Видео
5 мин.

Джавад и Масуд

Ровно половина всех иранцев в топовых чемпионатах континента играет в «Осасуне». Причем если карьеры Мехди Махдавикии («Айнтрахт») и Вахида Хашемяна («Бохум») идут закономерно на спад, то Некунам с Масудом считаются представителями новой волны, которая если и не накроет Европу, то след оставить должна. Так считает, например, спортивный директор наваррцев Хуан Хосе Лоренсо: «Сейчас главный футбольный экспортер – Африка, следующей будет Азия».

Если взглянуть на профайлы игроков, можно задаться вопросом, почему, собственно только сейчас фамилии Некунам и Шоджаие мелькают в еженедельных сводках не только испанских, но и британских, и немецких газет. Некунам в «Осасуне», на всякий случай, – с 2006 года. Масуд присоединился к товарищу с начала этого сезона. Где же они были до этого? Не погаснут ли так же быстро и внезапно?

Не погаснут. Хотя причины таинственного молчания кроются в разных областях. Например, Некунам после своего первого нормального сезона, потраченного не только на акклиматизацию (все-таки первый иранец в истории примеры), но и на команду (быстро завоевал место в старте и выглядел очень неплохо в середине поля), летом 2007-го получил тяжелейшую травму колена и выбыл на восемь месяцев. С Масудом другая история. В «Осасуне» никогда – ну, хорошо, очень давно – не было столь техничного и умелого в обращении с мячом игрока.

Наваррцы исторически делают ставку на иного плана футбол: скоростной, силовой, агрессивный. И молодежь свою воспитывают в таком же, бойцовском духе. Скажем, если будет выбор между опытным легионером и талантливым кантерано, в Памплоне тренер остановится на последнем. Если это свой тренер, опять же. Так вот, Масуд никак не мог первое время извлечь практический смысл из богатого набора финтов и фишек. Он выходил на замену и игру не усиливал. Он начинал в основе и пропадал из виду уже к середине первого тайма. Когда в «Осасуну» пришел Хосе-Антонио Камачо, он заявил: «У меня есть что сказать Масуду. Он может терять мяч на любом участке, но никак не в центре поля. Может быть, его футбол и доставляет эстетическое удовольствие для болельщиков, но если ты по несколько раз за матч лишаешься мяча на своей половине, это все без толку». Это интервью появилось в свет 22 октября 2008 года, с момента дебюта Масуда в «Осасуне» не прошло и двух месяцев…

Тем временем, кондиции Некунама также внушали определенные опасения местной инчаде. Сильно начав сезон (первые два матча – с «Вильярреалом» и «Мальоркой»), полузащитник затем совершенно исчез с радаров специалистов. О нем не писали в отчетах, он не попадал в видеообзоры матчей. О том, что есть такой Некунам, можно было узнать, только посмотрев «компот» матча. Или какую-нибудь встречу «Осасуны» целиком, что, как вы сами понимаете, удается далеко не всегда. Неважные результаты команды в это время так или иначе были завязаны на иранцах. Некунам является игроком «оси» (наряду с Хосечо и Пандиани), то есть вокруг него строится вся игра в середине поля. Масуд же после травм и невнятной игры Кике Солы, Дади и Санти Эксрерро оказался чуть ли единственным футболистом, который мог бы играть роль второго, легкого форварда.

Большие ожидания порождают большую критику. Некунаму припомнили фращу, брошенную им в ходе предсезонки фразу, мол, он готов стать лидером на поле. Масуду вменяли в вину излишний индивидуализм в ущерб командному движению… Трудно сказать, когда именно начался подъем «Осасуны» (по результатам второго круга команда входит в тройку лучших). Наверное, на одном из участков «эвереста», как бы странно это ни звучало. По крайней мере, второй раз в еженедельном обзоре испанского чемпионата фамилию «Масуд» я упомянул после матча «Севилья» – «Осасуна». 19-й номер гостей был очень хорош.

Чуть позже со своим замечательным умением играть головой и исполнять стандарты подтянулся и Некунам, которому и забивать-то не всегда обязательно: слишком большой объем он проделывает на своей, достаточно глубокой позиции.

По мере медленного, но верного продвижения «Осасуны» по турнирной таблице стихала и критика ведущих игроков. У Некунама теперь отмечали именно что характер и лидерские качества, сравнив того не больше не меньше с Бараком Обамой

Реклама 18+

А в споре masoudistas и antimasoudistas (на памплонских форумах появилось и такое определение) победу праздновали первые.

Тем не менее, расслабляться иранцам в Памплоне явно не стоит. Ежедневно их подстерегают опасности сродни той, что случилась в начале апреля. Местный фермер Луис Мигель Аррацтоа дабы вдохновить любимую команду на дальнейшие подвиги пообещал в случае победы над «Эспаньолом» (конкурентом в борьбе за выживание) подарить игрокам… 12 свиней. «Осасуна» выиграла тот матч благодаря голу Некунама в добавленное время. Фермер сдержал слово и презентовал дюжину хрюшек, которых под бдительным присмотром телекамер пришлось забрать капитанам команды Франсиско Пуньялю и Сесару Кручаге.

На логичный вопрос журналистов, мол, вы вообще в курсе, что в «Осасуне» играют представители Ирана, которые по понятным причинам не употребляют свинину, Аррацтоа быстро нашелся: «Не проблема, я вручу им цыплят или какую другую живность». Что-то подсказывает, что теперь Некунам с Массудом лишний раз подумают, прежде чем сотворить очередное футбольное чудо на поле.