43 мин.

«Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания» (28-62)

Гера зачала и родила Гефеста сама, без участия Зевса, чтобы доказать ему, что может обойтись без него. Имя Гефеста означает «тот, кто сияет днем». Новорожденный оказался хилым и очень уродливым. Разъяренный Зевс хотел убить его, сбросив с Олимпа на остров Лемнос. Гефест выжил, но сломал ногу и навсегда остался хромым.

Нереида Фетида и океанида Эвринома подобрали Гефеста и спрятали в гроте на дне моря, где в течение двадцати девяти лет он совершенствовался в кузнечном деле и волшебстве. Когда обучение было закончено, Гера вернула своего сына на Олимп и дала ему лучшую кузницу с двадцатью мехами, работающими круглые сутки. Из рук бога-кузнеца выходили шедевры ювелирного дела и магии. Он стал повелителем огня, богом металлургии и вулканов.

Гефест был зол на свою мать за то, что она не взяла его к себе раньше, и придумал, как отомстить. Он выковал для Геры трон из чистого золота, но как только она на него села, то тут же оказалась прикована к трону невидимыми оковами. Чтобы освободиться, ей пришлось пообещать хромому сыну, что он будет принят в сонм богов-олимпийцев. С этого времени Гефест стал изготавливать украшения для богинь и оружие для богов. Именно он выковал скипетр Зевса, лук и стрелы Артемиды, копье Афины.

Он слепил из глины прекрасную деву Пандору. Ему были нужны помощники, и он создал двух золотых механических женщин. Для Ахилла Гефест сделал щит, который помог тому победить во многих битвах. Для критского царя Миноса бог-кузнец выковал медного великана Талоса. Медная трубка, по которой текла волшебная кровь, соединяла его шею с лодыжкой (единственная жила Талоса связана с тайной древнего производства бронзовых изделий. Они изготовлялись методом «cire perdue» (с потерянным воском). Сначала из глины лепили модель и заливали ее воском. Затем покрывали глиняной формой с отверстиями. После нагревания воск вытекал через дыры (отсюда название метода), а в образовавшуюся пустоту заливался расплавленный металл). Медный робот трижды в день обегал вокруг острова и швырял обломки скал во вражеские корабли, приближавшиеся к побережью. Когда сарды вторглись на Крит и подожгли его, Талос бросился в огонь. Горя сам, он хватал своих врагов и заключал их в объятия, пока все они не превратились в пепел.

Однажды Гефест стал свидетелем ссоры между Герой и Зевсом и вступился за свою мать. Рассерженный Зевс снова сбросил его на остров Лемнос, сломав вторую ногу. С тех пор Гефест мог ходить, только опираясь на костыли. Однако руки его из-за этого стали еще сильнее, что было хорошо для работы.

29. Точка зрения

Если на всю историю человечества отвести одну неделю, то день будет равен 660 миллионам лет.

Представим же себе, что наша история начинается в понедельник. В 0 часов возникает огромный шар, Земля. В понедельник, вторник и утром следующего дня ничего не происходит. Лишь в полдень среды появляются первые формы жизни – бактерии.

 

Четверг, пятница и утро субботы – бактерии стремительно множатся и медленно развиваются.

В субботу, во второй половине дня, около 16 часов, появляются первые динозавры. Пять часов спустя их уже нет. Более мелкие и слабые животные беспорядочно распространяются по Земле, рождаются и исчезают. Остается лишь несколько видов, случайно выживших в череде природных катаклизмов.

Суббота, без трех минут полночь. Появляется человек. За четверть секунды до наступления полуночи возникают города. За сороковую долю секунды до полуночи человек сбрасывает первую атомную бомбу и взлетает с Земли, чтобы впервые ступить на Луну.

Нам кажется, что наша история длится невероятно долго. На самом деле мы, «новейшие мыслящие животные», появились лишь за сороковую долю секунды до окончания недели, в течение которой существует наша планета.

30. Сирены

«Сирены» означает «привязывающие веревкой», потому что считается, будто их пение способно привязывать, околдовывать мужчин. У дочерей речного божества Ахелоя и нимфы Каллиопы женские лицо, руки и грудь и длинный рыбий хвост. Такими сделала их Афродита, которая, согласно мифу, покарала их за то, что они не отдали свою девственность богу.

Очарованные волшебным пением сирен, мореплаватели сбивались с курса, терпели кораблекрушение, и сирены пожирали их тела. Сирен было много, но больше всех знаменита Парфенопа, которая, согласно легенде, была выброшена на берег Тирренского моря напротив Капри и основала Неаполь.

Для алхимиков сирены – это символ союза серы (рыба) и Меркурия, которые участвуют в создании великого произведения.

В сказке Андерсена «Русалочка» более прозаично рассказывается о том, как из любви к принцу сирена обменяла рыбий хвост на женские ноги, чтобы суметь танцевать. Это притча – ценой огромных страданий люди стремятся преодолеть животную стадию и стать прямоходящими.

31. Посейдон

Сын Кроноса и Реи, Посейдон («тот, кто поит»), был, как и братья, проглочен отцом после рождения, но Зевс вернул его к жизни. Посейдон был братом Зевса, и поэтому стал олимпийским богом и получил морское царство. Он повелевал волнами, вызывал бури, заставлял бить источники.

Плечом к плечу с Зевсом он бился с титанами и гигантами, обрушивая на них прибрежные скалы, которые дробил океанскими волнами.

Когда владыка Олимпа сверг Кроноса, он подарил Посейдону подводный дворец у побережья Беотии в Эгах. Но этого было мало, и бог морей ударил трезубцем в землю на афинском Акрополе. Там до сих пор бьет соленый источник. Афина, неблагоразумно поселившаяся поблизости, вызвала гнев Посейдона, который решил затопить город. Чтобы предотвратить бедствие, Афине и поклонявшимся ей женщинам пришлось уступить Посейдону и мужчинам. Афинянки города потеряли право голоса, а дети перестали носить их имена. Это не нравилось Афине, и царю Олимпа пришлось вмешаться, чтобы избежать войны между братом и сестрой.

Посейдон женился на нереиде Амфитрите, но у него было много романов с богинями и нимфами. Он вступился за Афродиту, которую застали в объятиях Ареса, и она родила ему двоих детей, Роду и Эрофила. С Геей (Землей) он зачал Антея, великана, жившего в пустыне Ливии и питавшегося там львами. Чтобы ускользнуть от бога морей, Деметра превратилась в кобылу, но Посейдон принял облик жеребца и настиг ее. Она родила от него коня Ариона, имевшего человеческие ноги и умевшего говорить.

Бог морей овладел и Медузой – прямо в храме Афины, – и богиня, чтобы покарать ее, взмахнула копьем и лишила ее красоты. Теперь вместо волос вокруг лица Медузы извивались змеи. Однако от союза Посейдона и Медузы родился крылатый конь Пегас. Посейдон породил еще множество ужасных детей, таких как Тритон – получеловек-полурыба, циклоп Полифем или великан Орион.

Посейдон всегда стремился расширить свои владения. Он вступил в заговор с Аполлоном против Зевса, который покарал их и в наказание приказал построить укрепления вокруг Трои, которой в то время правил царь Лаомедонт. Царь не заплатил богам обещанного, и Посейдон наслал на город морское чудовище, наводившее ужас на Трою.

32. Матрешки

Если бы электрон обладал сознанием, мог бы он догадаться, что включен в гораздо более крупное целое, чем атом? Мог бы атом понять, что он часть чего-то гораздо большего, молекулы? Могла бы молекула понять, что находится внутри чего-то гораздо большего – например, в зубе? А способен ли зуб предположить, что является частью человеческого рта? Тем более может ли электрон сознавать, что он – бесконечно малая часть человеческого тела?

Когда кто-то говорит, что верит в Бога, то это похоже на утверждение: «Я, маленький электрон, претендую на знание о молекуле». Если же кто-то говорит, что он атеист, это равнозначно заявлению: «Я, маленький электрон, уверен в том, что нет ничего выше и больше того, что мне известно».

 

Но что бы сказали и верующие, и атеисты, если бы знали, насколько все больше и сложнее, чем может представить их воображение? Насколько потрясен был бы электрон, если бы знал, что он является частью не только атомов, молекул, зубов, людей, но и что сами люди являются частью планеты, Солнечной системы, космоса и еще чего-то гораздо большего, для чего у нас пока нет названия. Мы – часть матрешки, масштабы которой превосходят наше понимание.

Поэтому я считаю себя вправе сказать, что изобретенная людьми концепция Бога – лишь ширма, которой они отгораживаются от того, что так трудно принять, – от бесконечной сложности того, что может находиться над ними.

33. Мистерии

Во многих мистических учениях есть тайное знание, к которому допускают лишь посвященных. Это тайное знание открывается в мистериях. Самые известные и самые древние западные мистерии – Элевсинские, относящиеся к VIII в. до н. э. Они включали в себя очищение водой, посты, заклинания, представления, изображавшие схождение мертвых в ад, их возвращение к свету и возрождение. В орфических мистериях, связанных с богом Дионисом, ритуал состоял из семи частей: 1. Осознание; 2. Принятие решения; 3. Принятие ритуальной пищи; 4. Сексуальное причастие; 5. Испытание; 6. Отождествление с Дионисом. И наконец, 7. Освобождение танцем.

Знаменитые египетские мистерии Изиды состояли из четырех испытаний, связанных с четырьмя стихиями. Во время испытания землей посвящаемый должен был один, имея в своем распоряжении только масляную лампу, пройти сквозь темный лабиринт, оканчивающийся пропастью, в которую необходимо было спуститься по лестнице. Во время испытания огнем он перешагивал через раскаленные докрасна металлические бруски, уложенные ромбами так, что оставалось место только для того, чтобы поставить ногу. Во время испытания водой нужно было ночью переплыть Нил, не выпуская из рук лампу. При испытании воздухом посвящаемый должен был пройти через пропасть по подъемному мосту, который рушился под ним.

Затем ему завязывали глаза и задавали вопросы. Потом снимали повязку и приказывали встать между двумя квадратными пилонами. Там он получал откровения о физике, медицине, анатомии и символике.

34. История кошек

Самые древние останки домашней кошки были обнаружены в одном из Иерихонских захоронений. Они относятся к неолиту, около 9000 лет до н. э. Египтяне почитали кошек как воплощение Баст, богини плодородия, исцеления, любовных наслаждений, танца и единомыслия.

Мумии умерших кошек хоронили на специальных кошачьих кладбищах. Убийство кошки в Древнем Египте каралось смертной казнью.

Кошки распространились по всему миру на торговых кораблях финикийцев и евреев, которые высоко ценили этих животных за то, что они ловили крыс. За 1000 лет до н. э. кошки попали в Китай. Китайцы верили, что они приносят удачу. В Европе кошки появились за 900 лет до н. э., в Индии – за 200. Корейский император Ичиджо подарил кошку японскому императору, открыв Японию для представителей семейства кошачьих.

Все эти кошки произошли от своих египетских прародителей. В каждой стране количество домашних кошек было относительно невелико, и неизбежное кровосмешение вызвало генетические изменения. Люди производили отбор кошек по тем признакам, которые их особенно интересовали, – форме тела, цвету шерсти или глаз, – создавая таким образом местные разновидности – в Персии появилась персидская кошка, в Турции – ангорская, в Таиланде – сиамская.

В Средние века католическая церковь считала, что кошки связаны с колдовством, и систематически их истребляла, так что кошки оказались на грани вымирания. С того же времени собака считается верным и послушным животным, а кошка – независимым и порочным.

Во время эпидемии черной оспы, свирепствовавшей в Европе в 1348 г., еврейские общины пострадали значительно меньше, чем остальное население. И сразу после окончания эпидемии началась волна погромов и резня в гетто.

Теперь известно, что чума меньше затронула еврейские кварталы, потому что их обитатели, как правило, держали кошек, которые истребляли крыс.

В 1665 г. в Лондоне разразилась ужасная эпидемия чумы после того, как там начали уничтожать кошек.

К 1790 г. кошек перестали считать пособницами дьявола. Тогда же в Европе прекратились эпидемии.

35. Страх

В 1949 г. Эгаш Муниш получил Нобелевскую премию за работы в области физиологии и медицины, связанные с лоботомией. Он обнаружил, что удаление префронтальной доли головного мозга лишает человека страха. Однако у этой доли есть особенная функция: она помогает нам представить возможные варианты развития событий. Это открытие позволило осознать, что наши страхи вызываются способностью мысленно отправляться в будущее. Благодаря этому мы предчувствуем возможные опасности и в конечном счете осознаем, что однажды умрем. Из этого Эгаш Муниш сделал вывод, что… не думать о будущем значит уменьшать свою тревогу.

36. Арес

Арес, сын Зевса и Геры, – это бог войны. Его имя означает «мужественный». Его атрибуты – копье, коршун и собака. Он олицетворяет дух битвы. Он смеется, летая над полем боя, и только на войне чувствует себя в своей стихии. Он известен своей вспыльчивостью и бешеным темпераментом и постоянно ссорится с другими богами. В Трое возмущенная Афина камнем сбила его с ног.

Арес далеко не всегда выходил из схватки победителем. Гиганты, сыновья Посейдона, от которых он хотел защитить Артемиду и Геру, захватили его в плен и тринадцать месяцев держали в медной амфоре. Потребовалось вмешательство Гермеса, чтобы освободить его.

 

Бог войны Арес неравнодушен и к любовным приключениям, которые обычно плохо заканчиваются. Когда Афродита соблазнила его, ее супруг Гефест поймал любовников, накинув металлическую сеть на их ложе. Другие боги собрались, чтобы посмеяться над незадачливой парой, и Аресу пришлось поклясться, что он искупит свою вину. Однако от его союза с Афродитой родилась дочь Гармония, будущая супруга царя Кадма, основателя города Фивы. Афродита постоянно ревновала Ареса. Однажды она застала его на ложе с Эос, богиней зари, и в наказание внушила ей неразборчивую страсть к смертным юношам.

С одной из сирен Арес породил Диомеда, будущего царя фракийцев, печально знаменитого тем, что он кормил своих лошадей мясом странников, державших путь через его царство. Нимфа Аглавра родила ему дочь Алкиппу, которую похитил один из сыновей Посейдона. Арес убил обидчика.

Тогда на Олимпе состоялся первый суд. Посейдон обвинил Ареса в преднамеренном убийстве, но Арес так ловко защищался, что боги простили его.

Арес не был популярен у древних греков, которые предпочитали более мирных богов. Особенно их пугали его сыновья – Деймос (ужас) и Фобос (страх), которые повсюду сопровождали отца.

Римляне отождествили Ареса с богом Марсом. Египетский бог Анур во многом похож на Ареса.

37. Насилие

До прибытия переселенцев с Запада североамериканские индейцы жили в обществе, основанном на принципе умеренности. Насилие, конечно, существовало, но имело ритуальный характер. У индейцев не было чрезмерной рождаемости и, как следствие, войн, связанных с перенаселением. Внутри племени насилие служило поводом проявить храбрость, терпя боль или справляясь с безвыходной ситуацией.

Межплеменные конфликты возникали в основном из-за дележа охотничьих территорий и редко перерастали в массовые убийства и резню. Достаточно было показать, что ты мог бы зайти дальше, если бы захотел. Но совершение собственно насилия считалось бессмысленным.

Очень долго индейцы боролись с завоевателями, всего лишь стукая их по плечу копьем в знак того, что могли бы пронзить им чужака, если бы захотели. Те отвечали им огнестрельным оружием. Ведь для того, чтобы не переходить к насилию, нужно быть по меньшей мере богом.

38. «142 857»

Приведем загадочное число, с которым связано немало историй. Начнем с умножения и посмотрим, что будет.

142 857 × 1 = 142 857

142 857 × 2 = 285 714

142 857 × 3 = 428 571

142 857 × 4 = 571 428

142 857 × 5 = 714 285

142 857 × 6 = 857 142

Одни и те же цифры меняют свое положение, движутся, как лента.

А 142 857 × 7?

999 999!

Если сложить 142 и 857, получится 999.

14 + 28 + 57 = 99

142 857 в квадрате дает 20 408 122 449; 20 408 и 122 449 – две части этого числа. Если их сложить, получится… 142 857.

39. Гермес

Зевс силой овладел Майей, дочерью титана Атланта, и она родила Гермеса, которого римляне называют Меркурием. Его имя означает «каменный столб», по-гречески – герма.

Родив Гермеса, мать положила его в корзину, но лишь только она отвернулась, он тут же сделал лиру из панциря черепахи и телячьих кишок и усыпил ее музыкой.

Гермес вырос и отправился на поиски приключений. Благодаря своим воровским талантам он украл у Посейдона трезубец, у Ареса – меч, у Афродиты – пояс. Кроме того, он присвоил принадлежавших Аполлону пятьдесят белых коров с золотыми рогами.

Игрой на лире он привлек внимание Аполлона, который согласился отдать Гермесу свой скот в обмен на этот семиструнный музыкальный инструмент.

У Пана, бога пастухов из Аркадии, Гермес выменял на свирель его посох с тремя белыми ленточками.

Когда Аполлон привел Гермеса к Зевсу, тот поразил отца своими ораторскими способностями и был назначен посланцем богов-олимпийцев в обмен на обещание никогда больше не врать. Но хитрец изрек: «Я никогда не скажу неправды, но иногда я не буду говорить всей правды».

Он носил круглую шляпу, символизирующую облака над горами, и золотые сандалии с крыльями, благодаря которым он был таким же быстрым, как ветер. Пастуший посох означал его власть над дорогами, перекрестками, кораблями, а также рынками. Гермес был также покровителем путешественников (в том числе отвечал за переход душ в царство мертвых), помогал при заключении сделок и защите частной собственности. Как ни странно, но в то же время Гермес был покровителем плутовства и воровства. Фрии, крылатые нимфы, живущие на Парнасе, научили его предсказывать будущее.

Согласно легенде, Гермес придумал алфавит, взяв пять гласных звуков, созданных парками, и одиннадцать согласных Паламеда. Он же изобрел клинопись, наблюдая за летящим журавлиным клином. Позже жрецы культа Аполлона добавили в алфавит другие согласные и гласные, например длинное «о» и короткое «е», – так, чтобы у каждой из струн лиры Гермеса была своя гласная.

Позднее Гермес, бог всего, что перемещается и движется, стал также богом фокусников, комедиантов и воров.

В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости.

40. Яхвистская революция

 

6000 лет назад в Синайской пустыне жил малоизвестный народ – кениты. Они изобрели металлургию, и в частности медь. Это была величайшая революция, поскольку для очистки металла были нужны печи с высокой температурой, которые кениты раздували с помощью мехов. Таким образом им удавалось создавать в печи температуру выше 1000 °C, необходимую для плавки металла. Научившись получать высокие температуры, кениты стали делать стекло и эмаль.

Кениты обожествляли гору Синай и поклонялись Яхве, Дыханию.

Перейдя от камня (ithos) к меди (chalcos) и открыв для себя производство металла, яхвисты совершили революцию бронзового века. Плавление металла является первым актом тотального изменения материи человеком.

Из Синая кениты двинулись по Средиземноморскому побережью и основали порт Тир, чтобы оттуда плавать на Кипр (называвшийся тогда «Кипрос», «Купрос», что дало название меди – cuprum) за драгоценной рудой. Они также основали Сидон (современная Сайда) и таким образом положили начало цивилизации, гораздо позже названной «финикийской».

Поклонники Яхве из меди делали не оружие, а загадочные предметы явно культового назначения. Они напоминали бильбоке и были выполнены невероятно искусно. Профессор Жерар Амзаллаг, долгое время изучавший кенитов, считает, что их бог не был властным или жестоким, он был скорее богом-«катализатором», наполнявшим свои творения силой и проявлявшим их сущность своим «дыханием». Yahuwa обозначало у кенитов шум кузнечных мехов. Гораздо позже упоминание о том, что Бог вдыхает жизнь в свои создания, появилось в Библии, где говорится, что человек был создан из земли (Adama) и божественного дуновения.

41. Муравьи

Муравьи существуют на Земле сто миллионов лет, люди – максимум три миллиона. На протяжении ста миллионов лет муравьи строят все более крупные города, в некоторых муравейниках, воздвигнутых ими, живут десятки миллионов особей.

Но если внимательно изучить, как устроена их жизнь, многое покажется нам довольно необычным. Во-первых, большинство муравьев не имеет пола. Размножается лишь ничтожно малая часть населения: принцессы и принцы. Последние умирают от удовольствия во время полового акта, и зачастую во всем муравейнике нет ни одного самца. Вскоре остается лишь одна матка, которая откладывает яйца. Постоянно получая информацию о потребностях муравейника, она поставляет необходимое количество именно тех особей, которые нужны ее обществу. Таким образом, каждый муравей рождается с заранее определенной функцией. В муравейнике нет безработицы, нищеты, частной собственности, полиции. Нет ни иерархии, ни политической власти. Это республика идей. Каждый, независимо от возраста и функций, может предложить свою идею всему муравейнику. Отношение сообщества к муравью зависит от качества предложенных им идей и качества доставленной информации.

Муравьи занимаются сельским хозяйством. Прямо в муравейнике они выращивают грибы. Более того, они разводят других насекомых: пасут стада тлей на розовых кустах. Они изготавливают орудия труда, например челноки, при помощи которых сшивают листья. У муравьев есть некоторые представления о химии, поскольку они используют слюну в качестве антибиотика для лечения личинок и кислоту – для нападения на врагов.

Муравейник – это сложное архитектурное сооружение: в нем есть солярии, продовольственные склады, грибные плантации, королевская ложа.

Однако неверно было бы думать, что в муравьином городе все работают. На самом деле треть населения бездельничает, спит или гуляет. Еще треть совершает бессмысленные действия, которые иногда мешают другим: например, прокладывает туннель, из-за которого может обрушиться другой. Последняя треть исправляет ошибки, совершенные другими, занимается строительством и управляет городом. И это работает!

У муравьев бывают войны, но сражаться должны не все. Зато все должны заботиться о коллективном благополучии муравейника. Это важнее, чем личные интересы. Когда ресурсы в окрестностях исчерпаны, муравейник перемещается весь, целиком. Жители мигрируют и заново строят его в другом месте. Таким образом поддерживается равновесие между муравейником и природой, поскольку муравьи ничего не разрушают, а, напротив, способствуют аэрации почвы и циркуляции пыльцы.

Муравьи – пример успешного общественного животного. Они колонизировали практически все природные зоны, от пустыни до Северного полюса. Они выжили после ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Они функционируют, не стесняя друг друга, и находятся в прекрасном симбиозе с планетой.

42. Иерархия у крыс

Был проведен эксперимент с крысами.

Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси поместил шесть крыс в клетку, чтобы изучить их способности к плаванию. Из клетки был только один выход – в бассейн. Чтобы добраться до кормушки, нужно было его переплыть. Вскоре выяснилось, что не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два раба, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.

Два раба плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не бросали добычу. Рабы получали свою порцию, только накормив хозяев. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.

Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. Козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто подбирал крошки, рассыпавшиеся во время драки. Такая же структура группы – два раба, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения – возникала во время эксперимента во всех двадцати клетках.

 

Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два раба, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью рабами, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат.

Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не рабы, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться.

43. Поколения людей

Было несколько поколений богов. И пять поколений людей. Первые люди произошли от Геи, богини-Земли, когда миром правил Кронос. Они были счастливы и безмятежны. Земля снабжала их всем необходимым, люди не знали ни работы, ни болезней, ни старости, а их смерть была похожа на сон. Символом этого периода является девственница в венке из цветов, с рогом изобилия в руках. Рядом с ней рой пчел вьется вокруг оливы, дерева мира. Это были люди золотого века. Золото ассоциировалось с солнцем, огнем, светом и мужским началом.

Затем наступил серебряный век. Боги-олимпийцы создали людей серебряного века после низвержения Кроноса, который стал жить в Италии и обучать людей сельскому хозяйству. Эти люди были злы и эгоистичны, они не любили богов. Символом этой эпохи стала женщина с плугом и снопом пшеницы. Серебро связано с луной, холодом, плодоношением и женским началом.

Зевс уничтожил людей серебряного века и создал новое поколение.

В бронзовом веке люди были распущенны, несправедливы и жестоки. Они были воинственны и сами истребили друг друга. Символом бронзового века является прекрасная женщина в шлеме и со щитом. Кстати, из бронзы делали жертвенные колокольчики.

Затем Прометей создал людей железного века. Они получились еще хуже. Эти люди беспрестанно строили козни, дрались и убивали друг друга. Они были мелочны и жадны. Они больше не возделывали поля, и Земля перестала плодоносить. Железный век символизирует грозная женщина в шлеме, украшенном головой волка, с мечом в одной руке и щитом – в другой.

Тогда Зевс решил уничтожить все человечество, за исключением двух праведников: Девкалиона, сына Прометея и Пандоры, и Пирры, дочери Эпиметея. Он наслал на землю потоп. Девять дней и ночей Девкалион и Пирра жили в ковчеге, а когда вода схлынула, они вышли и бросили за собой камни, из которых родилась пятая раса. Среди их отпрысков Эллин – родоначальник эллинов, Дорос – родоначальник дорийцев, и Ахей – родоначальник ахейцев.

44. Священная гора

Возвышаясь над миром смертных, гора символизирует встречу Неба и Земли. Шумеры считают, что на вершине священной горы, которую изображают в виде треугольника, возникло мировое яйцо, из которого произошли 10 000 первых существ. Иудаисты верят, что Моисей получил десять божественных заповедей на горе Синай.

Для японцев восхождение на Фудзияму само по себе является мистическим опытом, требующим предварительного очищения. Мексиканцы думают, что бог дождя Тлалок живет на горе Истаксиуатль. Для индусов гора Меру – центр всех материальных и духовных вселенных, а китайцы полагают, что пуп Вселенной находится на горе Куньлунь, и представляют его в виде девятиярусной пагоды, каждый ярус которой – ступень, ведущая к выходу за пределы мира. Греки почитают Олимп, жилище богов, персы – гору Альборж, мусульмане – гору Каф, кельты – Белую гору, тибетцы – гору Потала. В даосизме упоминается гора в центре мира, на ней обитают бессмертные, а вокруг вращаются солнце и луна. На ее вершине находятся сады Владычицы Запада. Там растет персиковое дерево, плоды которого дарят бессмертие.

45. Левиафан

В финикийской мифологии Левиафан – это большой кит, покрытый сверкающей чешуей, или гигантский морской крокодил тридцати метров в длину. У него такая толстая кожа, что ее нельзя пробить гарпуном. Он изрыгает пламя изо рта и дым из ноздрей, его глаза светятся изнутри, а море вокруг него вскипает, когда он поднимается на поверхность. Его породил мифический змей Лотан, противник ханаанского бога Эл.

Согласно легенде, Левиафан иногда пожирает солнце, и тогда происходят солнечные затмения. Миф о Левиафане можно найти в Новом и Ветхом Завете, псалмах царя Соломона, книге Иова и Откровении Иоанна Богослова.

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана?..»

«Волны дрожат перед его величием, воды отступают, железо для него, как солома, бронза, как трухлявое дерево, он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь, никому на Земле не обуздать его» (Книга Иова, 4, 41).

Левиафан олицетворяет первобытные разрушительные силы водной стихии. Похожие на него чудовища есть в египетских, индейских и вавилонских мифах. Однако, судя по всему, выдумали его финикийцы, чтобы сохранить свое превосходство на море. Страх, который все испытывали перед Левиафаном, помог им сократить число конкурентов на торговых морских путях. Мясо Левиафана и двух других чудовищ станет пищей на пиру праведников после Страшного суда.

 

46. Деметра

Деметра означает «мать ячменя». Дочь Кроноса и Реи, Деметра – богиня земли, пшеницы и полбы. Ее волосы цвета спелой пшеницы. Она возбуждала страсть в богах, все они пытались ее соблазнить, но никому это не удалось. Чтобы укрыться от назойливого Посейдона, она превратилась в кобылу, но он настиг ее, приняв облик жеребца. От этого союза родился говорящий конь Арион с человеческими ногами. Деметра снова скрылась, но теперь ее стал преследовать Зевс в облике быка. От их союза родилась Персефона. Однажды девушка любовалась нарциссами на лугах Вечной весны, как вдруг земля разверзлась и ее дядя Аид, властитель ада и царства мертвых, появился на черной колеснице, запряженной двумя конями. Он давно выслеживал красавицу и теперь похитил и увез в подземное царство.

Девять дней и ночей Деметра искала дочь по всему свету. На десятый день бог солнца Гелиос открыл ей имя похитителя. Возмущенная мать отказалась возвращаться на Олимп до тех пор, пока ее дочь будет в плену у Аида, и нашла убежище в доме элевсинского царя.

Земля, покинутая богиней плодородия, стала засыхать. Деревья перестали плодоносить, травы высохли. Зевс приказал Гермесу спуститься в подземное царство за Персефоной, но Аид отказался отпустить ее. Персефона не могла вернуться к живым, поскольку вкусила пищи в царстве смерти.

Боги согласились на компромисс. Полгода Персефона будет жить с матерью, а полгода – с Аидом. Весну и лето она проводила с Деметрой, а осень и зиму – с повелителем царства мертвых. Этот миф в символической форме рассказывает о жизненном цикле растений – зерно сначала лежит в земле и только потом прорастает.

Однажды, чтобы отблагодарить элевсинского царя за то, что он дал ей убежище, богиня решила сделать бессмертным его сына Демофонта. Для того чтобы «забрать его человечность», она натирала мальчика амброзией и закаляла над огнем. Царица Метанира однажды увидела это и закричала. Деметра уронила малыша в пламя, и он погиб. Чтобы утешить мать, она вручила другому ее сыну пшеничный колос, научила возделывать землю и печь хлеб и послала его передать эти знания всем жителям Греции.

47. Календарь

Первые календари – вавилонский, египетский, еврейский и греческий – были лунными. Это связано в первую очередь с тем, что лунные циклы проще наблюдать, чем солнечные. Но добиться того, чтобы эти календари сохраняли точность на протяжении долгого времени, было очень трудно.

Египтяне первыми отказались от идеи использовать лунные месяцы как основу календаря. Они установили длительность месяца в 30 дней, а года – 12 месяцев, или 360 дней. Но такой год оказался слишком коротким, и тогда каждый год по окончании последнего, двенадцатого месяца они стали добавлять по 5 дней.

Изначально древнееврейский календарь также был лунным, но в более позднее время стал солнечным. Царь Соломон назначил двенадцать управляющих Израилем, и «каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году». Год начинался в месяц, когда созревал ячмень. Каждые три года обнаруживалась нехватка одного месяца. Ее восполняли, продлевая год по приказу царя еще на один месяц.

Современный мусульманский календарь отказался от обычая прибавлять месяцы. Он основывается на принципе лунного года, состоящего из 12 месяцев по 29 и 30 дней.

В календаре майя было 18 месяцев по 20 дней, к ним добавляли дополнительные месяцы, состоявшие всего из 5 дней, и эти дни считались неблагоприятными. На основе всех известных им землетрясений майя высчитали день, когда мир будет разрушен гигантским землетрясением.

Традиционный японский календарь включает в себя цикл из 19 лет: 12 лет по 12 лунных месяцев, состоящих из 30 дней, и 7 високосных лет по 13 месяцев. Эта система оказалась самой эффективной и позволила без ошибки подсчитывать дни на протяжении двух тысячелетий.

48. Погребальные ритуалы

Первые погребальные ритуалы появились вместе с современным человеком – Homo sapiens, приблизительно 120 тысяч лет назад. Самые ранние захоронения были обнаружены в Израиле, на горе Кафзех недалеко от побережья Мертвого моря. Археологи нашли останки скелетов и предметы, предположительно принадлежавшие усопшим.

С возникновением культуры погребения зарождаются представления о том, что будет после смерти, появляются понятия рая и ада, суда над прошлой жизнью и вслед за ними – религия. Пока люди просто выбрасывали трупы своих соплеменников, смерть была завершением всего на свете. Когда же человек стал совершать ритуалы над умершими, появилась не только духовность, но и вымысел, заработало воображение.

49. Опыт с шимпанзе

Пять шимпанзе сидят в пустой комнате, посреди которой стоит лестница. Наверху лестницы лежит банан.

 

Первая обезьяна замечает банан и лезет за ним, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка обрушивается струя ледяной воды и сбивает ее вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает струя, и они отказываются от попыток достать банан.

Воду выключают, а вместо одной вымокшей обезьяны подсаживают другую, сухую. Едва она входит в помещение, как другие обезьяны начинают делать все, чтобы не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, что происходит. Она видит только, что сородичи мешают ей завладеть лакомством. Она пытается прорваться силой, дерется. Но она одна, и четыре другие обезьяны берут верх.

Из комнаты забирают еще одну промокшую обезьяну и впускают еще одну сухую. Как только она появляется, предшественница, решив, что новичков нужно встречать именно так, набрасывается на нее и колотит, так что та даже не успевает заметить лестницу и банан. Она уже вне игры.

Затем и остальных вымокших обезьян по очереди заменяют сухими. И каждый раз новичка колотят, как только он оказывается в комнате.

С каждым разом прием, оказанный пришельцу, становится все более суровым. Обезьяны скопом набрасываются на вошедшего, будто стараются усовершенствовать ритуал встречи новичка.

Итак, банан все еще лежит на лестнице, но пять сухих обезьян, обалдев от постоянных драк, даже не думают добраться до него. Теперь их единственная забота – следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы тут же напасть на нее.

Этот опыт был проведен с целью изучения группового поведения людей на предприятии.

50. Память побежденных

Мы знаем прошлое лишь в интерпретации победителей. О Трое нам известно только то, что рассказывают греческие историки. О Карфагене мы тоже узнаем от греков. О галлах – из воспоминаний Юлия Цезаря. Об ацтеках и инках известно по рассказам конкистадоров и миссионеров, приехавших силой обращать их в свою веру.

О достоинствах побежденных говорится редко и лишь для того, чтобы возвеличить тех, кто сумел их уничтожить.

Кто осмелится говорить о «памяти побежденных»? Исторические книги приучают думать, что если цивилизация исчезла, значит, согласно Дарвину, она была плохо приспособлена. Но, внимательно изучая события, понимаешь, что, как правило, наиболее цивилизованные погибали от рук тех, кто был наиболее жесток. Единственный «дефект» приспособленности погибших цивилизаций заключался в том, что они верили: Карфаген – в соблюдение мирного договора, Троя – в искренность подарка (о, похвала хитрости Одиссея – вероломству, которое привезло к резне под покровом ночи!..).

Хуже всего то, что победители не только уничтожают летописи и материальную культуру своих жертв, но и порочат их память. Чтобы оправдать вторжение на Крит и разрушение великолепной минойской культуры, греки выдумали миф о Тезее, победившем чудовище с головой быка, которое пожирало девственниц. Римляне утверждали, что карфагеняне приносят человеческие жертвы богу Молоху, что, как теперь известно, было совершенно не так.

Кто осмелится когда-нибудь сказать о величии побежденных? Только боги, которым известны красота и хрупкость цивилизаций, уничтоженных огнем и мечом…

51. Нострадамус

Мишель де Нотрдам, которого называют Нострадамусом, родился в 1503 г. в Сен-Реми-де-Прованс. С юности он увлекался математикой, алхимией и астрологией, но инквизиция всю жизнь преследовала его за то, что он был евреем, и всю жизнь он был вынужден скитаться. Блестяще окончив обучение в университете Монпелье, он стал врачом и в 1525 г. начал странствовать по Европе и бороться с эпидемиями чумы. Он изобрел собственный подход к лечению болезней, значительно отличавшийся от принятого в ту эпоху. Нострадамус не делал кровопусканий. Настаивал на первостепенном значении соблюдения правил санитарии и гигиены. Ввел в обиход бумажный конус, которым следовало защищать нос от миазмов. Осматривая пациента, он клал под язык таблетку из лепестков розы, которая защищала его от зараженного инфекцией дыхания больного.

В это же время он написал трактат о приготовлении конфитюров и изобрел духи на основе сандала и кедра.

В 1537 г. Нострадамус считался лучшим врачом Европы, но, борясь с эпидемиями, он подверг опасности собственную семью. Его жена и дети умерли от чумы.

Тяжело пережив это событие, Нострадамус начинает свой духовный путь. На Сицилии суфии открывают ему секреты священного транса. Употребление мускатного ореха позволяет выйти за пределы сознания. Нострадамус погружается в медитации и смотрит на пламя свечи или в воду, налитую в медный таз, стоящий на треножнике, подпорки которого образуют углы, равные углам пирамиды Хеопса. Так он прозревает судьбы человечества.

Нострадамус мог медитировать всю ночь, а наутро записывал знаменитые катрены, из которых потом и сложилась книга его предсказаний – «Центурии» («Столетия»).

Эти катрены иногда кажутся невразумительными, но многие видят в них предсказания о пришествии к власти императора Наполеона Бонапарта и Франко, Третий рейх, атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки.

Основываясь на его предсказаниях, Джин Диксон с 1956 г. пыталась предупредить Джона Фитцджералда Кеннеди о нависшей над ним смертельной угрозе.

 

Нострадамус предсказывал появление первых признаков глобальных политических и климатических изменений, а также сближение Америки и России перед лицом растущей угрозы, исходящей с Ближнего Востока. Это должно было произойти примерно в 2000 г.

Кроме того, прорицатель предсказал природные катаклизмы, торнадо и землетрясения, означающие, что Земля разгневана на разрушающих ее людей. В письме королю Франции Генриху II Нострадамус сообщает, что в 2250 г. человечество ждут радикальные изменения. Он считает, что в 3797 г. Земля исчезнет из-за сильного повышения температуры, которое будет сопровождаться падением огромных метеоритов, обломков взорвавшейся планеты Меркурий. Это вызовет наводнение, которое затопит всю Землю.

Однако к тому времени, уверял медик из Сен-Реми-де-Прованс, человек покинет Землю, освоит другие планеты Солнечной системы и создаст там новые цивилизации. Нострадамус предсказал будущее до 6000 г. Короли и принцы всей Европы принимали прорицателя. Королева Екатерина Медичи, мать Генриха III, восхищалась им. В июне 1566 г., уставший от жизни, Нострадамус позвал своего секретаря и друга Жана де Шавиньи и сделал последнее предсказание: «Завтра я умру». Так и случилось. Согласно завещанию, он был похоронен стоя – в стене церкви в прованском городе Салон: «Чтобы трусливые глупцы не топтали мою могилу».

52. Атлантида

Миф об Атлантиде дошел до нас благодаря двум произведениям древнегреческого философа Платона – «Тимей, или О природе» и «Критий, или Атлантида», написанных около 400 г. до н. э.

Однако в этих текстах делаются ссылки на произведения Солона, который, по словам Платона, узнал об этом от египетских жрецов.

В «Тимее» Платон говорит, что загадочный остров находится за Геркулесовыми столпами (так в древности называли Гибралтарский пролив), то есть в Атлантическом океане между Португалией и Марокко. Он также упоминает столицу Атлантис, выстроенную в форме круга диаметром в сто стадий, то есть примерно в двадцать километров. Город был разделен на несколько концентрических кругов.

Согласно Платону, там жили бог морей Посейдон и смертная Клито. Они произвели на свет пять пар близнецов, которые стали десятью царями Атлантиды и правили каждый десятой частью острова. Платон оценивает его общую площадь примерно в два миллиона квадратных километров, это почти треть Австралии.

По словам Платона, атланты были намного выше, чем другие люди их времени, и были сильным и мудрым народом. Они создали систему управления, основанную на выборных органах, которой мы пользуемся и в наши дни. Они владели удивительными знаниями и умениями. Например, лечили больных и ускоряли рост растений при помощи излучателей магической силы («врила») – медных цилиндров, обтянутых кожей, с кристаллом кварца на конце.

Платон считает, что Атлантида исчезла за 9000 лет до написания «Крития», то есть за 11 000 лет до н. э.

В египетских папирусах этот остров называется Ха мем Пта. О нем упоминается и в текстах африканского народа йоруба. Все описывают это место как идеальный город, потерянный рай.

Персидское слово «парадиз», рай, означает «сад». Его происхождение, возможно, также связано с Атлантидой. Упоминание о таинственном острове-горе, населенном людьми со сверхъестественными способностями к врачеванию, можно найти и в китайской мифологии. Китайцы считают, что «остров вечной юности» Куньлунь находится по ту сторону океана.

53. Зодиак

Круг зодиака не соответствует ни одному из известных науке астрономических явлений. Он был составлен в те времена, когда в большинстве культур Земля считалась центром мироздания. Глядя на светящуюся точку в небе, наблюдатель не знал, что именно он видит – звезду, планету или галактику. Люди не могли измерить расстояние ни до маленькой звездочки, которая казалась такой близкой, ни до огромной далекой звезды.

Однако расположенные по кругу двенадцать символов встречаются в Вавилоне («Дом Луны»), Египте, Израиле, Персии, у греков («Колесо жизни»), в Индии («Колесо Павлина»), на Тибете, в Китае («Круг Животных»), у финикийцев («Пояс Иштар»), в Северной и Южной Америке, в Скандинавских странах и даже в раннем христианстве (вместо двенадцати знаков зодиака – двенадцать апостолов).

Такие ученые, как Иоганн Кеплер, основатель современной астрономии, и даже Ньютон, ссылались на зодиакальный круг, составляя гороскопы и изучая положение звезд в момент рождения человека. Зодиак имеет не только магическое значение, он символизирует эволюцию, представляет собой алхимическую картину развития мира.

Первый знак – Овен. Это первопричина, созидание. Энергия Большого взрыва, которая сгущается и увлекает за собой другие силы.

За ним следуют:

2. Телец – символ мощи, которая возникла в результате импульса, полученного от Овна.

3. Близнецы – разделение силы на два потока, возникновение полярности, духа и материи.

4. Рак – появление жидкой стихии, воды, в которую Мать помещает яйца.

5. Лев – возникновение жизни из яйца, появление силы, энергии, движения, тепла.

6. Дева – очищение и превращение грубой первичной материи в тонкую материю.

7. Весы – равновесие, гармония между противоборствующими силами.

8. Скорпион – брожение и распад, разрушение, за которым следует возрождение.

 

9. Стрелец – декантация, сцеживание.

10. Козерог – подъем.

11. Водолей – осознание.

12. Рыбы – переход от «Верхних Вод» духовности к «Нижним Водам», предшествующим приходу Рака.

Согласно расчетам астрологов, в 2000 г. н. э. мы покидаем эру Рыб и входим в эру Водолея.

54. Афродита

Ее имя означает «вышедшая из морской пены». Согласно мифу, Афродита была зачата из семени полового органа Урана, отсеченного Кроносом и брошенного в море. Из крови, спермы и соленой воды возникла пена (Афро), которую волны на крыльях ветра Эфира принесли к острову Кипр, и там из этой пены появилась совершенная женщина. Ее встретили оры и вместе с любовью (Эрос) и желанием (Химерос) привели к богам Олимпа. Красота и грация Афродиты покорили богов и вызвали ревность богинь. Зевс сделал ее своей приемной дочерью.

Афродита выбрала самого некрасивого из богов – Гефеста, хромого кузнеца – и вышла за него замуж. Он сделал ей волшебный пояс, заставлявший сходить с ума от любви любого, кто приближался к его владельцу. У Афродиты родилось трое детей – Фобос, Деймос и Гармония, настоящим отцом которых был, однако, не хромой Гефест, а красавец Арес, бог войны, с которым богиня вступила в тайную связь. Бог солнца Гелиос однажды застал любовников на супружеском ложе Гефеста. Он выдал их обманутому мужу, который выковал из бронзы охотничью сеть, поймал любовников и стал унижать их перед другими богами.

Арес, освобожденный Гефестом по просьбе Посейдона, отправился во Фракию, а Афродита – на остров Пафос, чтобы в море вновь обрести девственность. Гефест хотел развестись с Афродитой, но слишком любил неверную, чтобы расстаться с ней навсегда. Отомстив любовникам, он навредил самому себе: боги-олимпийцы увидели попавшую в сеть Афродиту обнаженной и воспылали к ней страстью. Все они пытались соблазнить ее, и большинству это удалось.

Афродита уступила ухаживаниям Гермеса и родила от него Гермафродита, обоеполого юношу, в имени которого соединены имена его родителей.

После Гермеса Афродита разделила ложе с Посейдоном. От Диониса она родила Приапа, обладавшего неестественно большим половым органом. Своим уродством он обязан Гере, которая таким образом осудила легкомысленное поведение богини любви.

Афродита также любила Кинира, царя Кипра, который ввел ее почитание на своем острове.

Скульптор Пигмалион влюбился в нее, сделал из слоновой кости ее статую, клал на свое ложе и умолял богиню прийти к нему. Афродита согласилась, вошла в статую и вдохнула в нее жизнь. Так была создана Галатея.

Не остановившись на этом, Афродита похитила Фаэтона (его имя означает «блистающий»). Он был еще очень юн, но богиня занималась с ним любовью и сделала стражем своего храма.

Среди любовников Афродиты был и Адонис, красивый пастух, отцом которого был ее бывший любовник Кинир. Однако Арес, все еще влюбленный в богиню и мучимый ревностью, наслал на юношу дикого кабана, растерзавшего его на глазах возлюбленной. Из крови Адониса вырос цветок анемон.

Атрибутами Афродиты являются мирты, розы, фрукты с зернышками – яблоки и гранаты, считающиеся символами плодородия. На Олимпе ее сопровождают нимфы, хариты, оры, бог Эрот, тритоны и нереиды. На земле ее любимыми животными являются лебедь и голубка, а также козел и заяц за их плодовитость.

Храмы Афродиты, как правило, пирамидальной или конической формы, напоминающей муравейники. В Египте ее почитали под именем Хатор в Афродитополисе, расположенном недалеко от Мемфиса. В Финикии Афродиту отождествляли с богиней любви Астартой, хотя на самом деле именно Астарта навела греков на мысль об Афродите. В Риме ее почитали как Венеру и позднее назвали ее именем планету.

55. Амазонки

Согласно историку Диодору Сицилийскому, племя женщин, жившее на западе Северной Африки, совершавшее военные походы в Египет и Малую Азию. В греческой мифологии также упоминается племя женщин («а-мазос» означает «лишенная одной груди», поскольку они ампутировали правую грудь, чтобы лучше стрелять из лука), жившее на берегах реки Фермодон, на территории современного Кавказа. Они вступали с мужчинами в кратковременную связь лишь с целью продолжения рода. По словам историка, у этих женщин не было ни стыда, ни чувства справедливости. Преемственность у них осуществлялась по женской линии. Если у амазонок рождались мальчики, то они обращали их в рабство. Они были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками, а также небольшими щитами в форме полумесяца. Царица амазонок Лисиппа нападала на племена, жившие на берегах реки Танаис. Она так ненавидела брак и любила войну, что Афродита в отместку заставила ее сына влюбиться в мать. Не желая совершить инцест, юноша бросился в реку и утонул. Чтобы избежать упреков его призрака, Лисиппа привела своих дочерей на берег Черного моря, и каждая из них основала город – Эфес, Смирну, Кирену и Мирину. Их потомки, царицы Марпесия, Лампето и Ипполита, расширили свое влияние до Фракии и Фригии. Когда одна из амазонок, Антиопа, была похищена Тесеем, амазонки напали на Грецию и осадили Афины. Царь Тесей не мог победить их и был вынужден призвать на помощь Геракла. Битва с амазонками стала одним из двенадцати подвигов Геракла.

Во время Троянской войны по призыву их царицы Пентесилеи амазонки пришли на помощь троянцам в борьбе против греческих захватчиков. Пентесилея погибла в поединке с Ахиллом, но ее последний взгляд заставил его навсегда полюбить свою жертву.

Есть свидетельства существования исключительно женских формирований в элитных частях киммерийских и скифских войск. Римлянам также приходилось осаждать женские поселения. Так, например, они сражались с намнетами, жившими на острове Сен, или самнитами, селившимися недалеко от Везувия.

До наших дней на севере Ирана существуют деревни, населенные преимущественно женщинами, которые считают себя потомками амазонок.

56. Самоограничение блох

Блох сажают в банку, причем банку выбирают такой высоты, чтобы блохи могли из нее выпрыгнуть. Затем банку накрывают стеклянной пластинкой.

 

Сперва блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинять себе вреда, они начинают прыгать так, что не ударяются о крышку. Через час уже ни одна блоха не бьется о стекло. Все они уменьшили высоту прыжка, чтобы не долетать до потолка.

Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, словно банка все еще закрыта.

57. Догоны

В 1947 г. французский этнолог Марсель Гриоль изучал племя численностью 300 тысяч человек, живущее в Мали. Люди, называвшие себя догонами, жили вокруг уступа Бандиагара в 100 километрах от города Мопти.

После собрания старейшин они соглашаются открыть Гриолю свои секреты и представляют его слепому старику Оготеммели, хранителю священной пещеры догонов.

Они разговаривали тридцать два дня. Оготеммели рассказывал Гриолю о космогонии догонов и показывал выгравированные на камне рисунки и карты звездного неба.

Согласно догонской мифологии, создатель мира Амма был гончаром. Он взял кусок глины и слепил яйцо. Это было пространством-временем, в которое Амма поместил восемь зерен, породивших Реальность. Затем Амма создал номмов, людей-рыб, которые стали его представителями, – четверых номмов-мужчин и четырех женщин. Первый номмо управляет небом и грозой. Ему помогает второй номмо-посланник Третий номмо управляет водами. Последний номмо, Йуругу, восстал против своего создателя, потому что не получил ту женщину, которую хотел. За это Амма изгнал его из первородного яйца. Но Йуругу оторвал кусок яйца из него и появилась Земля. Йуругу надеется найти свою спутницу на этой планете, но она суха и бесплодна. Поэтому Йуругу возвращается в первородное яйцо и делает из плаценты женщину Йазиги которая становится его женой. Однако раздосадованный Амма превращает Йазиги в огонь, из которого появляется Солнце. Йуругу не опускает руки и отрывает кусок Солнца, чтобы принести его на Землю и раскрошить на зерна, из которых вырастет новая реальность и наконец даст ему спутницу. Из этого куска Солнца появится Луна. Разгневанный этим Амма превращает Йуругу в песчаную лису.

С этого момента начинается война между номмами, которые начинают рвать на куски первородное яйцо. Эти куски стали небесными светилами. Битва номмов вызвала вибрацию, втянувшую звезды в движение по спирали и заставившую планеты двигаться.

В рассказе Оготеммели и древних рисунках догонов поражает то, что все планеты Солнечной системы расположены правильно, включая Плутон, Нептун и Уран – слаборазличимые планеты, которые были открыты намного позже. Еще удивительнее тот факт, что создатель Амма живет в точке небосвода, соответствующей Сириусу А. Догонские карты помещают рядом с ним другую звезду, которую Оготеммели назвал «самым тяжелым предметом во Вселенной». Их календарь основан на пятидесятилетнем цикле, соответствующем вращению двух этих звезд, находящихся друг от друга на огромном расстоянии. Недавно была открыта звезда Сириус В, белый карлик, вращающийся вокруг Сириуса А с периодом оборота близким к 50 годам и обладающий на сегодня самой большой (после черных дыр) плотностью материи.

58. Получать

Философ Эммануэль Левинас считал, что работа художника-творца состоит их трех этапов:

Принять,

Оценить,

Передать.

59. Музы

По-гречески «муза» означает «вихрь». Девять девушек, дочери Зевса и нимфы Мнемосины (богини памяти), должны были стать нимфами источников, ручьев и рек. Говорят, воды этих источников побуждали поэтов слагать песни. Со временем функции муз изменились. Сначала они утешали страдающих, позже стали вдохновлять людей, занимавшихся творчеством, независимо от того, какой области искусства те отдавали предпочтение. Музы жили на горе Геликон в Беотии. Музыканты и стихотворцы в поисках прохлады приходили к источникам, бившим около святилища. Позже музы разделились, каждая стала покровительствовать одному искусству или науке:

Каллиопа – эпической поэзии,

Эрато – любовной поэзии,

Эвтерпа – музыке,

Мельпомена – трагедии,

Полигимния – искусству религиозных песнопений,

Терпсихора – танцам,

Талия – комедии,

Урания – астрономии и геометрии.

Когда девять дочерей Пиера, пиериды, вызвали их на состязание, музы победили и превратили дерзких соперниц в ворон.

60. Самадхи

В буддизме существует понятие «самадхи». Как правило, наши мысли текут в беспорядке. Мы забываем о деле, которым заняты, задумавшись о том, что случилось накануне, или пытаясь спланировать завтрашний день. В состоянии самадхи, полностью сосредоточившись на том, чем вы заняты в эту самую минуту, вы обретаете власть над собственной душой. На санскрите «самадхи» означает «единонаправленная концентрация сознания».

В состоянии самадхи чувственный опыт не имеет никакого значения. Человек теряет связь с материальным миром, со всем, к чему привык. Остается только одно стремление – к пробуждению (нирване).

К этому состоянию ведут две ступени.

Первая ступень – «Самадхи без образа». Нужно представить, что твой разум – ясное небо. Любые облака – черные, серые, золотые – это наши мысли, которые затмевают небосвод. Облака появляются вновь и вновь, но их следует разгонять, пока небо не очистится.

Вторая ступень – «Самадхи без направления». Это состояние, когда не хочется следовать тем или иным путем и нет больше никаких желаний. Следует представить себя шаром, лежащим на плоской поверхности, который остается неподвижным, несмотря на то что он круглый и может катиться.

61. Сизиф

Его имя означает «премудрый». Сизиф – сын Эола, супруг плеяды Меропы, которая была дочерью Атланта. Считается основателем Коринфа. Войско Сизифа держало под контролем Коринфский перешеек, нападало на путешественников и грабило их. Таким образом пополнялась военная казна, и было положено начало процветанию Коринфа. Позднее Сизиф оставил разбой и занялся мореплаванием и торговлей.

 

Однажды Зевс похитил Эгину, дочь речного бога Асопа, и спрятал ее в Коринфе. Сизиф открыл несчастному отцу имя похитителя, и Асоп в благодарность подарил городу неиссякаемый источник. Однако Зевс не простил предательства и приказал Танатосу, богу смерти, наказать Сизифа – обречь его на вечные муки.

Танатос явился, чтобы заковать Сизифа в цепи, но хитрец убедил его самого испытать, прочны ли оковы, и бог смерти оказался в цепях. Пока Танатос томился в заточении, царство мертвых обезлюдело.

Разгневанный Зевс отправил бога войны Ареса освободить Танатоса и схватить чересчур хитроумного правителя Коринфа.

Но Сизиф не собирался сдаваться. Он притворился, что подчиняется Аресу, но, отправляясь в царство мертвых, приказал жене не хоронить его. В Аиде Сизиф получил разрешение вернуться на три дня в мир живых, чтобы наказать жену, оставившую его тело без погребения.

Оказавшись в Коринфе, Сизиф отказался возвращаться в царство мертвых. На этот раз Зевс обратился к Гермесу, чтобы тот силой вернул Сизифа в Аид. Судьи подземного царства решили, что такое своеволие должно быть примерно наказано. Они придумали для Сизифа особую кару: он должен вечно поднимать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, тут же срывается и катится вниз по другому склону, и все приходится начинать сначала. Когда Сизиф пытается отдохнуть, Эриния, дочь богини ночи Нюкты и Кроноса, призывает его к порядку ударами бича.

62. Письменность

После 3000 г. до н. э. во всех великих цивилизациях Ближнего Востока возникает письменность. Шумеры изобретают клинопись. Буквально этот термин означает «письмо клиновидными черточками». Новое изобретение шумеров было очень важным – они перешли от идеограмм (рисунков, довольно точно изображавших предметы и живые существа) к знакам, обладавшим значительно большей степенью условности, выражавшим понятия, а позже – звуки. Так, например, изображение стрелы сначала передавало звук «ти», но вскоре стало использоваться для обозначения абстрактного понятия «жизнь». Эту систему письма позже позаимствовали ханаанеи, вавилоняне, хурриты.

Около 2600 г. до н. э. шумеры использовали 600 знаков, 150 из которых выражали отвлеченные, недескриптивные понятия. Писцы наносили эти знаки на мокрые глиняные таблички, которые затем высушивали на солнце или обжигали в печи, чтобы они затвердели. Этот язык использовался в торговых и дипломатических отношениях, затем при создании религиозных и поэтических текстов. Эпос о царе Гильгамеше считался первым романом в истории человечества.

В Библе обнаружены древнейшие буквы, положившие начало современным алфавитам; они очень похожи на буквы современного иврита. На саркофаге Ахирама, царя Библа, изображены знаки, обозначающие двадцать две согласные. Торговля и открытие новых земель способствовали распространению этого алфавита по всему Средиземноморью. Отметим, что для обозначения «алеф», первой буквы еврейского алфавита, сначала использовали изображение коровьей головы. Со временем эта буква перевернулась и превратилась в знакомую нам «А», с обращенными вниз рогами.

Почему коровья голова? Вероятно, потому, что в то время корова считалась главным источником энергии. Она давала мясо, молоко, тянула за собой повозку путешественника и плуг земледельца.