3 мин.

Первый после Бога. Памяти Диего Марадоны

Честно говоря, собирался писать про сборную России по следам её последних выступлений в Лиге наций и огненного интервью Черчесова. Но после того, как пришло известие о кончине Диего Марадоны, я понял, что о чём-то другом в сфере футбола, а, может быть, и вообще спорта, сейчас писать просто кощунственно. Настолько это всё мизерабельно и ничтожно в сравнении с той утратой, которую мы понесли. Даже героическая ничья «Локомотива» в битве с «Атлетико», с чем я команду Николича поздравляю.

Но сейчас не об этом.

Есть такое довольно распространённое выражение, что спорт - это не только "голы-очки-секунды", но и личностные, человеческие истории. И это идеально подходит к имени Диего Марадоны. Человека, на которого в прямом смысле молятся в Аргентине и отдельно взятом городе Неаполь; человека, которому до сих пор припоминают его la mano de Dios; человека, на которого специально шли смотреть, как на мессию - например, в Москве, когда его "Наполи" приезжал в гости к "Спартаку"; человека, который жил так, как хотел, не оглядываясь на мнение остальных.

Конечно, Марадона был великим спортсменом. Но ведь бывают случаи, когда люди, добивающиеся больших спортивных результатов, не становятся массовыми кумирами, их личности просто не интересны. С Диего всё было не так, и ему хотелось сопереживать даже в его не самых лучших и благородных проявлениях.

Для меня Марадона делится на два человека: в течение игровой карьеры и после неё. То, что было после, у меня зачастую вызывало как минимум недоумение. А футболистом он был воистину от Бога, хоть я по молодости лет зацепил уже окончание его карьеры. Его постоянно сравнивали с Пеле, но мне эти сравнения кажутся не совсем правомерными.

Во-первых, довольно трудно сравнивать футболистов, выступавших в разную эпоху, в совершенно разных условиях. Да даже и в одну - вот последние десять лет сравнивают Месси и Роналдо, почти ровесников. И никак не могут решить, кто из них круче.

Во-вторых, возникает вопрос, по каким критериям сравнивать? Можно по объективным - количеству голов, завоёванных личных и командных трофеев. А можно по каким-то эфемерным понятиям - величию личности, вкладу в мировой футбол и т.п. Как по мне, всё это от лукавого.

В конце концов, Пеле играл давно, когда ещё телевидения толком не было. По понятиям современной молодёжи это вообще доисторическая эпоха. И, как мне кажется, Марадону логичнее сравнивать с его более близкими современниками - скажем, Гердом Мюллером или Мишелем Платини. И как можно выделить из них лучшего? А был ещё Ван Бастен, или Роберто Баджо, или Зико - "белый Пеле", или Ромарио. Да и ещё можно перечислить десятки имён - Лаудруп, Бролин, Стоичков, Шукер. Всё это - легенды, которые, как мне кажется, по уровню мастерства едва ли сильно уступали Марадоне. Но почему-то именно Диего поставили в один ряд с давно коронованным Пеле.

Почему?

Ответ на этот вопрос, наверное, лежит не только в футбольной плоскости. Даже находясь в окружении такого количества ярчайших звёзд, он всё же был primus inter pares, шедшим отдельной строкой. Он вызывал полярные эмоции - от неистовой любви до такой же ненависти. А в последние годы - всё больше ироничную улыбку, невольно появлявшуюся после каждого его нового эпатажного поступка. Но ему всё всегда прощалось - и "рука Бога" в бытность игроком, и эксцентричное поведение за пределами футбольного поля. Он действительно был в чём-то подобен Богу - таким же далёким, загадочным и недосягаемым. Один на вершине, куда другим дорога закрыта.

Марадона уже при жизни сделал своё имя бессмертным. Как, к слову, и Лев Толстой, который, как известно, боялся смерти и постоянно об этом думал. Не знаю, думал ли на эту тему великий аргентинец, но внешне жил он так, словно этого вопроса для него не существовало, на всю катушку. Может, это и правильно. Как знать.

А что касается спора с Пеле, то это спор, уходящий в вечность. И не люди будут его разрешать, а какие-то другие, высшие силы. И, скорее всего, победитель в нём так никогда и не будет выявлен.

Вечная память