8 мин.

Лучшие российские гонщики в ралли-рейдах

Царь «Дакара», лидер «Шелкового пути», сильнейший квадроциклист и другие.

Виктор Московских

Первый русский, победивший на «Дакаре» – великое достижение произошло в 1996 году, во времена, когда «КАМАЗ» еще рвал всех конкурентов. В конце 90-х перешел в соревнования по трак-триалу, дисциплине, довольно похожей на ралли-рейды. В 2008-м, в 60 лет планировал стать пилотом «технички» на «Дакаре», но гонку отменили.

Борис Гадасин

Выигрывал со своей командой Кубок мира по ралли-рейдам в 2012 году, тогда же победил на «Шелковом пути» в классе внедорожников, причем финишный спецучасток Борис проехал без тормозной колодки на переднем колесе и только на заднем приводе. Восемь раз становился чемпионом России по автоспорту и дважды брал Кубок ФИА по внедорожным бахам.

Владимир Васильев

Завоевал Кубок мира по ралли-рейдам в 2014 году, и в следующем сезоне ему почти удалось защитить титул (второе место). Стал лучшим дебютантом «Дакара» в 2013 году, тогда же финишировал вторым на «Шелковом пути» в классе внедорожников и стал чемпионом России по ралли-рейдам.

После долгих лет сотрудничества с Борисом Гадасиным Васильев создал свою частную команду – но остался в мировом топе лучших раллийных пилотов. Последнее достижение – победа на «Африка Эко Рейс» (рейд по маршруту старого «Дакара») с первой же попытки! Нынешний «Шелковый путь» пропускает из-за травмы.

Эдуард Николаев

Наверное, уроженец Набережных Челнов считался главным учеником Чагина и преемником чемпионского «КаМАЗа». По крайней мере, Эдуард был точно самым быстрым в команде, но скорость в результат удалось превратить лишь несколько раз: дважды на «Дакаре» (в том числе на издании 2017 года), и на «Шелковом пути» семь лет назад. В остальном хоть Николаев и не попал на подиум престижных рейдов лишь буквально один раз, но количество побед пока не соответствует масштабу таланта.

На текущем «Шелковом пути» Эдуард выиграл несколько этапов, но потерял несколько часов из-за поломки карданного вала и вылетел из числа претендентов на победу.

Дмитрий Сотников

32-летний гонщик «КАМАЗа», представляющий, как и многие другие водители грузовиков, Набережные Челны. Перешел в пилоты в 2012 году, до этого был механиком у Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева. 2017-й может стать лучшим в карьере: после второго места на «Дакаре» лидирует в ралли «Шелковый путь». До этого российский марафон ему уже покорялся в 2013 году.

Ильгизар Мардеев

Реклама 18+

Мардеев много лет играл важную роль в победах «КАМАЗа» как водитель «технички» — тяжелого грузовика, загруженного запчастями, который всегда готов помочь застрявшим экипажам основного состава. На нескольких «Дакарах» Ильгизар выступал в составе боевого экипажа и в 2007 году даже занял второе место в марафоне. В 2014-м, через полтора года после завершения спортивной карьеры, погиб, катаясь на квадроцикле.

Айрат Мардеев

Сын легендарного гонщика Ильгизара Мардеева, начинавший карьеру в экипаже отца. Двукратный чемпион «Шелкового пути», победитель «Дакара». Прямо сейчас Айрат находится в погоне за второй подряд победой в зачете грузовиков. Его экипаж лишь чуть-чуть уступает Дмитрию Сотникову.

Андрей Каргинов

Якутский пилот «КАМАЗа», успел поездить с Владимиром Чагиным и Ильгизаром Мардеевым. На ралли «Шелковый путь» Андрей пока не поднимался выше 3-го места, зато побеждал в «Дакаре» в 2014-м и является действующим победителем престижного ралли-марафона «Африка Эко Рейс». Он по-прежнему находится в обойме «КАМАЗа», но в «Шелковом пути» этого года участия не принимает.

В раллийный фольклор Каргинов вписал себя историей с «Дакара-2013». На последнем спецучастке его экипаж зацепил дерево и пробил переднее колесо, но менять его было бы слишком долго, поэтому Андрей продолжил путь на трех колесах и в итоге добрался до финиша с третьим временем.

Леонид Новицкий

Самый успешный представитель России в классе внедорожников: дважды выигрывал Кубок мира по ралли-рейдам, а в 2013-м занял третье место на «Дакаре». В последние годы приостановил свою карьеру, возможно, из-за громкого коррупционного дела.

Сергей Карякин

Первый русский победитель «Дакара» не из категории грузовиков – зимой Карякин выиграл в зачете квадроциклов. Правда, повторить успех в следующем году будет непросто. Спонсоры, поддерживавшие последнее выступление Сергея, приостановили поддержку гонщика. И теперь Карякину надо найти, как минимум, десять миллионов рублей из других источников.

Фирдаус Кабиров

Выступая в эпоху доминирования Чагина, Кабиров умудрился выиграть два «Дакара». Причем победа в 2009 году была одержана в сверхупорной борьбе с самим Чагиным. На дистанции в девять тысяч километров их разделило всего три с половиной минуты — цифры, которые должны удивлять сильнее, чем скорость реакции пилотов «Формулы-1».

После завершения карьеры Кабиров остался в «КАМАЗе»: сейчас он занимается развитием инновационных проектов. Кажется, довольно успешно.

Владимир Чагин

Один из самых титулованных спортсменов, прозванный «царем» «Дакара».

Чагин семь раз выигрывал знаменитый ралли-рейд в классе грузовиков (второе место в истории по этому показателю), причем в гонке 2010 года стал лучшим на девяти из десяти этапов. Любые другие достижения рядом с такими цифрами просто меркнут.

С 2015 года Чагин вошел в руководящий состав ралли-рейда «Шелковый путь» и за небольшой срок помог автомарафону стать одним из крупнейших в мире. Ежегодно на гонку приезжают титулованные гонщики и лучшие команды, которых поддерживают мировые бренды. Благодаря Чагину к «Шелковому пути» присоединились надежные партнеры. В этом году, например, официальные экипажи еще и тестируют новое топливо «Дизель Опти» перед его выводом на массовый российский рынок.

Реклама 18+

Выбор профессионалов

Фото: kamazmaster.ru; РИА Новости/Алексей Насыров, Алексей Куденко, Владимир Трефилов, Руслан Кривобок, Антон Денисов; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Dan Istitene; REUTERS/Eduard Korniyenko