7 мин.

Что Путин должен знать о русском хоккее

Вы спросите, зачем здесь это нужно и будете правы. Но нельзя больше оставаться равнодушным к тому, что происходит в хоккее с мячом.

Вы знаете, благодаря Исполкому ФХМР два вида хоккея будут стремится к похожим формулам регулярного чемпионата – много-много бесполезных игр, а затем в плей-офф две-три команды выяснят, кому же какие медали примерить. Было решено, что нынче команды чемпионата России по хоккею с мячом будут проводить вдвое больше матчей. Причем, игры будут спаренными. Вы знаете какие-нибудь аналоги этой системы?

Вы можете спросить любого болельщика русского хоккея, и он скажет вам, что он ненавидит в спорте больше всего. Это Федерация Хоккея с Мячом России и все, что с ней связано. Каждый процесс, происходящий в этой организации, каждый принятый шаг подвергается немедленной критике. Может, настала пора послушать народ? Ну не могут десятки тысяч людей, среди которых и заслуженные ветераны спорта, так сильно заблуждаться в своих мнениях.

Из года в год в ФХМР одни и те же люди принимают странные решения.

Профессиональных клубов в стране становится все меньше. По новому регламенту клубы Суперлиги делают стартовый взнос в казну федерации – 6 миллионов рублей. Якобы на организацию чемпионата. Как его организовывают, можно прочитать здесь. Между тем, за первое место команда не получает никаких призовых средств. Пока неизвестно, куда растворились почти 70 млн рублей на организацию чемпионата сезона 2015/16. Как уверяют в ФХМР, это расходится на сборные различных возрастов, оплату работы судейства всероссийских соревнований и содержание аппарата ФХМР. Но. Какое отношение клубы имеют и к сборным, и к аппарату ФХМР?

Красноярский край содержит Енисей. Иркутская область – Байкал-Энергию. Хабаровский край – СКА. Это сумасшедшие бюджеты без единого намека на окупаемость. Зачем руководители субъектов оплачивают это сомнительного качества шоу? Возможно, это часть предвыборной программы «Я поддерживаю спорт и ЗОЖ». Возможно, это проверенная отечественным спортом схема построить очередную виллу на Канарах. Возможно, кто-то из губернаторов действительно желает прославить субъект на всю Россию-матушку. Так или иначе, деньги налогоплательщиков уходят на зарплаты хоккеистов.

Вышеупомянутые субъекты средств не жалеют. В Кемерово и Архангельске вкладывают умеренно. А вот в том же Первоуральске, Кирове или Новосибирске (где в придачу есть немало других видов спорта) власти откровенно жмутся. Как результат – этим командам за счастье попасть в первую восьмерку. Кому-то на этой планете интересно смотреть чемпионат без интриги? Выше бюджет – выше место. Причем, можно расставлять математическими способами и еще до начала чемпионата. Вероятность ошибиться нулевая. По крайней мере, последние лет десять.

В Нижнем Новгороде есть команда Старт, она провела довольно посредственный сезон. Впрочем, со своим средним бюджетом заняла в целом свое седьмое место. Есть там в составе один нападающий, который внес сумасшедший вклад в этот результат. Но игровой свитер с фамилией Почкунов болельщик Старта или какой-либо другой человек получит только в случае, если сам закажет его где-нибудь в Санкт-Петербурге или Москве.

Конечно, доходы от продажи сувенирной продукции не покрыли и десятой части расходов клуба Суперлиги. Но это не значит, что болельщиков не надо радовать. Более того, люди готовы за это платить? иногда даже хорошие деньги. Спрос есть. Нет предложения. Потому что все равно.

Лучшая сейчас арена в России для хоккея с мячом находится в Хабаровске. И была она построена к Чемпионату Мира. С той же целью были построены крытые арены в Кемерово и в Ульяновске. Динамо до сих пор ютится в Крылатском, откуда москвичей периодически выгоняют. О каком развитии спорта можно вести речь, если в России находится три комфортных арены для игроков и только одна для болельщиков? Об удобстве просмотра на «Волга-Спорт-Арене» в Ульяновске» уже сложены легенды.

Стадион «Труд» в Архангельске построен в 1974 году. Возможно, это не самый древний объект, на котором играет команда Суперлиги. С советских времен в нем мало что изменилось, если не считать внутренней отделки помещения. И здесь вряд ли что-то изменится, если только Архангельску не доверят провести чемпионат мира. Еще веселее картина в Первоуральске, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Посещать устаревшие объекты без какой-либо инфраструктуры 21 века станут только ну очень большие любители хоккея с мячом. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость матчей Чемпионата России среди команд Cуперлиги сократилась по стране почти на 120 тысяч (с 538412 зрителей в сезоне 2014-2015 гг.. до 420166 в сезоне 2015-2016 гг..).

Без комментариев. Без комментариев. Без комментариев. Раз за разом после матчей говорят тренера, руководители клубов, игроки. Правильно, потому что комментировать судейство каким-либо образом запрещено регламентом. Губернатор не собирается платить немаленькие штрафы за излишнюю болтливость работников клуба. А карман работников клуба не настолько широкий, чтобы три-четыре раза в сезон говорить об ошибках арбитров.

И ладно бы просто ошибках. Для полной картины судейства в чемпионате России достаточно посмотреть пятый матч полуфинальной серии между СКА и Байкал-Энергией. Поверьте, вы получите полное представление о судействе даже если просто заглянете в протокол здесь. Там вы увидите восемь удалений СКА с 60 по 90 минуту, в которые Байкал забил три решающих мяча. Из 1:1 стало 4:1.

 Армейцы Хабаровска летом 2015 года провели бешенную трансферную политику. На их фоне Манчестер Сити и ПСЖ тратят копейки (если сопоставить расходы футбола и хоккея с мячом). СКА собрал по именам лучших игроков России и Швеции. Однако, все было перечеркнуто в полуфинале по одному простому принципу. Хотите играть в финале? «Подружитесь» с ФХМР. Желательно лично с президентом федерации. И тогда… И только тогда у вас не будет проблем с судейским корпусом, регламентом и штрафами. Губернатор Хабаровского края, похоже, предпочел вкладывать средства в игроков, а не в дружбу с ФХМР. То ли дело губернатор Иркутской области. Вот он – правильный мужик по версии федерации.

В клубе Водник все нити игры находятся в руках хоккеистов, которые старше 37 лет, а в рамке 40-летний воротчик творит чудеса. В клубе Динамо из Москвы двум главным звездам совместно 78 лет. В чемпионском Енисее, когда дело доходит до решающих игр, за дело берется 35-летний Ломанов. Не спешат делать ставку на молодых в Первоуральске, Иркутске и Хабаровске. А это добрая половина команд Суперлиги.

Из каких же ребят состоит сборная России? Этакий клуб по интересам для тех, кому за 30. И тем не менее, эти ребята четыре раза выиграли последние четыре Чемпионата Мира. На радость ФХМР, которые в своих отчетах говорят о сумасшедшей работе на благо отечественного спорта. Сколько еще сборная будет выезжать на одних и тех же фамилиях?

Или Борис Иванович Скрынник – президент ФХМР. Президент FIB – международной федерации. Одним словом, царь. Хоккей с мячом в России – полностью его хозяйство. И все, что здесь происходит, в его власти. Начиная от совещаний Исполкома ФХМР по телефону заканчивая назначением судей и организацией видеотрансляций (прочитать здесь). Если Джон Роберт Толкин где-то и увидел бы Мордор в 21 веке, то это была бы ФХМР со своим президентом.

Конечно, вы скажете, что все это вилами по воде и разговоры без фактов. Вероятнее всего, так и скажут в следственном комитете в случае чего. Но, если хоть немного последовать логике, можно легко понять, что ФХМР – это организация по финансовым операциям с преследованием обогащения в крупных размерах в личных целях. Не стану ничего утверждать напрямую, но просто стоит подумать, как клуб Байкал-Энергия шел в финал чемпионата России.

Это не сводится к одной лишь полуфинальной серии. В регулярном чемпионате стоит посмотреть, как судили в Иркутске действующего чемпиона команду Енисей, а затем пресс-конференцию с участием заслуженного тренера Сергея Ивановича Ломанова. И я еще не вспоминаю то, почему именно Иркутск был выбран местом проведения Кубка России перед началом сезона 2015/16.

Никто не отрицает, что звонок был. О содержании разговора можно лишь только догадываться. Но раз уж внимание президента Путина было обращено на хоккей с мячом, в первую очередь самый главный в стране должен заинтересоваться именно этими фактами.

О детском хоккее здесь

Купить победу и медали ничего не стоит, если в команде есть пара-тройка состоятельных семей. Это показывает и турнир в Нижнем Новгороде, и в Казани несколькими месяцами позже. Спортивный принцип в хоккее с мячом убивается с самого начала карьерного пути игрока. Сами же ребята комментируют это следующим образом: «Ничего не знаю о других матчах, в наших вроде все было нормально».

Хоккейных школ, которые готовят кадры в Суперлигу практически не осталось. Чемпионский Красноярск, с натяжкой Кемерово. Что-то пробуют в Новосибирске и Казани, но молодые команды не могут зацепиться даже за десятку в чемпионате из 13-ти клубов. Выпускать молодежь – равносильно фразе «положить» на результат». Разница в классе между командами становится пугающей, а счета смешными. Наблюдать что-то вроде 10:1 или 12:3 приходится в половине матчей. И это как раз следствие того, что школы не готовят именно такие кадры, которые уже в 22-25 лет готовы создать конкуренцию 35-летним дядям, которые все повидали.

Русский хоккей – одно из самых красивых и скоростных действ в спорте. Неважно, происходит оно в крытых аренах или на стадионах под свежим воздухом. Это захватывающая игра советских времен, влюбившая в себя миллионы людей по всей стране. Но теперь народный по всем параметрам спорт окружают внешние и внутренние факторы, которые губят хоккей с мячом. Русский хоккей.

Не знаю, как будет выглядеть будущее вида спорта. Как долго он сможет просуществовать в нынешнем безобразном состоянии. Прогнило все: от детского спорта до президента федерации. Что Путин должен знать о русском хоккее? Этот спорт устарел и не двигается вперед. В чемпионате России нет интриги. Дух игры благодаря ФХМР здесь не стоит ничего.

Потому что все куплено (с).