24 мин.

Новогодняя сказка в Саранске

Ещё несколько лет назад Чемпионат России уже являл собой один из самых престижных турниров в женской одиночке. Войти там в десятку уже считалось сложной задачей. И год от года уровень продолжает возрастать. Вот и ЧР-2019 ожидался как нечто невероятное, но реальность превзошла даже самые смелые ожидания. Многие итоги стали историческими - прежде всего, это исполнение четверных прыжков, а точнее лутцев; кроме того, весь пьедестал почёта заняли юниорки, каждая из которых перевалила за 150 баллов, полученных в произвольной программе. Накал страстей перед последней разминкой был ничуть не слабее, чем на Олимпиаде, хоть и ставки не так высоки.

Чемпионат России - турнир всегда особенный, здесь поощряют взрослых спортсменок, придерживая юниорок, и выбирают тех, кто поедет на Главные Старты. При этом компоненты являются главным инструментом, отвечающим за всевозможные манипуляции. Так как неординарных событий в этот раз было достаточно много, то и судейство было с ноткой небольшого сумасшествия, которое, в целом, отражало то, что творилось в те декабрьские дни на Саранском льду.

Очень приятно, что, несмотря на различные предпочтения, на дикие баталии в интернет-пространстве и репутацию фанатов фигурки как самых ненормальных, на трибунах на первом месте в любом случае человечность и ощущение праздника, которое перекрывает любые конфликты и смягчает любое разочарование от итогов соревнований. Даже взять случай с овациями в адрес Медведевой после её провального выступления в короткой. Не все были фанатами Жени, кто-то ругался на тему её слишком больших оценок (после ПП), кто-то поддерживал других фигуристок. Но хлопали все. И поддерживали всех. Особенно Медведеву, Загитову, Щербакову, Трусову, Косторную и Леонову. Так что нельзя сказать, что российские болельщики погрязли в ненависти – Интернет Интернетом, а в реальности на первом месте не ненависть, а любовь - любовь к фигурному катанию. Ну а противостояние различных фан-групп сводится к тому, кто больше подарков кинет на лёд своей фигуристке и громче будет аплодировать. Как и должно быть.

Так как это третий подряд Чемпионат России, за которым я следил с трибун, то приятно было не только взглянуть на новых фигуристок, но и сравнить, кто как изменился среди уже виденных ранее.

Дарья Паненкова. Зрители очень болели, чтобы она не упала – все прекрасно понимали, что ситуация тяжёлая. По правде говоря, кроме прыжков смотреть было особо не на что. Но, несмотря на последнее место и отсутствие этапов Гран-При на следующий сезон, Даша не выглядит безнадёжной: тройные, даже в каскадах, докручиваются. Значит, если стабилизируется вес, и Даша к нему привыкнет, то можно будет привести в порядок и всё остальное, что есть в ФК помимо прыжков, а значит - уже осенью есть возможность начать новый этап борьбы за этапы Гран-При как минимум.

Елизавету Нугуманову я видел впервые. Прекрасное скольжение, великолепная хореография и самые лучшие на турнире вращения. А ещё возникало ощущение, что она настолько лёгкая, что это даже мешает - как будто веса нет вообще. Трудно представить, чтобы недокрученные прыжки с неуверенными выездами смотрелись легко, но так и было. Лиза очень-очень милая, она умеет очаровывать, её интересно смотреть даже с ошибками. Кажется, что не хватает внутреннего стрежня, но на самом деле просто не хватает сил докручивать прыжки. Не хотелось бы терять такую фигуристку, быть может, в парах или танцах она стала бы успешной. Здесь, конечно, тоже выглядит здорово, только вот для успеха этого не хватает.

Мария Сотскова. Третий год я её вижу, и отмечаю, что, несмотря на изначально самое медленное и слабое скольжение в сборной, она работает над этим аспектом и улучшается с течением времени. В этом году в ПП была был более привычный образ, а вот короткая выгодно отличается тем, что как нельзя лучше скрывает её главный недостаток. Это смелый и очень удачный эксперимент, который раскрывает фигуристку в более выгодном свете. Конечно, всё это не так важно, когда нет прыжков и нет хороших физических кондиций для того, чтобы выкатывать всю произвольную. Но смотреть и сравнивать было всё равно интересно. Чисто теоретически, если бы подтянуть физику, форму, Маша могла бы смотреться сильно и имела бы отличные шансы на попадание в сборную. Вместо этого есть спад, о причинах которого гадать не хочу – увидим, что будет дальше.

Мария Талалайкина - новая для меня фигуристка, о которой я раньше только слышал, но которую не видел. Теперь посмотрел, и, как болельщик, который, с нашими-то фигуристками, как сыр в масле катается и с жиру бесится, не особенно то впечатлился. Высокая, немного нескладная, Мария похожа по стилю на Станиславу Константинову, только не обладает её скольжением и энергетикой. Попадание на Чемпионат России для неё - уже солидное достижение, а вот удастся ли когда-нибудь попасть на этапы Гран-При - не знаю. На европейском уровне Мария была бы успешной фигуристкой, у нас же она очень далека от первой десятки. Нельзя сказать, что прыжки или вращения у неё оставляют желать лучшего, но этого недостаточно. Как я уже писал год назад - любой аспект фигурного катания, который не является для нашей одиночницы выдающимся, уже может представлять собой проблему. Потому что важно выделяться, а Маше пока нечем. Возможно, она ещё не до конца сложилась как фигуристка. Хотя программы были достаточно оригинальными. В менее скромной компании она точно выглядела бы интереснее.

Полина Цурская, к сожалению, скатывается вниз после того, как ещё год назад была пятой. Проблема понятна - не получается стабильно докручивать прыжки. Несмотря на огромную высоту и эффектность, которые по-прежнему с ней. Изменений в катании по сравнению с прошлым годом я не увидел. Музыка из КП год назад была в программе Серафимы Саханович, и тот прокат на Чемпионате России стал одним из самых ярких впечатлений турнира в Петербурге. Полина такого не вызвала и близко, несмотря на то, что прокат короткой был для её текущего состояния хорошим. В произвольной было уж совсем не до интерпретации, что в общем-то понятно. Зрители вообще очень понимающие. Так как большая их часть реально интересуется ФК и знает, что с кем происходит. Меньшая часть пришла за компанию, обычно сидит в телефонах, пока им не скажут: «Смотри, вот щас интересно будет, это та, о которой я говорила».

Анастасия Тараканова - очень интересная фигуристка, которую я ждал, ибо вживую впечатление всегда особенное, тем более, когда новое. Настя очень эмоциональная и иногда это ей мешает. Она отлично скользит на большой скорости, и у неё есть своя, особенная энергетика, которую всегда важно направить в нужное русло. Насте свойственна резкость в движениях, из-за этого ей противопоказаны плавные мягкие программы - нужны напряжённые, энергичные, с драйвом и нервом - точь-в-точь как её произвольная, с которой Настя справилась превосходно. А вот короткая, я считаю, ей совершенно не подходит. Там не романтика и не нежность, там страсть, и на этом можно было бы сыграть, но, похоже, что затея не удалась, и дело здесь вовсе не в качестве проката. В неподходящих Насте программах она будет выглядеть проигрышно – будто надела одежду не по размеру. В подходящих - очень интересно и оригинально. Ну а по технике никаких вопросов нет - всё прекрасно и четвёртая тех. оценка в произвольной - лучшее тому доказательство. Прыжки высокие, красивые, вращения - сложные и нестандартные. У Насти большой потенциал, которой мало кому нужен, судя по тому, что ей там ставят в компонентах. А у неё из-за этого руки опускаются. Как фигуристка она почти сложилась, и столь яркая индивидуальность, безусловно, – козырь, который оценят зрители.

Алёну Леонову я всегда обделял вниманием, потому что фигуристка эта относится ещё к старому поколению - без каскада 3-3 со старшим тройным, и уже даже без тройного риттбергера. Какое мне было до неё дело - ну катается себе и катается. Никому пока не мешает. Но на этот раз она выступила действительно здорово для своего уровня, и на этот раз у неё очень удачная короткая программа. Я думаю, что в её КП можно найти то самое стереотипное "настоящее женское" для тех, кому не хватает... нет, не форм, а именно осмысленности катания. Когда фигуристка едина с музыкой, получается не прокат, а произведение искусства, и какая уже там техника и баллы - это второй вопрос... Но каталась Леонова прекрасно, и я был удивлён тем впечатлением, которое она на меня произвела в короткой программе. А вот произвольная так уже не захватила, хотя и она тоже была хороша, возможно эмоций в ней было больше, чем нужно.

Викторию Васильеву я уже знаю достаточно давно, но вживую увидел впервые. Полностью подтвердилось первоначальное впечатление - ну вроде всё есть: хорошие прыжки, хорошая скорость, вращения тоже на уровне. Но вот только "не понимает, что катает" - это про неё. Так что если катание Леоновой было стереотипным «настоящим женским», то у Васильевой –стереотипным юниорским. Мне кажется, она ещё не доросла до нужного уровня и не сложилась как фигуристка. Поэтому пока смотреть её катание мне было не так интересно. Так как короткую она катала после Косторной, я её даже не запомнил. Произвольную можно сравнить хоть с Щербаковой, которая каталась под эту же музыку на этом же турнире... Хоть с Аделиной Сотниковой. Интересно будет увидеть, как Виктория будет меняться с течением времени. Возраст совсем небольшой - не всем дано быть гениями музыкальности и воплощать собой образец интерпретации так рано... Точнее, это дано мало кому. А короткая то у неё-то под "I put a spell on you"... Как-то вообще мимо.

Анастасия Гулякова также мало поменялась за прошедший год. Разве что не допустила ошибок на этом чемпионате, в отличие от прошлого. Хорошие прыжки по-прежнему с ней, но по-прежнему нет тройного акселя. Я понял, что, глядя на Гулякову, вспоминаю Анну Погорилую - такую, какой она была до сезона 16/17. Тогда у неё были стандартные программы под Жар Птицу и Шахерезаду, но мне не хватало самой фигуристки в этих программах, и теперь не хватает самой Насти сейчас. Погорилая впоследствии раскрылась и предстала совершенно другой с артистической точки зрения. Может быть, получится и у Гуляковой. Пока она как бы в тени и не готова выйти на свет, чтобы заявить о себе. Настанет ли её время? Всё может быть. Кстати, баллы за такие то прокаты могли бы быть и побольше, учитывая чистоту и качество элементов.

Анастасия Губанова. Сильно изменилась с тех пор, как я увидел её впервые. И каждый год на Чемпионате России - Настя новая. С тех пор, я каждый раз жду, когда же наступит её звёздный час, и она займёт своё законное место в элите, и каждый раз эта возможность где-то рядом, но проходит мимо неё. Вот и сейчас, было в очередной раз обидно. С начала сезона была проведена большая работа, решены многие сложные задачи, включая возвращение 3Л-3Р, все каскады сделала, всё докрутила - и... погорела на какой-то ерунде. Если бы не это нелепое падение с акселя и не потери баллов на вращении, Настя легко могла бы оказаться на месте Софьи Самодуровой. Настя сохранила свои главные преимущества - блестящее скольжение и удивительную плавность движений, однако по сравнению с прошедшим годом ей не доставало лёгкости, и чувствовалось, что прокаты даются нелегко. Тем не менее, она по-прежнему остаётся одной из самых ярких фигуристок в том, что касается интерпретации и хореографии, и каждое её выступление - спектакль. Её скольжение я по-прежнему считаю лучшим, можно обратить внимание на целые блоки одноножного катания, которые Настя неизменно демонстрирует в своих программах. Фигуристка потенциально блестящая, но всегда не хватает чего-то чуть-чуть... Кстати, год назад она получила компоненты в ПП примерно на 1,5 балла выше. Надо было переходить к Чеботарёвой.

Анна Тарусина - фигуристка, которая за год не растеряла своих преимуществ, которые касаются лёгкости и стабильности выполнения элементов. При этом катание её с опытом становится всё более выразительным. Программы подобраны прекрасно, и я не вижу, в чём она уступает той же Софии Самодуровой, для которой также свойственны низкие прыжки и высокая стабильность. Скорее всего, роль здесь играет то, что София успешнее провела взрослую серию Гран-При, чем Анна - юниорскую. Да и взрослая - весомее. Но Анина тех. оценка в ПП - шестая, и это неплохо. Итог ниже Софьи - только компонентами. Так что можно сказать, что из глубокого резерва Тарусина перемещается ближе к основному составу.

Евгения Медведева. Два года назад она излучала холодную уверенность всем своим существом, каждая мелочь в её выступлении была идеально отточена. Сейчас же ситуация была совсем иной. Недостаточная готовность порождает страх проиграть, и страх сковывает. Вот и в короткой программе Женя еле-еле перемещалась по льду. Такой низкой скорости я ещё не видел. А перед прыжками практически полностью останавливалась, прыгала чуть ли не с места и ошибалась. В произвольной программе она сумела раскрепоститься и показать свой сегодняшний максимум. Но это было несоизмеримо слабее уровня её двухлетней давности, и не только в отношении элементов, но и по катанию в принципе. Так что хоть это и выглядело почти как прокат жизни, реально заметно уступало большей части участниц чемпионата. И никак не соответствовало полученным оценкам, особенно за компоненты. Приблизиться к себе прежней Женя смогла только в показательном номере, где не было нужды в серьёзной сложности. Кстати, аксель она действительно теперь прыгает лучше, когда не валит.

Всегда грустно смотреть, когда фигуристка, бывшая основным претендентом на победу в каждом турнире, попадает в кризисное состояние. Современное фигурное катание требует очень многих усилий даже для того, чтобы справляться со стандартной сложностью, не говоря уже о чём-то большем. Постоянно соответствовать этим требованиям практически нереально даже для самой одарённой спортсменки. И никакие предыдущие успехи не помогают это состояние преодолеть. Но это возможно. Может быть, Медведева и сумеет создать новую себя, не хуже прежней, но будет ли этого достаточно для возвращения в топ - пока неясно. По крайней мере, на данный момент, прокат произвольной программы не дал никаких оснований считать, что в её истории можно заранее ставить точку.

София Самодурова. Как и Анна Тарусина, София Самодурова с каждым годом всё прибавляет в катании, не теряя тех достоинств, которыми обладает давно. Год от года смотреть на неё становится интереснее. Вот в Челябинске, помню, она совсем прошла мимо меня. Короткая программа была исполнена очень уверенно, в произвольной были проблемы, мне казалось, что Соня сильно волнуется, но всё это уже не важно. А важно то, что, несмотря на высоченную конкуренцию, шанс пробиться на главные старты по-прежнему есть, даже если ты - не новый 15-летний гений из группы Этери. В этот раз именно Софье удалось вытянуть счастливый билет, при том, что фигуристок, теоретически способных её обойти, было немало. Так как Лизы Туктамышевой не будет на Чемпионате Европы, Соня даже ещё поборется со Станиславой Константиновой за путёвку на Чемпионат Мира и за место среди шестёрки лучших фигуристок, которые попадут в сборную страны по итогам этого сезона. Пожалуй, такой расклад было трудно предугадать заранее, но теперь это уже реальность. При этом что делала Соня? Только то, что умеет, почти никогда нигде ничего не теряя.

Алина Загитова. Она тоже меняется, меняется от фигуристки, которая хорошо прыгает, до фигуристки, которая умеет нечто большее, чем исполнять самые дорогие элементы. В её прошлых выступлениях была проблема в большом количестве связок, которые она с трудом выкатывала, на которых теряла скорость и которые играли не самую положительную роль в восприятии программ. К сожалению, на ЧР-2019 прокат произвольной не задался, поэтому сравнить Дон Кихота и Кармен не удалось так, как это хотелось бы сделать; но зато в короткой программе Алина предстала совершенно новой и смогла по-настоящему удивить, произведя одно из самых сильных впечатлений этого турнира. Больше никаких ковыряний, связок столько, сколько нужно, и исполнены они как следует. В катании Алины появилась цельность, и она стала такой, какой и должна была стать. В её движениях также есть резкость, поэтому нежные и лиричные программы  - не для неё. Но в "Призраке Оперы" был нерв, и были перепады настроения, именно поэтому в данной программе всё сложилось, как надо. Уже давно забыты претензии к нарезке музыки, и всё-таки программа получилась удачной, хоть и не сразу мне удалось её принять; а Алина начала обретать именно то, чего ей всегда и не хватало. Такая Алина мне нравится больше.

Станислава Константинова снова четвёртая. Удивительно, как её вновь поставили на это место при том, что конкуренция возросла, и были девочки, которые ни в чём ей не уступали. Тех. оценка Станиславы в ПП... 11-ая! Своё место на ГС она получила благодаря компонентам. Компонентам, которые на международном уровне не идут ни в какое сравнение с тем, что ей ставят дома. С другой стороны, не факт, что и Гуляковой/Губановой/Тарусиной поставили бы хоть немного больше. Так или иначе, в очередной раз именно Стася получает свой шанс. На этот раз есть возможность выиграть медаль на ЧЕ и побороться за путёвку на ЧМ. В целом, выступления стали более стабильными, бороться и справлять с собой спортсменка постепенно учится. Но для того, чтобы её сильные стороны сыграли, чтобы не так бросались в глаза её тяжёлые приземления с прыжков, чтобы всё перекрывала мощная энергетика, которая у неё действительно есть, нужны яркие прокаты, программой нужно жить, а не бороться за элементы и не тащить выезды "на зубах". Надо в обеих программах кататься так, как она катает произвольную после косяков в короткой. В Петербурге, когда ПП Стася откатала "на разрыв", было действительно круто. В Саранске в обеих программах была борьба. Борьба, в результате которой сил в программу вкладывается меньше, а больше - в элементы, и при этом ошибки всё равно случаются. По общему впечатлению уровень выступления Стаси на ЧР-2019 был средним.

Ну а медали взяли три очень интересные фигуристки. Мне кажется, что именно при всём нашем многообразии талантов, при постоянном наращивании уровня выступлений, на самом пике расцвета женской одиночке такое Трио - это апогей, к которому давно уже всё шло.

Алёна Косторная - единственная из Трио, выступавшая на Чемпионате второй раз. Когда я видел её в первый, я уже был восхищён и достаточно скептически отнёсся к словам Юлии Липницкой, что, дескать, вот 15-летняя Настя Губанова - готовая взрослая фигуристка, а 14-летняя Алёна Косторная (выступавшая в ПП следом за ней) - пока ещё видно, что юниорка, хоть и замечательная. И правда, ведь с таким катанием, с такой способностью играючи выкатывать сложные связки, не теряя скорости, Алёна уже год назад могла бы дать фору чуть ли не любой взрослой в том, что касается второй оценки.

Но теперь она прибавила, и прибавила сильно. Её короткая программа стала самым ярким впечатлением чемпионата, и досадное падение на дорожке уже не могло это впечатление испортить. Уж чего только не наговорила Татьяна Тарасова во время комментирования, но в данном случае она попала в точку - это было редкое сочетание огромной силы и чрезвычайной лёгкости. И да, исчезла некоторая дёрганость в руках, свойственная юниоркам - Алёна стала взрослой.

Когда-то, будучи до глубины души поражённым выступлением Юлии Липницкой в "Списке Шиндлера", я подумал, что ведь это ещё не предел, что Юля может ещё лучше. Если бы она смогла бы показать все 100% того, на что она способна, это был бы не прокат - это был бы полёт... Полёт ангела? Спустя 5 лет я вспомнил ту свою мысль, потому что понял - в короткой это было то... самое. Нет, это не заявление о том, что Алёна смогла зацепить сильнее Юли (куда уж сильнее то?). Косторная - совсем другая фигуристка, и если бы она не была бы другой, это не было бы так интересно. Но тот факт, что Алёну я ставлю куда-то близко к Юле, говорит о том, что я даю ей самую высокую оценку в том аспекте фигурного катания, который касается искусства. И пусть в ПП Алёна уже была более сдержанна, во второй части заметно устала, да и сама произвольная в принципе послабее короткой, которую я считаю второй лучшей программой сезона наряду с КП Щербаковой - всё равно, и на Алёнину Джульетту интересно смотреть, она отличается от других, являя собой не только красоту и женственность, но и внутреннюю силу.

Разумеется, и технические элементы Косторной также заслуживают очень высокой оценки: за лёгкость, амплитуду, сложность заходов и выездов. Двойные аксели выглядят сдвоенными тройными. Если Алёна запрыгает тройной аксель, она, вероятно, станет совершенной фигуристкой.

Но кое-что ещё более впечатляющее прыгают две другие фигуристки, что и объясняет то, как они оказались выше Алёны в итоговом протоколе.

Александра Трусова никогда не пыталась скрыть то, что для неё на первом месте прыжки и желание делать то, что никто ранее не делал. А вращения и катание вторичны. В результате, я ожидал увидеть, что скольжение её оставляет желать лучшего по сравнению с другими фигуристками. Но реально, по меньшей мере, есть хорошая скорость. Нет плавности в движениях - также есть резкость, не хватает дотянутости и чистоты линий, красоты в хорео. Но Александра берёт другим - техникой. Она уже выглядит сформировавшейся фигуристкой, поэтому её не переделать; она останется такой, какая есть, и это не является большой проблемой, если подбирать подходящие программы, где можно будет показывать взрывную энергию - так, как это сделано в её нынешней произвольной. Трусова - словно Арья Старк, которая не хочет быть леди, выбирая вместо танцев, пения и вышивания стрельбу из лука, фехтование и верховую езду.

А прыжки прекрасные. В короткой программе от фигуристки исходила такая холодная уверенность, что сомнений в чистоте проката не возникало, казалось, что нервов просто нет. В произвольной накал страстей был выше, но и под давлением она прекрасно справляется, выполняя сложные каскады во второй части программы без видимых усилий. Во второй части, при том, что в первой - четверные. Стало быть, запас по прыжкам - огромный. В целом, есть в её катании что-то бунтарское, она этим выделяется и уже кажется логичным, что именно такая фигуристка делает то, что ещё недавно казалось невозможным, и во что трудно поверить даже сейчас. Но для неё важно использовать такие программы, в которых выступление не превратится в набор прыжков. Пока это получается.

Я считаю, что в женском одиночном катании нет такого яркого примера сплава высочайшей техники и высочайших компонентов, которым может похвастаться Юдзуру Ханю или Евгений Плющенко среди мужчин. Но вот Анна Щербакова, пожалуй, на сегодняшний день подобралась к этому ближе всех. Она для меня - какой-то парадокс, совершенно невообразимое сочетание четверного лутца, шикарных вращений и лёгкости в катании. Непонятно, как это всё может быть показано одновременно, но тем не менее, это есть. Опасения вызывало скольжение - оно не самое хорошее, но опять же, скорость на высоте, со связками более-менее справляется, так что тут всё лучше, чем я ожидал. Но зато я очень многого ждал от её проката короткой программы - одной из двух моих любимых программ женской одиночки этого сезона. И здесь, как ни странно, несмотря на ожидаемые лёгкость и изящность фигуристки, прокат хоть и был хорош, но всё же он был достаточно далёк по эмоциональному влиянию до того уровня, каким он мог бы быть. Самое удивительное, что впечатление от просмотра через экран были едва ли не сильнее, что нонсенс; возможно, из-за крупных планов. Произвольная была блестяще исполнена, но и здесь, в классике, пока что непаханое поле для совершенствования. Всё-таки, короткая подходит Ане больше. А ещё очень подходит её прошлогодняя произвольная, которая была представлена в показательном варианте. Да, Щербакова - словно фея, она легка, свободна и изящна, она замечательная, но её катание пока и близко не трогает так, как катание Губановой или Косторной. Или Загитовой в короткой, или Саханович... Потому, что она - юниорка, и стереотипное юниорское катание - пока ещё о ней. Хоть и не в той мере, что у Васильевой, конечно. Я считаю, что Аня ещё не до конца сложилась как настоящая фигуристка, но у неё большой потенциал и она сможет прибавить очень сильно в этом аспекте в самое ближайшее время. Пока же, малейший отход от самых подходящих для неё программ может привести к тому, что она просто потеряется. Но уже в следующем году я ожидаю увидеть совершенно новую Щербакову, которая действительно может стать тем самым сочетанием техничности и компонентности, о котором каждая фигуристка может мечтать, и к которому должна стремиться.

В связи со всеми этими впечатлениями возник вопрос: "Отчего же всё-таки зависит то, насколько сильным получается прокат с точки зрения эмоционального восприятия?". Если попытаться ответить на него, то можно сказать, что производимое на зрителя впечатление зависит от таких параметров как скольжение, хореография, осанка, чистота линий, лёгкость, скорость, растянутость... Всё это понятные средства выразительности, доступные спортсменкам, каждая из которых владеет ими в большей или меньшей степени. Безусловно, огромное значение имеет программа, а также внешний вид фигуристки. Но это не всё. У каждого болельщика есть свои любимчики - это происходит потому, что все люди обладают разным восприятием. Несмотря на то, что все мы видим на льду одно и то же, мои впечатления - сугубо субъективны и кто-то другой может воспринимать всё совершенно иначе. А ещё у каждого своя система ценностей, для кого-то важнее высота прыжков, для другого - скольжение, для третьего - пластичность.

Но есть что-то ещё. Ведь всё вышеперечисленное не объясняет, что конкретно должна сделать Васильева, чтобы стать лучше, и чего именно на данном этапе не хватает Щербаковой. Не объясняет в точности, почему в тех случаях, когда мы видим два чистых проката одной программы одной спортсменки, мы всё равно чувствуем разницу. Она есть, при том, что отношение к фигуристке давно сложилось, и не только все элементы её повторяются, но и вся хореография. Из множества успешных прокатов многие пересматривают какой-то один, самый любимый. Дьявол скрывается в деталях, есть такие мелочи, которые очень трудно объяснить, трудно выявить и описать - строгий логический подход редко работает там, где дело касается эмоций и чувств. Но эти мелкие детали очень важны для нас, зрителей, пусть мы и не всегда можем их выделить и оценить их значение. Наверное, именно в этих деталях и содержится изрядная величина той "магии", которую любят зрители, особенно в женском одиночном катании. Ну а в нашем чемпионате были представлены настолько интересные и в то же время настолько разные фигуристки, что каждый сможет найти "магию" на свой вкус.

На предстоящем Первенстве в конце января, как бы будет решаться вопрос состава на ЮЧМ. Как бы этот отбор будет проходить независимо от результатов ЧР. Но, ясное дело, что даже если у кого из Трио будут какие-то ошибки, всё равно им будут активно помогать оценками не вылететь из тройки. И, разумеется, всё равно будет интересно, ибо когда встречаются Щербакова, Трусова и Косторная по-другому быть просто не может.  Никто не знает, как именно они расположатся на пьедестале на этот раз. А остальные девочки будут решать для себя вопросы попадания в юниорскую сборную. Если вдруг я доберусь до Перми, то обязательно напишу об этом. Ну а пока - всех с прошедшим Новым Годом и Рождеством!:)

Р. S. Фотки, сделанные профессионалами, которые фоткают, пока мне вообще не до этого, и фоткают хорошо (спасибо им за это) - взяты из группы Фигурное Катание Love. Только Талалайкину зря обделили вниманием.