6 мин.

Новый владелец превратил «Валенсию» в аутсайдера

Одна из последних публикаций в инстаграме Ким Лим, дочери сингапурского владельца «Валенсии»: огромная надпись «ЗАТКНИТЕСЬ» на черном фоне. И пояснение:

«Я БУДУ говорить то, что считаю нужным, я не потерплю ХАМСТВА в сети и ОСКОРБЛЕНИЙ в адрес моей семьи + РАСИСТСКИХ фраз, направленных против китайцев/азиатов. Я придерживаюсь своих принципов. #битвапротивинтернетхамства #битвапротиврасизма #мыазиатыКРУТЫЕ».

Парочки более ранних публикаций на ту же тему в инстаграме уже нет – удалены. Остались только тысячи мордашек самой Ким, девчачье лакшери и фотография Чезаре Пранделли, тренера валенсийского клуба.

Около недели назад Ким опубликовала фотографии с просмотра матча «Манчестер Юнайтед» – «Арсенал», после чего вынуждена была прочесть массу недовольных комментариев на испанском языке. Пока девочка-мажор смотрела на яркую афишу матча английской премьер-лиги, болельщики «Валенсии» вынуждены были наблюдать то, что происходило в игре с «Гранадой».

* * *

Это было своеобразное дерби азиатских инвесторов. Сингапурский бизнесмен, выкупивший в 2014 году 70% акций «Валенсии», и поставленная им президент Лэй Хун Чан очень рассчитывали, что их команда уж дома-то сумеет победить соперника, идущего на последнем месте.

А «Гранада» по замыслу китайского владельца Цзянь Лижанга, купившего клуб у семьи Поццо, должна в ближайшем будущем выйти в еврокубки. Встретились на поле две дрим-тим. В том смысле, что команды об успехах пока только мечтают.

Гостям потребовалось немалое время для того, чтобы преодолеть отметку в 50% точных передач. И только их неспособность коллективно удержать мяч в ногах спасала «Валенсию» от пропущенного гола до конца первого тайма. Мангаля решительно не понимал действий своих партнеров, из-за чего «Гранада» регулярно получала подарки в районе чужой штрафной площади.

Неорганизованная и паническая игра в обороне – константа для «Валенсии». Последний раз в чемпионате команда уходила без пропущенного мяча в апреле, когда играла с «Эйбаром». За 42 последних игры в чемпионате «Валенсия» лишь дважды (!) не пропускала ни одного гола.

После ухода Алькасера в «Барселону» здесь нет эффективного форварда. Полузащита играет пристойно через тур на третий, когда в хорошем настроении просыпается диспетчер Дани Парехо.  И в лидерах по игре ходят неопытные, «сырые» футболисты – Закария Баккали и Жоау Канселу. При том первого часто выпускают только на замену, а второго кидают с позиции на позицию.

В прошлом году, когда «Валенсия» закончила сезон ближе к зоне вылета, чем к зоне еврокубков, в ее составе было на несколько качественных игроков больше. Ее нынешнее 16-е место никого не должно удивлять. По игре эта команда действительно может уступать «Леганесу» и «Алавесу».

* * *

Питер Лим приходил в клуб как спаситель, и в финансовом смысле он им действительно стал. «Валенсию» можно назвать главным должником испанского футбола. Банку Bankia футбольный клуб до сих пор должен 155 миллионов евро, а еще 80 миллионов Питер Лим должен сам себе – как владелец кредитору.

Если бы Лим ограничивался спонсорскими контрактами и финансовой стороной деятельности клуба, то его репутация в городе по-прежнему была бы незапятнанной. После шумного появления на востоке Испании сингапурскому бизнесмену удалось заключить контракты с Volkswagen и Trolli и открыть «Валенсию» для азиатского рынка. Он очень внимательно относится к маркетингу – у команды до сих пор нет надписей на футболках, потому что не нашлось титульного спонсора, который «разделял бы ценности клуба».

Будучи человеком влиятельным и не подверженным внутреннему влиянию, Лиму удалось сделать то, на что не решаются очень многие испанские функционеры – пойти на непопулярные меры и сократить расходы. Если мы не можем позволить себе содержать слишком дорогого игрока, ему следует уменьшить зарплату или попытаться продать, и не важно, насколько он хорош на поле. «Бездушные» решения портят ваш сегодняшний день, но зато делают здоровым будущее.

Проблема в том, что финансовое состояние спортивных клубов часто напрямую зависит от их спортивных успехов. Задолго до приезда бизнесмена из Сингапура «Валенсия» подсадила себя на финансовые вливания от участия в Лиге чемпионов. Все бюджеты верстались с учетом 15-30 миллионов евро, получаемых за участие в главном еврокубковом соревновании.

Но стабильная эпоха времен тренерства Унаи Эмери, когда «Валенсия» была «чемпионом среди смертных», давно прошла. С сезона 2012/13 команда лишь раз добралась до итогового 4-го места в таблице – в год, когда были сделаны первые самые крупные вливания денег в проект. Еще до того, как Питер Лим имел представление о том, что такое финансовый fair-play и как он работает.

Первое домино в этом ряду повалилось, когда владелец начал нарушать первую заповедь всех владельцев спортивных клубов – не лезть в микроменеджмент и управление командой, если у тебя нет достаточного опыта.

Тренер Пицци был уволен ради насоветованного Жорже Мендешом специалиста Нуну Эшпириту Санту. Сомнения в его назначении высказывались сразу, затем они подтверждались, но Нуну проработал полтора сезона, после чего его заменили на не имеющего опыта тренерской работы, не знающего язык Гари Невилла. Через полгода признав ошибку, Лим от безысходности сменил двух местных «временщиков» и вот теперь отдал команду в руки Пранделли.

В кадровых вопросах Лим проявляет слишком много самостоятельных решений, не опирающихся на местные реалии. Как и его друг британец Невилл, очень красиво изъяснявшийся на пресс-конференциях, не считал, что нужно врубаться в испанский менталитет, так и Лим не пытается сокращать дистанцию с местными советниками, властями, футболистами. Как если бы собственная успешность как бизнесмена автоматически подсказывала верный вариант во всех других сферах.

* * *

Глобальные проблемы в «Валенсии» как у организации начались, конечно, намного раньше – когда было принято решение построить новый стадион. В этих местах от историй про питерскую стройку стадиона «Крестовский» никому смешно не будет.

Работа над «Ноу Месталья» стартовала в августе 2007 года, на несколько месяцев позже, чем в Санкт-Петербурге. Переехать на новый стадион планировалось летом 2009-го, опять же, всего на пару месяцев позже, чем в первом обещании «Зениту» от Валентины Матвиенко. И, похоже, у нас все-таки построят раньше.

Кризис, обрушивший строительный бизнес в Испании, заморозил стройку в 2009 году. С тех пор проект стадиона успел устареть, он уже не отвечает сегодняшним требованиям. Надо снижать вместимость стадиона, менять материалы, и все это только увеличивает расходы. Открытие «Ноу Месталья» сейчас планируется к сезону-2019/2020.

К этому моменту Лим планировал серьезным образом продвинуть бренд «Валенсии» по всему миру, особенно в азиатской его части. Но это невозможно сделать, если команда не будет каждый год играть в элите европейского футбола. Дорога в элиту стала очень длинной из-за фатальных кадровых ошибок самого владельца.

Представьте себе масштабы катастрофы, если «Валенсия», не способная обыграть дома последнюю команду чемпионата, вылетит во второй дивизион? Чего тут невозможного, мы становились свидетелями вылета «Сарагосы», «Вильярреала», «Бетиса» и даже «Атлетико». Во всех этих командах на момент вылета в составах можно было найти несколько очень хороших игроков.

Если это произойдет, не только в урну полетит красиво нарисованный план о завоевании Вселенной за пятилетку, но и имя Питера Лима будет дописано в список всех остальных иностранных инвесторов, которых в Испании так любят и чтят: Дмитрий Питерман, Али Сайед, Абдулла Аль Тани и тот бразильский официант, что прикинулся шейхом перед президентом «Хетафе».

Фото: instagram.com/kimlimhl; valenciacf.com; Gettyimages.ru/Manuel Queimadelos Alonso; instagram.com/nuevo_mestalla