4 мин.

История русского футбола. «Рубин»

За полтора года до того, как Хосеп Гвардиола встретил Жозе Моуринью, ему пришлось столкнуться с Курбаном Бердыевым. Молчаливый тренер в спортивном костюме, угрюмо смотрящий из-под козырька бейсболки и перебирающий четки, сделал «Рубин» чемпионом России в 2008-м и 2009-м, а между двумя титулами умудрился обыграть «Барселону» в Лиге чемпионов. Изуверский контратакующий футбол Бердыева не добавил «Рубину» болельщиков, зато позволил провинциальной команде обставить все московские клубы – по количеству трофеев за последние пять лет с Казанью может соперничать только Санкт-Петербург.

Роман Шаронов, капитан «Рубина»

Первое впечатление от Курбана Бердыева, если брать человеческие качества, это его замкнутость. Очень он закрытый человек. А что касается непосредственно футбола – до мозга костей профессионал. В неформальной обстановке я пересекался с ним лишь однажды, когда у меня была травма. Впервые увидил Бердыева совершенно другим человеком, который смеется, шутит. Но вообще у меня такое ощущение, что он постоянно в напряжении, постоянно думает про игру, и поэтому он такой, ну, закрепощенный, что ли, сконцентрированный, редко улыбающийся. Таким его все и воспринимают. Но я думаю, что это все связано с футболом, он считает, что вот так нужно к нему относиться. В 2003 году, когда мы завоевали бронзу, я помню, что мы использовали максимум голевых моментов, которые у нас были, и не пропускали – постоянно отбивались. В 2008-м и 2010-м мы опять играли в закрытый футбол, но вот в 2009-м забили вообще больше всех. А главное в «Рубине» последних лет – победа над «Барселоной», когда все узнали, что Казань – это не Казахстан.

Главное достижение Бердыева в масштабе российского футбола, на мой взгляд, заключается в том, что за короткий срок «Рубин» превратился из неизвестной команды, в которой футбола-то особенно не было, команды, стоявшей на грани развала, в уважаемый в Европе клуб. И заслуга в этом не только Курбана Бердыева, но и Камиля Исхакова, все-таки он первый решил возродить футбол в Казани. Когда все это началось, Бердыева еще не было в «Рубине», тренировали команду на рубуже нулевых и Ирхин, и Садырин, и Антихович. И возрождение команды было связано с именем Камиля.

Андрей Федоров, игрок «Рубина» в 2000-2008 годах, тренер молодежной команды

Когда Бердыев только пришел в «Рубин», стало больше организации вообще во всем, он сразу серьезно подошел к делу. Так получилось, что меня полгода, по сути, не было в команде, я был травмирован. Как следует я узнал его только в 2002-м, где-то в марте, когда уже вернулся после травмы. Бердыев сразу проявил профессиональный подход к делу и заразил этим подходом ребят. Тогда сразу была поставлена задача – выйти в премьер-лигу.

В 2003 году мы стали бронзовыми. Самое яркое впечатление того сезона – это полные трибуны стадиона в Казани. Когда я был футболистом, пустые трибуны не то чтобы сбивали настрой на игру, но совсем не добавляли эмоций. А когда на нас собирался целый стадион – для меня это был гигантский импульс. Это вообще одно из первых наших больших достижений – мы привлекли зрителя на трибуны.

Многим, может быть, не нравился тот футбол, в который мы играли, но он приносил результат. И большая заслуга Бердыева в том, что он убедил нас играть именно так, ребята поверили и мы продолжали гнуть свою линию – я имею ввиду строгую игру в обороне. У нас, кажется, так было всегда, что вот, дом строится от печки, и если у тебя надежный тыл, то все будет хорошо и в атаке. В «Рубине» эта тактика выстрелила.

Не буду спорить, огромная заслуга в двух чемпионствах «Рубина» – у республики Татарстан. Ее руководство очень активно обращает внимание на спорт, едва ли не на все виды (вот есть «Ак Барс», «УНИКС», волейбольное «Динамо-Казань»). Значение республики велико не только для «Рубина», но и для российского футбола. Сколько мы отвлекли подростков от улицы и сумели привить им спорт и здоровый образ жизни – это большое достижение Татарстана.

Я бы не сказал, что Бердыев закрытый человек. Все то, что вы видите – это ведь все касается работы, а в жизни он вполне общительный. Я же говорю, футбол он воспринимает очень профессионально, строго спрашивает за то, за что отвечает: вы вот знаете, что он в «Рубине» почти все сферы контролирует, ну если не вплотную всем занимается, то ничего не упускает из виду?

Что до закрытости… Но вот взять меня: мне не то чтобы не нравится интервью часто давать, ну просто не люблю, понимаете? Но Бердыев никогда не запрещал давать интервью, просто предупреждал футболистов: думайте, прежде чем говорить. Если говорить обо мне, то у меня тренер еще был в ферганском «Нефтчи», я запомнил его слова: когда начинает игрок много говорить, забывает, что надо еще и играть. Вот у Бердыева то же самое.

«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».