно из последних мест в суперлиге по размеру бюджета).

На излете восьмидесятых Белый закончил СДЮШОР Советского района Москвы (известную сейчас как «Чертаново») – школу, где начинали Колыванов, Кульков, Билялетдинов, да много кто. Однокашниками Белого были Иван Паземов, которого потом после трех сезонов в московском «Торпедо» занесло в Южную Корею и Тунис, и Сергей Чумаченко, сменивший аж три «Торпедо» – московское, мытищинское и арзамасское.

Белого в большой футбол не позвали, и он поступил на филфак МГУ. Бегая в любительском чемпионате Москвы за «Локомотив», Белый примелькался демиургам здешнего мини-футбола – Сергею Козлову и Семену Андрееву, и с тех пор совмещал учебу на кафедре русского языка с коллекционированием чемпионских титулов в составе «Дины».

– Я учился не на вечерке, а на дневном отделении, так что ритм был жесткий, – вспоминает Белый. – К тому же с 1993 года у меня уже была жена и маленький ребенок. Иногда пропускал лекции, иногда отпрашивался с тренировок. С красным дипломом закончить не удалось, закончил с синим. Дипломную работу, кстати, писал на Канарах, во время первого Кубка европейских чемпионов в 1995 году. Сохранилась фотография, где я сижу в номере, обложенный пятнадцатью книгами. Тема у меня была «Жаргоны в денежных отношениях» – кати, капуста, бабки и все такое. Анализировал эту семантическую группу. Сидел там писал, а со мной жил Олег Денисов. Он тоже закончил МГУ, журфак, но пораньше.

Аркадий Белый на победном чемпионате Европы

В 2000 году «Дину» сразил кризис – денег стало мало, начались задержки зарплаты. Некоторые игроки оставили клуб Сергея Козлова и успели заключить на четвертом десятке сытные контракты с другими командами – в российский мини-футбол как раз пошли серьезные деньги. Белый остался верен «Дине» и в середине нулевых поучаствовал в создании молодежной академии клуба, а заодно устроился на новорожденный телеканал «Спорт», где со временем дорос до ведущего «Футбола России».

– Главная проблема для ведущего – когда что-то идет не по верстке: сюжет оборвался или текст на суфлере вырубился, – вспоминает Белый. – К тому же процентов 70 времени я проводил в прямом эфире. Но программа – это не только эфир, но и то, что происходит до и после. Два года ведения «Футбола России» позволили поближе пообщаться с Тихоновым, Непомнящим, Титовым, Рахимовым. Сейчас умение контактировать, строить разговор, доносить свою мысль здорово помогает в менеджерской работе.

В разгар мирового финансового кризиса спортивный госканал потерял права на показ почти всего футбола, и начал расставаться с внештатными сотрудниками. Белый сосредоточился на работе в «Дине», но перспектив карьерного повышения там не разглядел, и принял предложение Ивана Мельникова. Сейчас, одновременно с работой директора коммунистического клуба, Белый время от времени комментирует мини- и пляжный футбол, пишет спортивные тексты («Не для денег, а чтобы творчество не забыть») и гастролирует по России с командой «Артист».

– Мы сдружились, еще когда она называлась «СтарКо» на пятилетии «Дины», – объясняет Белый. – Раз в неделю стараюсь вырываться на тренировки «Артиста» – они проходят на «Локомотиве». За два года у меня где-то 15 выездов по России и один – в Турцию. В дорогу всегда берем с собой гитары – я-то играю на гитаре с восьмого класса, привык исполнять у костра, в подворотнях, на днях рожденья, но за «Артист» играет Крис Кельми, поэтому в конце матчей у нас возникла традиция петь «Замыкая круг», где мне доверяют один куплет. И вот когда я пою для 50 тысяч – это, конечно, выглядит забавно.

Каждый год команду КПРФ принимает в Государственной Думе Геннадий Зюганов. После победы в высшей лиге клуб мог выбирать: переходить в суперлигу или остаться там, где был. Решение принималось в кабинете Зюганова. «Признаюсь, нам хотелось, чтобы вы выступали достойно, но мы не думали, что все сложится настолько удачно, – говорил, принимая команду, глава партии. – В первую очередь благодаря вам, тому труду, который вы вложили в успех. Но нам теперь нужно не просто отметить достижение, но принять решение. Поэтому сегодня я хочу вас спросить: вы готовы выступать в Суперлиге?» Команда дружно ответила «да» и Зюганов продолжил: «Решение принято. Мы будем выступать в Суперлиге». Глотнув шампанского из кубка за победу в высшей лиге, Зюганов вручил игрокам, тренерам и руководству медали «50 лет космонавтике». Победу в высшей лиге КПРФ зафиксировала ровно через полвека после того, как Юрий Гагарин стартовал с космодрома «Байконур».

– Мы регулярно бываем в Госдуме, я и сам помощник депутата, – сообщает Аркадий Белый. – Причем Зюганов принимает не только профессиональную команду, но и любительскую, с которой мы постоянно становимся чемпионами. Вообще я курирую в КПРФ все спортивное направление – не только мини-футбол. У нас есть ледовая школа на 80 детей, которые занимаются фигурным катанием на «Локомотиве», есть чемпион мира по пауэрлифтингу Денис Оглоблин, есть Марьяна Наумова, обладательница 15 мировых рекордов в пауэрлифтинге. Сейчас ей 14 лет, а в 11 она выжала штангу весом 60 килограмм и вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Самая сильная девочка планеты. И Денис, и Марьяна, и остальные спортсмены сами к нам обращаются – у кого-то проблемы с финансированием, кому-то хочется, чтобы за спиной был сильный бренд. Хоть к КПРФ и относятся как к партии пенсионеров, я, например, большую часть времени общаюсь по партийным делам именно с молодежью.

Геннадий Зюганов принимает в пионеры Марьяну Наумову, самую сильную девочку планеты

Коммунисты играют в мини-футбол в двадцати километрах от Москвы, в городе Климовск – это час езды на электричке. Садитесь на Курском вокзале, проезжаете Красный Строитель и еще полтора десятка станций, выходите на остановке Гривно и шагаете пару километров по проспекту 50-летия Октября, минуя улицы Дмитрия Холодова (климовчанина, взорванного в редакции МК в середине девяностых) и Заводскую, пока перед вами не вырастет спортивный комплекс «Юность» – совсем новый, лет пяти отроду. Для КПРФ «Юность» началась два года назад.

– В Москве трудно набирался народ, а в Климовске на нас ходит по 500-800 человек в зал, иногда тысяча, – рассказывает Аркадий Белый. – Та же «Дина» в Троицке собирает тысячу, а две-три ходит только в самых раскрученных минифутбольных городах. В основном за нас болеют жители Климовска, еще мы контактируем с местной военной частью и хоккейным «Витязем» (Подольск же рядом) – разыгрываем билеты друг на друга. Пытаемся объединить наших болельщиков. Зюганов тоже пару раз приезжал.

КПРФ, возможно, единственная команда в истории местного мини-футбола, которая по естественным причинам имеет разветвленную болельщицкую сеть по всей стране. Аркадий Белый наладил контакт с партийными ячейками в регионах, особенно с теми, которые имеют свои футбольные команды, помогает им с формой, а те приходят болеть за МФК КПРФ в своих городах.

– Это не приказное мероприятие, – уточняет Белый, – просто говорим, что неплохо бы прийти поддержать. Например, в Красноярске ячейка прекрасных спортивных молодых ребят. Они играют в местных турнирах в красных майках с надписью КПРФ, присылают свои фотографии и это радует лидеров партии. Меняется имидж КПРФ как партии стариков.

– Да, я замечал пару раз – в выездных матчах нас поддерживали местные коммунисты, – подтверждает нападающий КПРФ Ренат Шакиров, – Не прям трибуна, конечно, но по несколько человек приходило.

– Они приходят на наши выездные матчи в партийной красно-белой атрибутике, – продолжает защитник Глеб Разоренов, который начинал минифутбольную карьеру в «Дине», а в КПРФ попал транзитом через ЦСКА. – Ребята из региональных ячеек кричат, поддерживают нас, так что мы их всегда замечаем и слышим.

Болельщики МФК КПРФ на сентябрьской игре с «Политехом»

Правда, как бы ни менялся имидж коммунистической партии, многих он, по словам Белого, по-прежнему отпугивает. В основном его команду финансирует партия, а внешних спонсоров удается привлекать только по мелочам.

– Если б назывались «Единая Россия» – спонсоры стояли бы косяком, – объясняет Белый. – Многие люди не прочь помочь, знают нас лично, следят за командой, но официальное спонсорство их напрягает. А партия много дать не может.

Именно режимом экономии Белый объясняет приглашение в коммунистическую команду трех бразильцев – вратаря Жуки, универсала Мурило и нападающего Жоу:

– Цены на российских мини-футболистов просто ужасные. Средний трансфер стоит несколько миллионов рублей, а Прудников сейчас перешел в «Дину», по слухам, примерно за миллион долларов. Реально легче купить, а чаще – просто взять бразильца, который идентичен по классу россиянину. Конечно, я как человек, отыгравший всю жизнь в целиком русской команде, завидую той же «Синаре», которая формируется из своих воспитанников, но у КПРФ пока нет такой академии, а результат требуют уже сегодня. Конечно, я обговаривал приобретение иностранцев с Иваном Ивановичем Мельниковым. Если бы он наложил вето, я бы бразильцев не взял, но я объяснил, что это временная мера – хотя в партии она, конечно, не приветствуется и стратегически не поддерживается.

Появление бразильцев позволило Белому удержаться в рамках бюджета, но добавило неизведанных хлопот. Мурило, Жоу и Жука приехали с семьями, им потребовалось снимать квартиры и нанимать переводчика – Георгия Бариловича, работавшего раньше в щелковском «Спартаке» и «Норильском никеле», но самой большой проблемой стало получение для них разрешения на работу в федеральной миграционной службе. Белый шутит, что заполнил столько документов и прошел столько процедур, что уже и сам мог бы спокойно работать в ФМС:

– Самое смешное, что, когда у Мурило закончился срок действия паспорта, он заполнил какую-то форму в интернете и через двадцать четыре часа в консульстве Бразилии ему выдали новый. Представляете, через двадцать четыре часа – и ему даже на родину не пришлось летать. Сравните это с тем, сколько мы тратим времени на замену российского паспорта.

Ренат Шакиров рассказывает, что все бразильцы мигом освоились в России, но самый компанейский и прикольный среди них – именно Мурило. Он же – самый опытный и известный. Регулярно играет за сборную Бразилии, а два года назад выиграл Кубок Америки. 30-летний вратарь Жука приехал в Россию из Италии, где выиграл Кубок и Суперкубок, а нападающий Жоу год назад подписал контракт с «Барселоной», но пробиться в состав не смог и играл в аренде в клубе попроще. Жоу признался, что после Бразилии и Каталонии слегка опасается московских холодов, а сейчас готовится к ним, время от времени выбираясь на хоккей.

– Кстати, в том сезоне за нас играл португалец Жоау, – добавляет защитник Глеб Разоренов. – Он никогда раньше не видел хоккея, но здесь заинтересовался и стал просить ребят, чтобы брали его с собой на «Динамо» и ЦСКА. А бразильцы наши очень любят шутить и сами готовы становиться объектами шуток. Постоянно слушают свою музыку, танцуют, сидят в скайпе, других соцсетях, общаются со своими – чтобы меньше тосковать по родине.

Бразилец Жоу и климовские дети

После победы над «Норильским никелем» Жоу окружила климовская детвора с красными шарфами, на которых красовались серп и молот и обещание «Победа будет за нами». Жоу уселся на паркет и принялся подписывать программки и шарфы. Тем же самым после всякой домашней игры занимаются остальные футболисты КПРФ и тренер Темур Алекберов.

– По своей капитализации российский мини-футбол – лучший в мире, поэтому, несмотря на холода, сюда едет много бразильцев, – объясняет Аркадий Белый. – Таких денег, как в России, не платят больше нигде. Есть только единичные случаи в нефутбольных странах – Иране и Китае. А Португалия и Испания отстали от нас из-за финансового кризиса.

Последний раз российский мини-футбол прогремел на всю страну и привлек внимание тех, кто о нем раньше и не слышал, около года назад, когда на чемпионате мира состав сборной России выглядел, как титры сериала «Секреты Тропиканки»: Густаво, Пула, Сирило, Лима, Робиньо.

– Это неприемлемо для российского спорта и мини-футбола, – считает Белый. – Я категорически против идеи раздавать бразильцам паспорта РФ. Я уж лучше клуб закрою, чем буду этим заниматься. В КПРФ такого не будет ни-ког-да – это идеологически неверно и я считаю, что эту тему надо прекращать на уровне государства. Конечно, есть индивидуальные ситуации. Тот же Густаво женат на казашке, говорит по-русски, дети его говорят по-русски, он здесь живет и никуда не денется. Но большинство остальных – ни о чем. Бразильцы отличные игроки, они приносят реальную игровую пользу, но российским ребятам нужна преспектива. Так что уверен, что в ближайшее время  ситуация в этом смысле поменяется. Мы-то выигрывали не потому что по мастерству были мощнее, просто общая энергетика команды была так высока, что удавалось совершать подвиги.

Защитник Глеб Разоренов (четвертый слева) и нападающий Ренат Шакиров (крайний справа)

– Два года назад я играл за сборную в Гран-При, – рассказывает Ренат Шакиров. – Бразильцы не обособлялись, держались вместе со всеми. Сирило и Пула здорово говорят по-русски и для общения с тренером им даже переводчик не нужен.

Сам Шакиров, как и Белый, и Разоренов, начинал заниматься большим футболом в «Чертаново», а в сборную попал из минифутбольного ЦСКА.

– Когда маленький был, переключился на мини-футбол в «Дине», а лет в 14 перешел в ЦСКА. Если бы позвали, допустим, в «Спартак», я бы, конечно, остался в большом футболе, но получилось так, что попал в мини. Правда, в ЦСКА вышло так, что президент не захотел больше участвовать в суперлиге из-за финансовых проблем и расформировал команду, оставив только дубль и школу.

КПРФ тренируется в Реутове, в спортзале около стадиона «Старт», где в составе «Титана» после демобилизации гонял мяч Андрей Тихонов. К зрителям на тренировках сотрудники спортзала пока не слишком привычны.

– А вы куда? – спрашивает меня дедушка-вахтер.

– К минифутбольной команде. Их директор сказал, что можно посмотреть на тренировку.

– Так там же коммуняки сейчас.

– Я как раз к ним.

– А, ну пошли провожу. Бахилы 15 рублей стоят.

В спортзале – трибуны в несколько рядов, отделенные от поля сеткой. В ходе тренировки выясняется, что тренер Темур Алекберов бегло говорит по-португальски и, обращаясь к Мурило, Жоу и Жуке, порой обходится и без переводчика.

– Да, Алекберов спокойно общается с ними один на один, – подтверждает позже Глеб Разоренов. – Бразильцам нравится, что тренер говорит с ними на их языке – так доходчивее, чем через переводчика.

Темур Алекберов и его команда

Когда начинается двусторонка, Алекберов, лучший российский защитник девяностых, скрипит по паркету кроссовками наравне со всеми. Приглашение в КПРФ своего старинного партнера по «Дине» и сборной, который как тренер уже дважды брал медали чемпионата, Аркадий Белый числит одной из своих главных менеджерских удач.

– Я очень долго ждал возможности, когда смогу его позвать, – говорит Белый. – Когда Темура уволили из «Сибиряка» я сработал оперативно и пригласил в КПРФ – мы же знакомы 20 лет, большие друзья, я знал, что он хочет работать в Москве. К тому же ему не впервой поднимать клубы наверх, он умеет двигаться с нуля, а не просто ходить по топовым клубам. «Сибиряк» он возглавил, когда они только вышли в суперлигу и занял с ними сначала третье, а потом второе место. Наш клуб пока в аутсайдерах и затаскивать сюда людей тяжело, но под Алекберова идут многие. КПРФ в начале своего пути и Алекберов создает для нас перспективу.

– Алекберов – шикарный мотиватор, – добавляет Разоренов. – Заставит выкладываться любого. В пятницу мы сыграли с «Норникелем» вничью, тренер объяснил наши проблемы, рассказал не только, что делать, но и как, и на второй день мы перестроились и выиграли.

После победы над «Норильским Никелем» МФК КПРФ поднялся из подвала таблицы на восьмое место.

PS. – Некоторые наши ребята становятся членами коммунистической партии, – рассказывает напоследок Аркадий Белый, – например, наш молодой мини-футболист Марат Гильдеев, тот же Денис Оглоблин, Олег Овсянников, олимпийский чемпион по фигурному катанию, возглавляющий нашу ледовую школу. Но обязанности вступать в партию у наших игроков, конечно, нет – никакого жесткого идеологического момента, иначе клуб бы не смог развиваться – было бы сложно объяснить профессиональному футболисту, что ему непременно нужно вступить в КПРФ. У нас все-таки не тоталитарное государство.

Фото: официальные сайты МФК КПРФ и КПРФ, РИА Новости/Владимир Федоренко