4 мин.

Фильм про бег на выходные: «Быстрее собственной тени» (1980)

Сразу напомню, что мой блог, прежде всего служит одной очень важной цели: я посвящаю свои забеги подопечным фонда «Жизнь как чудо». Если вдруг вам показалось, что мои записи интересны или вы просто хотите поддержать моё стремление с каждым забегом устанавливать хотя бы личный рекорд, поддержите меня любой, посильной суммой с помощью моей персональной страницы на сайте фонда. Все собранные средства пойдут на неотложные нужды подопечных фонда, а я в знак благодарности нанесу ваше имя на специальную майку, в которой побегу марафон-мейджор в Токио в феврале 2018 года.

Советский фильм «Быстрее собственной тени», судя по году съемок снимался аккурат к московской Олимпиаде. Удивительно, что при этом, в фильме нет бравурной однозначности, это советская экзистенциальная тоска, не сложившаяся любовь и интернацианальная дружба, несмотря на разные дорожки.

 

 

Название фильма взято из песни Александра Журбина на стихи Роберта Рождественского «Быстре собственной тени»:

Неподсчитанный раз я за собственной тенью бегу.

Я за тенью бегу, раскалённое солнце кляня.

Эту вечную тень я никак обогнать не могу,

Снова тень финиширует раньше меня...

 

Духота стадиона, орущие лица людей,

Оглушительно громко колотится сердце моё…

Тень обходит меня, вновь обходит меня моя тень,

Но откуда, скажите, тогда столько сил у неё?

 

Я за тенью бегу сквозь усталость, дожди и года.

Я за тенью бегу – мы соперники с нею давно.

Я её обгоню, хоть не ведаю, где и когда,

Я её обгоню, я её обгоню всё равно!

 

Я прибавлю ещё, я прибавлю – и время придёт:

Вновь мы с нею поспорим, мы выйдем один на один.

За три шага до финиша тень на траву упадёт,

И тогда я впервые поверю, что я победил.

Простой советский бегун Петр Королёв (особое внимание советую обращать на детали советского быта — рэп-сумку МС, модную оранжевую майку с синими трусами, болоневые ветровки, наушники, беговые номера, трогательно наклеенные на обои) мечтает побить рекорд Роберта Шмидта.

Роберт Шмидт — бегун из ГДР, чемпион на дистанции 5000 метров. Петр Королёв, естественно, мечтает обойти своего соперника. Но тренер в исполнении Александра Фатюшина сомневается в кондициях своего спортсмена, разбирая с ним технику немецкого соперника.

Первая попытка обойти Роберта оборачивается неудачей. Петр почти обходит его на дистанции, но видит, как тому ставит подножку злой бородатый англичанин. Совестский спортсмен возвращается к поверженному противнику, подаёт ему руку, но в итоге оба финишируют последними.

Благородство советского спортсмена становится поводом для партийного функционера дать огненное интервью про благородство советского спорта и поводом придумать для Королёва секретную тактику: в Москве тот должен стать не первым, его задача — вымотать восточногерманского спортсмена, чтобы у того не осталось сил на последний рывок. А рвать на последних метрах должен приятель Королёва по команде.

В фильме трогательный момент, когда Роберт приходит в номер к Петру, чтобы отблагодарить коллегу, но не тот, ни его тренер не говорят по-немецки. Тогда Роберт везет Петра к себе домой, где сестра его жены, оказывается, говорит по-русски, поскольку работает гидом в Потсдаме или каком-то другом замковом комплексе Восточной Германии, куда периодически наезжают туристические группы из Советского союза.

Здесь бы можно было развернуть крутую любовную линию, но советским спортсменам любовь только мешает. Хотя Королёв позволяет себе лирическую дрожь, видимо, в надежде, что она излечит его от неудачного романа на родине с девушкой из телевизора, фактически со звездой. Между гражданами СССР, как оказалось, любовь тоже иногда может не складываться. А если и складывается, то заканчивается безалкогольной свадьбой, которая вгоняет в тоску всех официантов, но зато дарит зрителям восхитетельный момент допинговой кухни Советского союза

Будучи несчастлив в любви, из-за которой Королёву приходится бегать марафоны на завтрак, Пётр срывает джек-пот на беговой дорожке. Финал фильма, разумеется, случается в Москве. И там под овации трибун главный герой, естественно, финиширует первым. Шмидт — второй, Мыльников, которого неоднозначный функционер хотел назначить чемпионом, — третий.

Под «нежную лирическую инструментальную композицию» микроавтобус RAF с советскими триумфаторами выезжают с осенней аллеии возле еще не реконструированного стадиона Лужники.

Справедливость торжествует.

Напомню, что если вам понравилась запись, то можно поддержать меня и помочь подопечным фонда «Жизнь как чудо». А не ограничиваться только плюсом.