6 мин.

Разрушитель. Что уже натворил Тихонов, вернувшись в биатлон

Павел Копачев – о том, почему иногда нужно держать язык за зубами. Особенно когда не ведешь колючий блог, а работаешь куратором сборной России.

Александр Тихонов (в центре) с женой Марией Адольф и президентом СБР Александром Кравцовым

Это было ясно еще весной: Александр Тихонов в СБР, а потом и в сборной – бомба замедленного действия. Казалось, новый президент Союза биатлонистов, опытный чиновник Александр Кравцов обуздает нрав старого друга, настроит его на созидательную волну.

У Тихонова действительно есть свои плюсы – тонкое понимание спорта, старые связи в разных уголках России, СНГ и Европы, желание развивать летний биатлон, неуемная энергия.

Но Александр Иванович – импульсивный, отвыкший за последние 5 лет от минимального фильтра слов, – вернулся, чтобы не помогать, а управлять, вмешиваться, критиковать и наводить свои порядки.

Его не удовлетворила выборная должность – член Правления. Ему придумали новую – раз уж нет главного тренера (его назначали с июня, но так и не назначили), пусть будет «куратор сборной». Старт непростого постолимпийского сезона – жесткая рука может и пригодиться. Наверное, так и рассуждали в СБР. Правда, сам Тихонов сразу дал понять, что декабрем дело не ограничится. 

Не ограничатся, судя по всему, и выкрутасы Тихонова. Не о всех можно публично рассказать. Но очевидно – такого помощника русскому биатлону не надо.

1. Проиграл выборы президента IBU и со многими испортил отношения на конгрессе

Одна из трех шуб Александра Ивановича

Можно как угодно относиться к итогам голосования, но есть результат: Тихонов предсказуемо проиграл выборы бессменному президенту IBU Андерсу Бессебергу 11-33. Причем проиграл так, что за агитацию было стыдно (дело внутреннее, когда-нибудь кто-нибудь и расскажет).

Если бы не вмешательство министра спорта Мутко, который в последний момент настоял на том, чтобы Виктор Майгуров шел избираться первым вице-президентом (изначально СБР этого не хотел), то конгресс был бы проигран вчистую.

А так отголоски камбэка Тихонова, которого в IBU не жалуют: поражение Ханты-Мансийска от Кишинева в борьбе за конгресс-2016 и пролет Ивана Мелихова мимо техкома IBU.

Бессеберг, который не скрывает своей неприязни к Тихонову, еще летом давал понять: выдвижение его старого помощника – большая ошибка, которая обязательно аукнется. Но СБР для чего-то пошел напролом, выдвинул две кандидатуры от одной страны (пускай, даже формально это было возможно) и завел и без того непростые отношения с IBU в тупик.

Показывать свою принципиальность и осведомленность (в том числе, юридическую), безусловно, нужно: но имело ли смысл трясти «старыми» мускулами?

Что говорили: «То, что мне противостоял Тихонов, повлияло на решение переизбираться. Если бы были хорошие кандидаты, которые стали бы естественными преемниками, то я бы не выдвигал свою кандидатуру» (Андерс Бессеберг)

«Сложилось такое впечатление, что против меня и Минспорта, и Олимпийский комитет. Хотя в личной встрече тот же Виталий Мутко сказал, что меня поддерживает, но через какое-то время в прессе появилось другое интервью. Я так и не понял...Каждому на конгрессе дали по три минуты времени. Понимаете, три минуты на программу! Что можно рассказать?! Такое ощущение, что не президента, а дворника выбирали» (Александр Тихонов)

2. «Сдал» Александра Логинова

Александр Логинов летом – еще до объявления положительной допинг-пробы

Новость про положительную пробу Логинова была тайной всего лишь сутки. Даже меньше. Официальный сайт IBU до сих пор не назвал имена «залетных» биатлонистов. Официальный сайт СБР молчал. Молчали и многие журналисты, которые были в курсе.

Говорил только один: Александр Тихонов проболтался про Логинова «Спорт-Экспрессу», после чего молчать уже не было смысла. Буквально через полчаса после публикации фамилия Тихонова таинственно исчезла из заметки на сайте «СЭ», но для истории факт остался.

3. Продолжает критиковать тренеров и коллег

Виктор Майгуров (слева) и Владимир Барнашов (справа) – объекты критики

Любое интервью Тихонова – это поиск безграмотных, бездельников, бессовестных и безобразных. Когда Тихонов гулял в оппозиции, знакомые тирады никого не удивляли. Вернувшись в СБР, великий биатлонист не изменил себе:

Александр Тихонов: «Тренерский состав женской команды я бы поменял прямо сегодня»

Александр Тихонов: «Барнашов, к сожалению, остался вице-президентом. Хотя проку от него никакого»

Александр Тихонов: «Королькевич абсолютно не соответствует занимаемой должности»

Александр Тихонов: «Майгуров – не совсем подходящий человек на роль вице-президента IBU»

Все эти слова не имели бы смысла (ну говорит Тихонов и говорит, подумаешь), если бы не одно «но». К мнению Тихонова новый президент СБР прислушивается, его знаниям доверяет. Да и сам говорит иногда в похожем ключе:

Александр Кравцов: «Сказал Барнашову: «Докажи, что можешь работать, или у тебя останется право уйти и не путаться под ногами»

4. Не дает спокойно работать женской команде

Владимиру Королькевичу достается сейчас от Тихонова больше всех

Владимир Королькевич, наверное, был неправ, озвучив так рано свое решение «покинуть команду после сезона» (хотя точно так же поступали Ростовцев, Пихлер, Ульрих, Мюссиганг, Андресен etc). Но эмоции тренера женской сборной понятны – когда тебя регулярно критикует член правления СБР, близкий друг президента СБР, о какой спокойной работе может идти речь? 

Да и очевидно: задели Королькевича не слова Тихонова (их-то как раз можно было пропустить мимо ушей), а нечто другое. Ключевая фраза в итоговых эстерсундских интервью – «Нет доверия руководства». А «руководство» – это не только Тихонов. Понимаете?

Реакция президента СБР как будто продолжение слов Тихонова: «Не нравится Королькевичу работать в сборной, пусть придет ко мне и скажет». Мол, я-то его не назначал, достался от предшественника... Он и нужен только для того, чтобы в случае неудач, сделать крайним.

А теперь представьте, что все это читает команда, которой без лидеров в этом сезоне непросто: тренером недовольны, результаты уже не устраивают; после сезона, очевидно, придет новый тренер, к требованиям которого опять нужно привыкать...

Да и кто вообще в здравом уме пойдет работать в команду, где куратор 67-летний Тихонов, а 61-летний президент СБР не может/не хочет избавиться от назойливого помощника?

Словарь Тихонова. Сколько «безграмотных» в русском биатлоне?

Приложение Sports.ru о биатлоне для Android

Приложение Sports.ru о биатлоне для iOS

Фото: biathlonrus.com/Евгений Тумашов; РИА Новости/Алексей Филиппов; biathlonrus.com/Евгений Тумашов, Евгений Тумашов; biathlonrus.com