10 мин.

Пасулько: «После того, как мы со Шмаровым пришли в «Спартак», он дважды становился чемпионом»

Виктор Пасулько – один из тех известных футболистов, кто в конце 80-х минувшего столетия добывал вместе с Черенковым, Дасаевым, Родионовым, Хидиятуллиным, Шмаровым и другими спартаковцами чемпионские титулы. Закончив выступать за красно-белых, он уехал в Германию. Играл там, потом перешел на тренерскую работу. Руководил многими командами постсоветского пространства. Весной прошлого года пропал из поля зрения, как вдруг неожиданно объявился… в одном из итальянских клубов.

Как это случилось, а также о том, что интересного произошло с ним после ухода из «Спартака» и о чем теперь мечтает Виктор Пасулько, он сам рассказал в нашем эксклюзивном интервью.

- Виктор Васильевич, а каким образом судьба занесла вас в Италию?

- Как занесла? Ну, на то она и судьба… Да, я уехал в Италию летом прошлого года. Мне пришло предложение из региональной лиги, возник один интересный проект. Президент клуба приезжал ко мне в Германию, доложил свое видение ситуации: что именно он хочет добиться в новом сезоне. Мы сели, поговорили. Меня устроил его подход к делу, президента клуба – то, что я согласился. Так я оказался на Сицилии. С июля по ноябрь прошлого года я работал в том клубе. После этого в моей тренерской карьере наступила пауза. Пока жду каких-то конкретных предложений. Много хожу на футбол, посещаю матчи Бундеслиги, еврокубков. То есть, нахожусь в творческом ожидании…

- От большой футбольной жизни, как минимум, не отстаете?

- Ни в коем случае. Постоянно посещаю игры «Байера» (Леверкузен), «Боруссии» (Мёнхенгладбах), «Кельна». Езжу на продление своей тренерской лицензии, поскольку она того требует. Внимательно слежу за российским и украинским футболом. Так что, в курсе всего…

- В вашей карьере игрока было немало различных клубов: украинских, немецких. Ну, и конечно, «Спартак». Вашу фамилию, многие из болельщиков прекрасно помнят, а я еще запомнил и вашу развевающуюся прическу. Прямо как у Вагиза Хидиятуллина…

- (Смеется). Было такое…

- Чем вам запомнилось время, проведенное за «Спартак»? Двумя чемпионскими титулами? Или еще чем-то?

- Конечно, прежде всего, тем, что я в «Спартаке» вырос как игрок. Я пришел в этот клуб из одесского «Черноморца», за который провел несколько лет. Так вот там, как известно, вся игра строилась на Пасулько. Она велась через меня. Поэтому и команда играла на Пасулько. А когда я приехал в московский «Спартак», все поменялось на корню. И уже Пасулько подстраивался под «Спартак». Этот клуб научил меня играть в коллективный футбол. Здесь были действительно хорошие мастера в ту пору. И мне пришлось с моей индивидуальной игры переходить на командную. Я думаю, что наша совместная работа, если хотите, и принесла тот долгожданный результат. «Спартак» в мой первый же сезон за красно-белых в 1987-м стал чемпионом страны. Спустя, кстати, несколько лет. Последний раз команда занимала первое место в 1979-м. Получается, что я, как и Валерий Шмаров, который пришел в тот же год, помогли «Спартаку» прервать эту неприятную для столь популярного клуба традицию. На этой удачной волне я попал и в сборную СССР, уехал с ней на чемпионат Европы.

- Получается, что это были самые лучшие ваши футбольные годы?

- Я бы сказал так: самые продуктивные и успешные в футбольном плане годы моей жизни.

- «Спартак» долго не мог победить в чемпионате, пока не дождался прихода Пасулько и Шмарова… Сейчас у команды эта печальная серия затянулась еще сильнее. Получается, что надо ждать появления «нового Пасулько»?

- Я понимаю, что это может быть и нескромно, но так ведь и было. До нашего приезда со Шмаровым, спартаковцы постоянно занимали вторые-третьи места вслед за киевским «Динамо». Кстати, в 1988-м мы уже заняли только четвертое место. И это считалось провалом. Но в 1989-м опять стали чемпионами. Такое забыть нельзя. В 1989-м, замечу, мы работали уже под руководством не Константина Бескова, а Олега Романцева.

- Да, в эти годы происходило известное противостояние не просто двух лучших наших команд: московского «Спартака» и киевского «Динамо», но и, если так можно выразиться, соревнование двух футбольных школ, которые исповедовали едва ли не противоположное видение игры. А вам какая из них была ближе, если честно?

- Если честно… Мне сложно сказать, какая школа была лучше. Побеждал и Лобановский, побеждал и Бесков.

- Виктор Васильевич, я имею в виду – не какая школа лучше, а ближе именно вам. Вашему пониманию и видению футбола.

- Конечно, это были совершенно разные школы. Если спартаковская – это действительно школа техники и быстрого мышления, то в Киеве игра в основном строилась за счет силовых качеств. И это все прекрасно знали. Мне была ближе спартаковская школа, потому что не нужно было проявлять себя в игре в основном за счет каких-то физических кондиций. Тем более, что у меня таких кондиций, которые требовались киевской школе, не было. Поэтому, я до сих пор уверен, что угадал, когда уехал играть в «Спартак», а не киевское «Динамо». А киевляне за мной постоянно ходили еще с 1984-го года. Приезжали различные селекционеры. И Веремеев, и Коман, царство ему небесное… Но я тогда еще остался в Одессе. А потом перешел в «Спартак», о чем совершенно не жалею. Футбол этой команды нравился всем зрителям, причем не только в Москве, но и во всем Советском Союзе.

- Но ведь вы все же могли оказаться в киевском «Динамо», если бы не Чернобыльская трагедия. Это так?

- Это точно. У меня уже были и билеты на самолет, но когда там случилась эта трагедия, мы сдали билеты и я не полетел. Дело в том, что моя жена была беременна, а тут Чернобыль… Думаю, что правильно сделал, потому что тогда по поводу всего произошедшего в Чернобыле многое умалчивалось. Хотя, если бы я в те годы попал в киевское «Динамо», то у меня было бы больше игр за сборную СССР, матчей в еврокубках, каких-то прочих титулов.

- Я уже спросил вас о том, что, возможно, только появление «нового Пасулько» в «Спартаке» поможет прервать команде неудачную серию последних лет. Но спросил в качестве шутки, конечно. А, если серьезно, что могло бы помочь спартаковцам, на ваш взгляд, исправить нынешнюю ситуацию?

- Тут дело не в «новом Пасулько». Традиции бывшего, того «Спартака» уже ушли. И ушли в никуда… Сравнивать наш «Спартак» и нынешний – нет никакого смысла. Единственное, что осталось неизменным, это спартаковский болельщик. Я прекрасно знаю, что у команды огромная армия поклонников, которая, как и раньше, любит свою команду. Но отношение к «Спартаку» со стороны футболистов, а я имею в виду ту самоотдачу, ту преданность клубу и так далее… Этого уже ничего нет. Сейчас «Спартак» - это клуб, где можно заработать деньги. Придти, заработать, сделать запись в биографии, что был в «Спартаке», команде с прекрасным прошлым и всё. Больше ничего… Так что сравнивать ту команду и нынешнюю просто невозможно. В нашу пору мы были народной командой. Мы играли за несопоставимо меньшие деньги, зато от души и для болельщиков. И это в то время очень ценилось.

- И два ваших чемпионских звания по нынешним временам – это огромное достижение для любого спартаковца. Что, увы, пока совершенно несбыточно.

- Это очень печально.

- Согласен… Хочу теперь вот о чем вас спросить: прежде, чем начать свою тренерскую карьеру, вы успели поиграть в ряде немецких клубов: в Кельне, Брауншвейге. Думаю, этот опыт вам тоже пригодился впоследствии?

- Если говорить с чисто спортивной стороны, то я, конечно, не угадал с клубом. «Фортуна» (Кельн) – это середнячок второй лиги. Хотя предложений у меня было очень много. Когда подписал контракт с «Фортуной», Николай Петрович Старостин мне прямо сказал: Виктор, ты подумай, куда ты собираешься. Вот у меня для тебя предложения из Англии, из Испании, из Италии. Подумай… Но я после чемпионата Европы 1988 года, который состоялся в Германии, очень хотел попасть именно в эту страну. Я там играл в составе сборной СССР, участвовал в финальном матче турнира против голландцев, мне все очень нравилось. Ну, и, видимо, сыграло свою дополнительную роль то чувство, что хотелось куда-то выехать. Поиграть в другом зарубежном чемпионате. Хотелось чего-то нового, попробовать там свои силы. С «Фортуной» я заключил контракт на четыре года, так что уехать из клуба уже никуда не мог. Предложения интересные в Германии были, но президент «Фортуны» ясно сказал: меньше, чем за миллион немецких марок я Пасулько никому не продам. Не повезло… Но, что касается жизненных условий, то в этом плане все нормально. 25 лет я уже прожил в Германии. Считайте, половину своей жизни. Здесь у меня и сын родился…

- А отчего решили стать тренером? От необходимости зарабатывать деньги, поскольку вы так или иначе остаетесь с любимым делом – с футболом, либо вы в какой-то момент просто осознали, что тренерство – это в какой-то степени ваше призвание?

- Мне так и посоветовали хорошие люди, спросив: что ты собираешься делать после завершения карьеры игрока? Давай, сделай себе тренерскую лицензию Pro, а потом посмотришь, как будет складываться судьба. Мне повезло, что на этом тренерском пути встретились очень неплохие люди. После того, как я в 1998 году получил тренерскую лицензию, эти люди пригласили меня в футбольный клуб. Я там какое-то время побыл играющим тренером и потом потихоньку полностью перешел на тренерскую работу. А в 2002-м году я возглавил сборную Молдавии. Это был новый вызов для меня, совершенно иной опыт. Отборочные матчи против таких сборных, как Италия, Голландия, Норвегия, Шотландия, Чехия мне многое дали. Мы очень плодотворно в то время работали. И, единственное, чего там не хватало, это финансов в столь маленькой стране. Тем не менее, я проработал в Молдавии четыре года. Я мог там остаться и на новый срок, поскольку успехи у нас были, но мне захотелось возглавить какой-то клуб.

Так я поработал сначала в Азербайджане, потом в Узбекистане, в Казахстане, где мы с командой взяли Кубок и Суперкубок страны. Причем, тут надо понять, с каким клубом удались эти успехи. Это были не «Кайрат», не «Астана», где созданы великолепные условия, в том числе и финансовые. Это был простой клуб «Ордабасы» из города Шымкент. Там совершенно не налажена инфраструктура, заработная плата выплачивалась непостоянно. Но я горжусь именно спортивными результатами «Ордабасы», который за свою 25-летнюю историю никогда ничего не выигрывал. А тут сразу два таких титула, плюс постоянное пребывание в первой шестерке команд Казахстана. Причем, что интересно, со мной сначала не продлили контракт, взяли другого тренера. А я остался дома. Но потом дела в команде пошли не ахти, я вернулся в «Ордабасы» и с ней с последнего места поднялся на шестое. Весной 2014 года я покинул клуб, а потом, с чего, собственно говоря, и началась наша беседа, я отправился на некоторое время работать в Италию.

- Что теперь?

- Очень хотелось бы поработать в России. Жаль, что никто не выходит на меня с предложениями. Все-таки мой 25-летний опыт заграничной жизни и работы – это неплохой багаж. Я постоянно живу немецким футболом, много общаюсь здесь с разными людьми. Думаю, что этот опыт российскому или украинскому футболу пригодился бы. Я понимаю, что со временем тебя просто забывают. Многие заканчивают играть, занимаются различными профессиями, но я остался в футболе. Видимо, надо быть постоянно на слуху. Я в принципе доволен своей тренерской карьерой, но надеюсь и уверен, что мой опыт еще пригодится какому-то клубу.

- Кстати, вы какое-то время, как я понял, работали даже скаутом сборной Греции?

- Да, я с удовольствием работал с таким известным специалистом, как Отто Реххагель. У меня с ним были очень хорошие отношения. Сейчас ему 75 и он уже на пенсии. Я получал задания от Реххагеля, просматривал какие-то игры, футболистов в Бундеслиге. Поэтому я знаю, чем дышит немецкий футбол. Но и не только он. Судя по тому, в каких клубах постсоветского пространства я работал главным тренером, думаю понятно, что я знаю и футбол постсоветского периода. Я знаю и понимаю, будем говорить так, менталитет людей, живущих и играющих на постсоветском пространстве. Мне есть, что с чем сравнить, что кому дать. Плюс у меня опыт немецкой футбольной школы. Именно его я и использую, когда приезжаю работать в какой-то клуб. Современную методику той школы, которая во многом задает тон в мировом футболе. Почему я и говорю, что рвусь в бой, жду конкретных предложений. Надеюсь, что без дела долго не засижусь.

- Будем надеяться, что следующее интервью вы дадите нашему порталу уже в роли действующего главного тренера.

- Дай бог, дай бог…

Источник