6 мин.

Суперстар: Возрастная динамика РФПЛ

В отчете УЕФА о состоянии европейского клубного футбола в 2016 году было отмечено, что РФПЛ (наряду с Турецкой футбольной Суперлигой) – самый возрастной футбольный турнир всей Европы.

Рис. 1. Средний возраст футболистов в чемпионатах Европы (из отчета УЕФА The European Club Footballing Landscape)

С одной стороны, от нас не так уж и сильно отстает Англия, Италия и Испания. С другой стороны, средний возраст футболистов в высших лигах Франции и Германии вызывает зависть. В действительности же средние 27,1 года для российского футбола выглядит почти приговором – если наша сборная и так достаточно «пожилая», а главная лига страны не очень-то и моложе, то откуда взять молодежь? Ведь наши игроки не играют и не нужны в других странах…

Табл. 1. Средний возраст сборной России на крупных турнирах в XXI веке (источник: Wikipedia)

Если честно, тот факт, что РФПЛ – это самая старая лига в Европе, меня сильно расстроил. Тем не менее, довольно скоро я заподозрил неладное. Слишком уж «старыми» оказались не только российские игроки, но и вся футбольная Европа. У меня была гипотеза, примиряющая с цифрами УЕФА. Во-первых, профессионализация футбола, предполагающая, в том числе, и более долгую спортивную карьеру, а значит постепенное «старение» спорта №1. Если еще в конце 90-х многие футболисты АПЛ заканчивали match day в кабаке и пьяном угаре, то теперь застуканный в пьяном виде футболист кажется чуть ли не предателем профессии и вынужден публично оправдываться. Во-вторых, развитие медицины. 33-летний Мигель Данни продолжает помогать «Зениту» и после трех операций на колене, хотя еще в начале нулевых и первая травма крестов для тридцатилетнего футболиста практически неизбежно предполагала конец карьеры. В общем, профессионализация и медицина – вот две вещи, которые могли бы объяснить и оправдать и нашу старую лигу, и общее старение футбола.

Тем не менее, одно непредвиденное событие заставило меня посмотреть внимательнее на возрастную динамику РФПЛ, да и других европейских лиг. В фокусе оказались «большая пятерка»: Англия, Испания, Германия, Италия, Франция + «референтная» РФПЛ группа: Португалия, Нидерланды, Бельгия. Данные я подтянул с сайта Transfermarkt. В большинстве случаев рассматривается период с 2004 года по 2016-й. Для РФПЛ недостающие данные за 2004 год восстановлены по Чемпионат.com; бельгийская Jupiler Pro League и  португальская Суперлига рассматриваются с сезона 2006–2007.

1. Средний возраст игроков практически всех европейских лиг в докладе УЕФА завышен. Дело в том, что УЕФА традиционно публикует свой отчет в январе, вместе с завершением финансового года. В большинстве же европейских лиг – это середина сезона. Именно во второй половине сезона большинство молодых футболистов получает свой шанс: в топовых командах – в рамках ротации при игре на несколько фронтов, в середняках – с прицелом на будущее, в аутсайдерах – от безысходности.

Если, скажем, в Италии в среднем за сезон используются 750 игроков, то на момент публикации отчета УЕФА в Серии А было задействовано только около 450 игроков. Оставшиеся 300 игроков – это и «зимние» новички, но прежде всего молодежь, которая ждет своего шанса во второй половине сезона. Вместе с получением игрового времени, эта молодежь уведет кривую среднего возраста примерно на два года «вниз» во всех рассматриваемых лигах. В Англии, возможно, вспыхнут новые рашфорды и алли. В РФПЛ, однозначно, значительно омолодит лигу обанкротившаяся «Томь».

Табл. 2. Количество задействованных игроков (в среднем за предыдущие 10 лет / ориентировочно на время публикации отчета УЕФА)

2. Все равно, мы самая старая лига в Европе. Если сравнивать средний возраст главных лиг указанных 10 стран, то мы все равно самые старые. Не 27,1, а 24,7 – вот средний возраст футболистов нашей лиги, в XXI веке (с 2004 года по 2017). Это не намного старше Испании, хотя заметно старше Германии, Франции, Голандии или Бельгии. В любом случае, средний возраст около 25 – не так уж и плохо (плохо будет дальше).

Рис. 2. Средний возраст главных европейских лиг

3. Футбол не стареет, а молодеет. Вопреки моей гипотезе, европейский  футбол вовсе не демонструрет тенденции к «старению». Напротив, в целом, европейские лиги молодеют. Самые впечатляющие результаты здесь – у образцово выстроенных футбольных систем: Германии, Нидерландов. Вместе с изменением системы детского, полупрофессионального и профессионального спорта, они добились впечатляющих результатов в подготовке молодых футболистов. Да, у оранжевых сейчас все очень нехорошо, но есть все основания ожидать, что скоро мы увидим новых роббенов и нистелроев (вы уже видели нового Клюйверта?;  и еще один свеженький пост: «Теплица с тюльпанами»). Главный лидер в гонке имени Бенджамина Баттона – Португалия. Для этой лиги взращивание молодежи – стратегическая задача, позволяющая сохранять лидирующие позиции в мировом футболе при несравнимых с наиболее богатыми странами и клубами затратах (см., например, вот и вот).

Табл. 3. +/– средний возраст игроков лиги в главных европейских чемпионатах

4. Только в России футбол решительно стареет. Да, к сожалению, из всех «основных» футбольных лиг, только РФПЛ демонстрирует отчетливый тренд на старение. Французская Лига 1, АПЛ, Бельгийская Лига Жюпилер, итальянская Серия А и испанская Ла Лига, в целом, демонстрируют стабильность в возрастном отношении. Среди самых старых лиг компанию нам составляет Турция. А стареем мы в гордом одиночестве. В целом, это происходит понемногу и с переменным успехом – в среднем на 30 дней за сезон. Но не стоит забывать, что речь идет о более чем 10 годах… Даже традиционно молодая Eredivisie умудряется молодеть, потому что это стратегически важная задача для футбольных функционеров (также как и в Германии). В случае же РФПЛ тренд на старение последние 12 лет – наилучшее отражение ошибочности стратегических решений, принимаемых руководителями нашего спорта.

Означает ли, что лимит на легионеров никаким образом не способствует привлечению к играм молодежи? Не обязательно. Может быть, молодежь у нас играет много, но потом, по каким-то причинам, выпадает в возрасте 21–27 лет, возвращаясь 30-летними «старцами». Чтобы доказать, что лимит на легионеров никак не помогает нашей молодежи нужно смотреть на непосредственное игровое время футболистов разных возрастных категорий. Но как-то наивно полагать, что в единственной стареющей и самой старой лиге Европы молодежь расцветает. Старикам здесь место

 

Если Вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на мой блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать Ваше мнение в комментариях! Через неделю посмотрим, какой клуб РФПЛ – самый молодой чемпион, каков средний возраст у наших клубов делегатов в еврокубки, и почему идущие на выход стареют все быстрее.

 

P.S. О причине, побудившей меня посмотреть внимательнее на возрастную динамику РФПЛ. Я преподаю в школе, где одна из образовательных «фишек» – это обязательный исследовательский проект, который выполняют ученики в 10–11 классах. Один из моих учеников интересуется футболом и хочет сделать проект про РФПЛ. В общем, ему интересно, как влияет лимит на легионеров на количество игрового времени российской молодежи. Честно, я бы считать игровые минуты наших миллионеров-футболистов не стал, а юноша, видимо, станет. И думаю, результаты анализа будут занятными: старшеклассник попросту лишит наших министров возможности использовать излюбленную риторическую фигуру (о защищающей молодежь силе лимита). Если у вас есть идеи или советы для этого исследования - пишите, мы будем вам благодарны!