Блог Redemption

Евровыезд #3: Бенфика - Спартак 2:0. Непокоренный Лиссабон

Недавно вернулся из Лиссабона с матча Бенфика-Спартак. Фото прилагаются те что с мобильника, а с фотика покидаю как-нибудь потом.

Идея о том, чтобы поехать на Лигу чемпионов поселилась еще до противостояний с Фенербахче, но в случае неудачи мы наверняка отправились бы на Лигу Европы. Спартак угодил в ужасно сложную группу, но если вспомнить процесс жеребьевки - варианта было всего два, либо нынешний, либо в компанию к Челси, Шахтер и Нордшелланду, и тогда смотреть все евровеселье нам бы довелось по телевизору. Теперешняя группа вышла еще сильнее, но интереснее. Вечером после жеребьевки я со своим лучшим другом уже планировал маршрут. Одному товарищу из ЦСКА отозвались слова годовалой давности, но переделав фразу в "кто-то вылетает из еврокубков, а кто-то заказывает отель для евровыезда", глумиться мне больше не захотелось - некогда было. А вообще у нас видимо в каждый еврогод заготовлен какой-нить европозор и кто-то там свыше словно по жребию указывает какой команде надлежит провалиться.

Итак, гостиница и билеты на самолет уже были забиты примерно за 2 месяца до выезда, билеты подоспели примерно в октябре. Мои португальские друзья рассказали мне буквально все, что требовалось знать, расписали подробную инструкцию о стадионе и приобретении билетов. Большой респект вам, парни! Проблем с оформлением не возникло никаких. Конечно, все 2 месяца жилось надеждой на поездку, но вслух об этом я старался лишний раз не говорить, поскольку осенью у меня сорвался совершенно фантастический тур по Европе по вине турфирмы, и после такого провала я уже просто боялся что-то планировать всерьез, настолько это было обидно.

В этот же раз все вышло отлично. В ночь с 5 на 6-е мы стартовали ночью из Калининграда в Берлин, чтобы оттуда сесть на утренний рейс Берлин-Лиссабон. В последний час меня уже изрядно "водило", поскольку я давно забросил ночной образ жизни и не спать всю ночь для меня теперь непривычно. Процедуру досмотра в аэропорту прошел чуть ли не ползком, уж слишком хотелось куда-нить прилечь. Немцы ("лучшие" друзья всех моих поездок) отобрали дезодорант и включили дотошный и необъяснимый идиотизм, заставляя постоянно то высовывать то засовывать ноутбук из сумки по несколько раз. Мы забрались в самолет, который, такое ощущение, мог просто треснуть от такого количества людей. Сидеть было не слишком удобно (как в рейсовом автобусе), ноги деть - вообще некуда, но каким-то образом я умудрился продремать примерно полчаса. Остальное же время (это еще порядка 2.5 ч.) прошли в безуспешной попытке хоть как-то расслабиться.

Разница между Лиссабоном и Калининградом сейчас аж 3 часа, так что прилетели мы в португальскую столицу утром, тогда как в России уже впору было садиться за обеденный стол. Около 15 градусов, солнышко, красотища, но такому зомби как мне все это было нипочем, хотя после самолета удалось немного посвежеть. Забравшись в такси (мы часто разъезжали на такси, поскольку расстояния были небольшими, и каждая поездка обходилась примерно в 4-5 евро, а времени было в обрез), нашли отель, сходили покушать и завалились спать. Три часа сна вернули к жизни - нужно было быть более-менее свежим, поскольку во вторник вечером предстояло прогуляться на да Луш за билетами (забрать предварительно заказанные).

Доехав до стадиона, мы принялись бродить вокруг него. Красивое сооружение, несколько открытых в нем магазинов, ресторан, и конечно Benfica Megastore, где предстояло забрать билеты и затариться чем-нибудь интересным. Я еще дома полазил по интернет-магазину и присмотрел себе несколько вещей, которые и приобрел потом на месте (всего вышло 150 евро). Хороший магазинчик, немало всякой разной мелочи, но, например, дортмундскому этот мегастор по кол-ву наименований все-таки уступил. Зато точно превзошел ПСЖ-шный.

Во вторник вечером предстояло заехать в спартаковский отель (умница Ася Шалимова сообщила мне название еще до отъезда). Расписание на сайте (кстати, было ли оно?) я посмотреть забыл, поэтому ехали фактически вслепую, не зная, на тренировке ли находятся ребята или сидят по номерам. Помнится, Аркадий Зайцев писал, что Да Луш в отличие от Жозе Алваладе находится в довольно приличном районе, но подтвердить его слова я не могу, ибо мне показалось, что стадион Бенфики расположен в какой-то совершенно унылой глуши. По крайней мере, от «окружающего мира» я ожидал большего. В поисках такси мы прошлялись по какой-то улице, набитой молодежью, сидевшей у киоска. Несмотря на то, что мы были не на цветах, а я еще и с большим пакетом Бенфики - вслед нам понеслось "Спартак! Спартак!" (причем слышалось это как "Спартяк", "Спартяк" и выглядело очень забавно:). Как они распознали-то в нас русских? Уж сколько я езжу по Европе, а своих так и не научился определять:)

Приехав к отелю мы постояли минутку-другую, но уже успев поужинать до этого - не пошли повторять эту процедуру внутрь (да и перспектива вываливания дурных денег за никакущий отельный ужин как-то не прельщала) и в принципе собирались уходить. "Удачно мы заехали, скажу я тебе", - услышал я от друга и поднял глаза. Прямо навстречу нам двигался спартаковский автобус, в котором между рядов уже протискивался Артем Ребров. Вот удача! Вместо того, чтоб смотреть на парней, я начал настраивать фотоаппарат, потом бросил эту затею и сделал всего пару малоудачных кадров. Но ничего, важнее было просто посмотреть на команду.

Комбаровы шли вместе, Биля окинул присутствующих (кроме нас стояло еще пару человек) слегка высокомерным взглядом, Хурадо оглядел нас очень подозрительно, Рафик Кариока по своему обыкновению посмотрел как-то задумчиво (в красивых книжках бы написали – мечтательно:)), Ари, несмотря на ушиб на тренировке, был как всегда на позитиве. Вышел и высоченный Андрей Дикань. Еще была небольшая группка наших "малышей" - Жано, Махмудов и Обухов - выползли чуть позже остальных. Унаи Эмери вживую оказался довольно щупленьким и немного сосредоточенным. Он терпеливо фотографировался с желающими, поговорил с каким-то невероятных размеров мужиком по-испански и скрылся в лифте гораздо позже всех остальных. Сосредоточенность и бешеная внутренняя энергетика. У такого человека не может не быть успеха.

Пока мы караулили Спартак, уже вовсю шла Лига чемпионов. В наш отель мы приехали примерно на 75-й минуте всех матчей (таксист был похож на Черчесова и чуть не сбил проезжавшего мотоциклиста) и на часах еще не было десяти вечера, тогда как в России уже давно наступила ночь. Посмотрев 15 минут игры ДК - Порту, мы пошли поесть, а потом оба уткнулись в ноутбуки, чтобы немного поработать. Происходящее личной мной воспринималось совершенно спокойно, как один большой бесконечный день. Теперь же требовалось выспаться, чтобы в день игры быть абсолютно свежим.

Среда. На этот день была запланирована какая-никакая туристическая программа, но на Лиссабон обрушились осадки, а температура не превышала 11 градусов – вот так мы «погрелись» с шапкой и застегнутой курткой. Отправились на метро на набережную, увидели знаменитый граненый дом (на фотках он все-таки выглядел поэффектнее), побродили по площадям, зашли в небольшой ресторанчик поесть. Обслуживал нас активный официантик, похожий как две капли воды на Кариоку, только гораздо улыбчивее. Сообщил нам: "Tonight, I'm with Russia", поскольку болел за Спортинг и в итоге очень вкусно накормил. Когда я выполз покурить, ко мне подошел еще один фан Спортинга, заявивший, что Лиссабон - как город - полная туфта - езжай-ка лучше в Алгарве, а Спортинг как команда сейчас - полное фуфло, а Бенфику бы Спартаку следовало все-таки надрать. В конце концов, (я все ждал когда же это случится) он предложил мне купить травку, после чего конечно был отчислен.

Прогуливаясь по узким улицам я наткнулся на совершенно замечательную картину. Это был один из лучших кадров поездки. На балконе в одном из отелей висели два красивых спартаковских флага, это было очень здорово, смотрелось шикарно. Часам к шести вернулись в отель, поскольку уже в 7.45 была игра. Пропахали пешком путь от отеля до эштадиу, мгновенно прошли контроль (по-моему, никто не щупал и не обыскивал - просто 2-3 билетных контроля). Места найти было несложно. Мы сидели ближе к воротам на центральной трибуне, а совсем недалеко от нас были выездные. Чуть выше нас расположилась целая группа спартаковских болельщиков, затем еще четверо засели внизу. Сам сектор был таким семейно-интеллигентным и при наших атаках ходил ходуном. Правда сразу впереди сидело четверо болельщиков «Бенфики»  лет 50-ти, один из которых принимал в штыки любые решения судьи (в 1 тайме отсудившего, к слову, отвратительно) и чуть что взмахивал руками, как будто собирался улететь. Кстати, я что-то упустил, а что это сейчас перед матчами на да Луш не запускают орла?

Перед выходом команд на поле по стадиону запустили гимн Бенфики (уныленькое, надо сказать, произведение), который нашими выездными был мгновенно освистан. Выглядело, конечно, не слишком уж приятно, однако еще раз скажу - если кто-то из присутствовавших там сейчас читает эти строки - бесконечный респект вам парни за сумасшедшую поддержку. Не смолкали ни на минуту. Настоящие победители! Фанатка Бенфики, меж тем, разочаровала, я ожидал большего. Собственно, как и посещаемость - проплешины на стадионе слишком уж бросались в глаза. В матче мы проиграли, но по степени поддержки Спартак раздавил Бенфику.

Игра. Довелось после матча прочитать столько критики, что в какой-то момент хотелось выкинуть ноутбук в окно. Да не так все было плохо! Вчера я бегло пересмотрел матч и все это действительно смотрелось довольно безнадежно и угнетающе, но со стадиона совершенно так не казалось. И это не результат "обалдевания от евровыезда" нисколько, мне ведь уже есть с чем сравнивать. Я даже взял на себя смелость сказать, что эта игра была чем-то похожа на матч Германия - Россия в Дортмунде, хотя и не до конца конечно. Но мы действительно были совсем не так плохи, как это казалось по ТВ. Забей Дзюба при счете 2-0, и Спартак наверняка бы не проиграл, а реализуй Биля выход на 13-й - не уступили бы точно. В то же время, мы, конечно, могли запустить и 4-5 голов, поскольку во 2т. свободных зон на поле стало невероятно много.

По ощущениям - Кариока выделялся на фоне всех абсолютным спокойствием (хотя при пересмотре матча и он наошибался многовато), молодцом выглядел Макеев (тем удивительнее выглядят слова Титова о том, что Макеев и Кариока провалили матч), про Диму Комбарова и говорить нечего - это король сезона. Инсаурральде в 1 тайме был очень крут, да и Пареха почти не допускал ошибок. А вот неудачная игра Чельстрема просто убивала наповал. Не переиграть в центре поля юниора и фактически крайнего защитника Андре Алмейду - это, наверное, конечный диагноз.

Бенфика ожидаемо поймала кураж после голов, но не выглядела командой-убийцей. Убийца там был только один, он-то все и решил. Как я и сказал после матча - разница у нас лишь на одного Кардосо. Будь на поле Ромуло вместо Кима, да Эменике в форме близкой к Кардосо - результат был бы совершенно иным. Мы переигрывали Бенфику 70 минут в Лужниках, и в общей сложности минут 50 не были хуже ее на да Луш. Жаль.

Это идиотское чувство сидения на заднице, когда все вокруг пляшут во время гола, бесило еще в Дортмунде. Гол Дзюбы был необходим как воздух, мы должны были выплеснуть все. Но не влетало до, и не стало влетать после. Уезжать с крупным поражением не хотелось ужасно, спасибо, Оскар, что ты все так же лупишь на силу. "Too much for you, guys", хотелось сказать португальцам после пенальти. В Москве мы напороли моментов гораздо больше, чем они.

Болельщики Бенфики после матча ошарашенными от счастья не выглядели, оно и понятно - победа была для них плановой, они были достаточно спокойны. Меня лично результат матча грыз где-то час-полтора, но большого расстройства я не испытал - парни бились и делали все что могли. Не повезло в чем-то, а где-то не хватило травмированных исполнителей. Но стыдно не было совершенно точно. Денис Романцов "испытывал неудобство за Спартак впервые со времен Марселя", но если тогда был оглушительный провал, позор и крах, то сейчас - просто неудачная игра, где все могло бы сложиться по-другому. Со стадиона мы не выглядели безнадежно.

Мы пробыли еще минут 15-20 на стадионе, чтоб не толкаться в очереди, а затем очень спокойно покинули да Луш безо всяких проблем - никаких тебе пробок, спокойный комфортный поход к дороге, вполне можно было сосредоточиться на своих мыслях. В отеле надлежало поужинать, официант сообщил нам, что не любит Бенфику, поскольку болеет за Порту, но на мои слова "Jackson Martinez" никак не отреагировал. Как-то не покидало ощущение, что официанты в Лиссабоне способны болеть за кого угодно, лишь бы угодить посетителю.

На следующий день мы покидали багаж в камеру хранения в аэропорту и отправились еще на одну набережную (рейс был вечером). Посетили гигантский торгцентр Васко да Гама, где увидели дивную картину - на календаре всего лишь 8 ноября, а там уже по всему периметру расставлены светящиеся елки. Это было удивительно. На набережной все было настолько спокойно, тихо и даже слегка сонно, что хотелось купить палатку и прямо тут заночевать.

В целом, столица Португалии оставила двоякое впечатление. Мы не увидели и 20 процентов всей красоты, поскольку время серьезно поджимало. Подумалось, что мы как специально попадали во всякие обшарпанные районы на отшибах. Но что-то в этом городе есть. Было бы неплохо приехать сюда еще раз.

Ерундой страдать португальцы начали перед посадкой на самолет - зачем-то всех выгнали в очередь перед выходом в коридор, где людям пришлось торчать чуть ли не полчаса. Дополнило картину появление в качестве стюардессы совершенно непонятного существа с женскими повадками, игривыми глазами, женской прической и громадной лысиной посередине. Мы так и назвали его "стюардесс", но так и не решили, какого пола это чудовище. Таких ужасов я в своей жизни еще не видел. Жаль, что не додумался сфотографировать.

Ну а затем был ночной переезд из Берлина в Калининград. Границу мы прошли за 15 минут, а родина встретила нас поганым дождем и ветром. Был проделан колоссальный путь, и хотя мы не смогли покорить Лиссабон, короткая трехдневная поездка уж точно запомнится навсегда, настолько классной она выдалась. Если твоя команда проиграла, но результат игры - это худшее в поездке, то значит твой евровыезд все-таки удался. А Спартак при Эмери свое обязательно возьмет. Дайте время, полугода ведь даже не прошло.

По возвращению домой я устроился поспать 3-4 часа и увидел во сне свой следующий выезд - в Амстердам против Аякса. Мы вели 1-0, затем пропустили, а потом победный гол Спартак забил Аяксу почему-то в футбольном менеджере, и я этому бурно радовался. Вот идиотизм-то:)

Спасибо всем причастным, выезд в Лиссабон действительно был великолепным. И еще раз спасибо Спартаку, за которым мы и поехали на самый край Европы.

UPDATE. Спустя месяц нашел время, чтобы покидать фотографии. Не по хронологии - по желанию. Все фото - формата 1024х768, поэтому некоторые из них в этой записи получаются слегка обрезанными.

=== Выход из аэропорта Лиссабона ===

=== День игры. Набережная, различные достопримечательности ===

=== а вот то, о чем я писал: на одном из отелей наши флаги ===

=== метро в Лиссабоне ===

=== наши парни приехали в отель за сутки перед игрой ===

=== по дороге на стадион ===

=== оформление стен внутри стадиона ===

=== а это перед стадионом ===

=== слева вход в Benfica Megastore ===

=== идем на игру. стадион близко, палатки с шарфами - почти повсюду ===

=== Да Луш ... ===

=== разминка Бенфики и Спартака ===

=== выездной сектор. гордимся вами, парни! ===

=== конец 1 тайма ===

=== конец игры ===

=== еще несколько фотографий перед вылетом из Лиссабона в Берлин. Торг.центр Васко да Гама, набережная, туман ===