5 мин.

Чилийский перец. В чем сила Артуро Видаля?

Александр Скворцов – о том, что значит для сегодняшнего «Ювентуса» Артуро Видаль, один из самых ценных игроков серии А.

Фото: REUTERS/Giorgio Perottino

«Позиция – не проблема, буду играть там, где скажет тренер».

«Я – тот, кто отдает все, чтобы победить».

Согласитесь, за этими словами трудно разглядеть того, с чьих уст они сорвались. Дежурные приветственные фразочки почти никогда не отличаются разнообразием – новобранцы справедливо напирают именно на то, что готовы положить все силы на алтарь командных интересов, что не пугаются ни конкуренции, ни перемены обстановки, ни заданий тренера. Вот только смысл из-за этих слов выглядывает не всегда – каждый готов ударить себя в грудь кулаком, но не каждый готов еженедельно получать удары от других. Артуро Видаль как раз из тех, настоящих – приведенные выше слова принадлежат ему, он сказал их летом 2011 года сразу после переезда из немецкого «Байера» в итальянский «Ювентус». И пока он ни разу не позволил усомниться в том, что они были взяты не с потолка.

Тогда, полтора сезона назад, мы еще слабо представляли, каким он будет – «Ювентус» имени Антонио Конте. Серьезный приток новичков зудил в мозгу и подстрекал погадать на кофейной гуще: что станет с Андреа Пирло? Как на поле уместятся Маркизио и Видаль? Будет ли играть Красич? Кто такой Эстигаррибия и чего ждать от Элии? В итоге Конте разработал для «бьянконери» зубодробительную игровую модель, которая впитала в себя лучших, а не справившихся отторгнула, как нечто инородное. «Ювентус» завоевал скудетто, не проиграв ни одного матча.

С первых матчей прошлого сезона Артуро Видаль начал урабатываться на поле так, что быстро получил соответствующую кличку – «El guerrero» (воин). Опять-таки, даже прозвища не всегда отражают суть игры футболиста – сколько уже было этих «воинов», «киллеров», «убийц», «охотников» и прочих и прочих. Но на Видаля воинское звание встало как влитое – на поле он именно воюет.

Решение Конте создать в центре поля трио из элитных хавбеков, не жертвуя никем из них, стало оглушительно успешным. Волнения на тему того, что Маркизио, Видаль и Пирло не уживутся, оказались беспочвенными. И если Маркизио стал сердцем «Ювентуса», Пирло – его разумом, то Видалю выпало быть телом «Старой Синьоры», его ногами, мышцами, хребтом и стальным лбом. Он убедительно доказывает, что box-to-box – штучный товар, и что этот почетный ярлык не стоит лепить на всех подряд. Играть, как Видаль, могут единицы.

Я сказал «могут», а не «умеют», потому что очень многое в игре чилийца стоит на безграничном желании побеждать – по итогам матча, тайма, эпизода. В принципе, каждый может отдаваться игре так же, но далеко не каждый хочет. Не у всякого хватит моральных и физических сил бросаться за мячом, выдирать его из-под ног соперника зубами, ездить лицом по газону и протягивать ноги в неописуемых подкатах, рискуя порвать связки в десяти местах разом.

Взять Валона Бехрами из «Наполи» – тот еще цепной пес. Но насколько велика между ними пропасть! Бехрами едва ли не сознательно идет на грубость, с невинным лицом выдавая ее за особенности профессии, Видаль же просто вкладывает в игру душу и транслирует на поле свой несгибаемый характер, который бунтует против самых незначительных неудач.

Сравнивать чилийца с ядреным красным перцем – неописуемо скучно, но кто виноват в том, что именно с этим раздирающим горло овощем ассоциируется футболист Артуро Видаль? И если бы дело касалось только игры в обороне. Как бы не так – Видаль прекрасен в подыгрыше и плодовит в завершающей фазе атак. В прошлом сезоне он забил 7 голов и сделал 3 голевые передачи. После 21 тура текущего сезона на его счету уже 5 забитых мячей и 5 голевых передач – более эффективного футболиста в «Ювентусе» сейчас просто нет. Склеивать оборону и атаку ему удается на ура.

Интересно еще вот что: по большому счету, чилиец мог бы забивать еще больше, но иногда ему не везет. Вспомним свежий кубковый матч против «Лацио» – там «воин» разок поприветствовал штангу, однажды должен был забивать головой (спас Федерико Маркетти). Подобные локальные неудачи обязательно нужно ему прощать и списывать в неизбежную погрешность, потому что иногда Видаль выковыривает голы там, где иной давно бы опустил руки. Как он идет на добивание – загляденье! Включали ли вы телеканал «Animal Planet», когда трясущаяся от адреналиновой лихорадки голодная пантера кидается в гущу стада какого-нибудь крупного рогатого скота? Ну, вот это очень похоже на футбол Видаля. Конечно, без постоянного желтого цвета перед глазами не обходится – нежность и церемонии ему чужды, поэтому и нарушения копятся, как грибы на опушке.

Он бьется за опасные моменты и голы с остервенением одержимого, с желанием валится в партер, машет ногами, все это крутится-вертится, мельтешит, бутсы-грязь-шипы-куски газона… И проглотить его не получится – этот южноамериканский деликатес доведет до слез и заставит поперхнуться любого. Отыграть его невозможно, он не остановится. Догонит, рухнет в подкате и заберет мяч, а ты будешь лежать, сломанный пополам, и надеяться на сочувствие судьи.

То, что «Ювентус» выиграл борьбу за Видаля у «Баварии» и других топ-клубов, солнечным летом 2011 по-простому радовало. Холодной зимой 2013 приходит понимание: возможно, «Юве» удалось провернуть одну из самых успешных сделок за много-много лет. Леверкузену достались 11 миллионов фунтов (за Вучинича, для сравнения, отдали 13.2 миллиона), а туринцы получили настоящую портативную водокачку в центр поля, которая сейчас формирует образ и делает имидж итальянского футбола чуть лучше. В выигрыше вся серия А, это факт, Артуро – один из бриллиантов кальчо.

Лидер ли он в «Ювентусе»? С какой стороны посмотреть. Пирло не подвинуть, Маркизио тоже имеет огромный вес. Так нужно ли вообще возводить в лидеры кого-то одного? Прелесть ситуации в том и заключается, что сейчас чилиец находится на своем месте, играет невероятно важную роль, он любим и, что называется, бомбит по всем направлениям. Но и негласными званиями он не обременен – пожалуй, это ему где-то даже помогает. Лишняя ответственность всегда рождает лишние мысли, а Видалю нельзя отвлекаться ни на секунду.

Его дело – воевать.