3 мин.

Кто в ответе за добавку

Продолжим тему добавленного времени. В этом выпуске поговорим о Том, кто принимает решение о дополнительных минутах, а также методах коммуникации между судьями по установлению дополнительных минут.

При просмотре любого футбольного матча по телевизионной передаче, в конце матча гарантированно слышим от комментатора примерно такие слова: «Сейчас узнаем, сколько же минут добавил главный арбитр к основному времени». И ровно в 90:00 минут резервный судья, высоко подняв свое мини-табло на бровке поля, показывает всему народу количество добавленных минут. Вопрос: кто на самом деле добавляет минуты?

 

По теории (как учат на курсах повышения), главный арбитр поручает одному из своих ассистентов (лайнсменов) параллельно вести учет времени. В отличие от главного, ассистент ведет время без всяких остановок – он как бы служит держателем запасных часов. В конце каждого тайма главный арбитр обращается к своему ассистенту, который в ответ показывает главному арбитру количество минут, оставшихся до истечения 45 минут. Существует определенные стандарты показа: ассистент прикладывает одну руку вдоль черных шортов и растопыривает нужное количество пальцев. Каждый палец равен одной минуте. Когда ассистентские часы достигают ровно 45 минут, ассистент сигнализирует главного об этом путем прикладывания руки на своей груди.

А тем временем, этот ассистент не одинок в помощи главному арбитру. Главный поручает другому (второму) ассистенту вести учет минут, потраченных на положенные правилами остановки. В одной из предыдущих статей я привел список случаев, для которых арбитр должен добавить потраченные минуты (например, проведение замен, оценку серьёзности травм игроков, транспортировку травмированных игроков с поля для оказания помощи, умышленное затягивание игроками возобновления игры, показ карточек наказаний, а также любые иные причины). Так вот, второй ассистент ведет учет времени остановок по тем случаем, которым по его мнению положены дополнительные минуты. В конце каждого тайма, главный арбитр обращается к нему. Тот пальцами руки, приложенной на груди, показывает количество минут, по его мнению, добавляемых к основному времени.

На самом деле, главный арбитр использовал труд обоих своих ассистентов как запасной хронометраж времени - как по основному времени, так и по остановкам в ходе игры. После сверки своих данных с данными ассистентов, главный арбитр дает знак четвертому резервному арбитру. Раньше, до введения микрофонов, главный арбитр либо орал, либо пальцами рук показывал количество добавленных минут. В настоящее время, там, где не используются микрофоны, этот метод все еще действителен.

В сигнализации пальцами, главный арбитр старается использовать особые методы. Некоторые арбитры в открытую (высоко подняв руку или вытянув их вперед себя)показывают сигнал, другие – за спиной на фоне своих черных трусов, а третьи – вообще используют секретные коды. Есть такой судья – Стив Беннет – особым штрихом которого являлись кодовые знаки добавленных минут. Когда прикладывал руку на плечо – это означало 1 добавляемую минуту, а когда руку ложил на голову – 2 добавляемые минуты. А с внедрением микрофонов, арбитрам стало намного легче и удобнее переговаривать между собой и обмениваться нужной информацией. Но, метод установления добавленных минут остается неизменным. В этом процессе участвуют все четыре судьи, назначенные на матч (кроме конечно тех двух новых, которые теперь следят за линией ворот).

Один нюанс

Главный арбитр не имеет права заканчивать любой тайм, если он продлился менее 45 минут (за исключением конечно же юниорских и детских матчей). Ну, если вдруг арбитр ошибся и закончил тайм ранее 45 минут, то он не имеет права компенсировать несыгранные минуты со следующего тайма. «Добавленные минуты» должны относиться только к тому тайму, где они набежали.

Следите за обвнолениями

Анонс следующего выпуска: Почему арбитры из Уэльса не могут судить крупные международные футбольные турниры?