4 мин.

Катастрофа на соседней улице

 

Когда утреннюю сонную тишину разрезает телефонный звонок, хорошего ничего не жди. В мою похмельную голову пробился голос дяди – авиакатастрофа, говорит, произошла. Погиб Владимир Петтай.

Произошло все, как оказалось, после полуночи, когда я только выходил на улицу с дня рождения сестры. Сырой гаденький туман скрывал белую ночь и плохие новости до утра.

Только когда случаются вот такие беды, понимаешь, насколько родной город крошечный. В списках погибших – знакомые знакомых, их одноклассники или родственники. На место происшествия едут врачи, психотерапевты из семьи твоих друзей, с дежурившим в ночь авиадиспетчером разговаривал отец однокурсника. Катастрофа затрагивает в той или иной степени каждого.

Владимир Леонидович Петтай был первым человеком, у которого мне удалось взять интервью в качестве спортивного журналиста. В нефутбольном регионе сложно выловить людей, сколько-нибудь интересных аудитории sports.ru. Когда узнал о том, что Петтай будет выступать перед детьми в местном Дворце творчества, связался с редакцией и решил воспользоваться случаем. Как никак, арбитр российской премьер-лиги, один из редких представителей Петрозаводска на федеральном уровне.

Запланированное время смущало – середина рабочего дня. В актовый зал зашел самым первым, занял место на первом ряду, открыл ноутбук. Изначально предполагал, что просто сделаю запись беседы и может быть задам пару вопросов. Через полчаса в зале до сих пор никого не было. Заглядывавший периодически в аудиторию организатор встречи посматривал на часы, на меня одного в пустом зале и убегал обратно.

– Пойдем, чаю попьем, пообщаешься напрямую, – сказал он мне, когда ситуация с людьми в зале не изменилась.

Я поднимался по лестнице и лихорадочно придумывал вопросы, которые можно задать. Внештатная ситуация, боевое крещение.

Владимир Леонидович встретил меня фирменной лучезарной улыбкой. Хотя когда узнал о интервью для общероссийского портала, заколебался. Для него ситуация была столь же внештатной – шел с детьми говорить, а вместо этого нарисовался неизвестный представитель опасной для него профессии.

Пока я раскладывал и настраивал записывающую технику, Владимир показывал директору Дворца фотографии с последнего тура. Извинялся, что не смог привезти футболку с игры. Футболки игроков были его хобби и одновременно возможностью порадовать знакомых любителей футбола.

Разговор сложился удачно – Петтай с интересом и подробно рассказывал про карьеру, случаи из жизни и родной город. Тень пробежала, когда я начал формулировать вопрос о проблемах отечественного судейского корпуса. Владимир резко отреагировал, отказавшись его обсуждать, словно ожидая, что сейчас я начну остро критиковать работу его коллег. Заверил, что по сравнению с испанскими арбитрами отечественные – ангелы, и перешел на тему специфики работы в России. Затронули тему и скандального матча, после которого он был отстранен от работы на год.

Потом я отослал готовый материал ему на сверку, мы созвонились и подправили какие-то детали. Текст интервью был выложен на сайте. Туда не попала та часть, в которой мы говорили о проблемах развития спорта в нашей республике. О том, что в Карелии нет почвы для занятий даже зимними видами спорта, что уж говорить о футболе. Команда, представляющая регион на высшем уровне (хотя бы первого дивизиона) – это утопия. И нынешняя ситуация, когда имя республики представляет футбольная команда, базирующаяся в Санкт-Петербурге и составленная из питерских игроков, это прекрасно иллюстрирует.

Владимир Петтай был одним из немногих, кого реально заботило развитие футбола на родной для него земле. Он был методистом и тренировал детей в ДЮСШ, помогал тем, кто хотел стать в будущем футбольным арбитром. Писал диплом на тему «Программа развития футбола в Республике Карелия». Работа в разъездах, семья, дети – и все равно он находил время для того, чтобы встретиться с болельщиками, обсудить с ними футбол.

– Даже не верится, что его нет. Еще в четверг мы играли вместе в футбол, шутили и смеялись, – вспоминает руководитель карельского отделения ВОБ Юрий Стародубцев, – Потом он хотел помочь в нашей акции, собирался привезти для благотворительного аукциона футболки известных игроков. Не хочется говорить о нем в прошедшем времени. Он был замечательным и добрым человеком, отличным, опытным и принципиальным судьей. Он для всех нас остается в нашей памяти.

Вряд ли о Петтае можно сказать лучше, чем это сделал его друг и спортивный редактор «Московских новостей» Олег Шамонаев. У меня осталось только чувство сожаления и чувство уважения. Сожаления о всем том, чего Владимир уже не успеет сделать, и о всех тех, кому он больше не сможет помочь. Уважение к тому, как он дважды сумел пройти от самых низов до воплощения заветной мечты. Он сделал себя и свою карьеру сам. С улыбкой.