3 мин.

Забег от судьбы. Как Легков вытащил сборную к серебру Олимпиады

Вячеслав Самбур – об Александре Легкове, который за один эстафетный этап изменил не только ход гонки, но и собственную репутацию.

Теперь, конечно, кажется сумасшествием, что Александра Легкова в сегодняшнем эстафетном составе могло не быть. Причем не по теории вероятности в жанре «мало ли что», а вполне реально – руководство команды было готово принять такое решение. И оно, решение, было бы если и не абсолютно логичным, то, по крайней мере, объяснимым. Объяснимым Еленой Вяльбе, которая в Федерации лыжных гонок и президент, и главный тренер, и основной спикер.

У нее особенное отношение к самому харизматичному и именитому лыжнику страны (при всем уважении к титулам Никиты Крюкова Легков у нас ассоциируется с гладкими лыжами гораздо больше). Обойдемся без детсадовских формулировок «любит-не любит», это совсем не вопрос любви. Вяльбе Саше просто не доверяет – иногда не доверяет флегматично, иногда раздраженно, иногда почти по-хамски.

Основания у нее есть (или были) – и довольно веские. В дни больших олимпийских успехов спортом начинают интересоваться люди разной степени «включенности», поэтому для них наверняка станет открытием вот что.

1) Легков несколько лет тренируется не в составе сборной России, а в автономной мини-группе с Ильей Черноусовым под командованием пары иностранцев.

2) Олимпийский скиатлон недельной давности Легков проиграл не только сегодняшнему финишеру Вылегжанину, но и как раз Черноусову. Так возник формальный повод оставить Сашу без коньковой части эстафеты, при том, что пара на «классику» определялась без него.

3) К 30 годам Легков не выиграл ни одной личной медали чемпионатов мира и Олимпиады. Да-да, берсеркер, раздавивший только что эстафетный караван на третьем этапе, за пять чемпионатов мира и две предыдущих Олимпиады не зацепил даже бронзу.

Что это могло означать для Вяльбе? Подготовка Саши, во-первых, не под контролем. Во-вторых, за долгие годы в сборной он не научился побеждать или хотя бы быть в призерах в конкретный момент, на заказ. Больше того, проваленные эстафеты за ним тоже имеются, но разве сейчас о них?

Легкова включили в состав. Все-таки осмелились – хотя альтернатива ему была. Находясь вдалеке от Сочи, сложно предполагать, тяжелым ли было решение. Если да – это киношная история о большом доверии. Если нет – просто о рассудительности, которая заслонила личные отношения. Мы видели много «легковоцентричных» гонок, которые хочется забыть.

Теперь вот завелась и эстафета Легкова, которую хочется вспоминать, тем более, что через годы ее можно будет вспоминать не за одну лишь серебряную медаль. Те, кто видел гонку, не забудут, как панически оглядывался лидировавший швед, как даже на спусках захлебывался норвежец, как пластался измученный финн и как по-паучьи, короткими взмахами взбирался в горки Легков. Судьба неудачника за ним, как и все соперники, откровенно не поспевала. Неудачники на такое не способны.

Первая эстафетная медаль для российских мужиков за 26 лет – тут не опасаешься переборщить с пафосом, пускай будет. Впереди марафон и единственное, что хочется пожелать на него Легкову, – не угодить в очередную карусель приключений. Остальное Саша сделает сам.

Александр Легков: «Последние 500 метров – крик души»

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов