7 мин.

Косторная намного ярче Трусовой: программы Алены – интересный клип, а у Саши одна интрига – сколько прыгнет четверных

Такое ощущение, что Трусова и Косторная перешли в разные версии «Ангелов Плющенко».

Речь не о физической форме, в которой находятся фигуристки: Саша сильна, Алена «помирает» (ее слова) в середине программы. И не о том, сколько громких заявлений каждая успела сделать между короткой и произвольной: Саша скромна, Алена заигрывает с бывшим тренером. И не о том, каким образом объясняется осветление волос («Новая жизнь – новая я», – сообщила Алена накануне).

Я только о впечатлении: в каких разных направлениях они движутся.

***

Косторная выиграла короткую, набрав чуть больше 78 баллов, после чего началась вечеринка: «Алену нагрибовали!» (кто не в курсе фигурного сленга – это означает, что неоправданно завысили баллы).

Люди, не совсем далекие от фигурного катания, не раз мне говорили: судьи на самом деле не ориентируются на цифру, на Х критериев, в которых еще Х критериев. Никто не оценивает прокат с лупой в духе «в подпункте 2.34 пункта 10 части 3 параграфа 4 правил ISU сказано, что...» Чаще всего ориентируются на примерную позицию. Понравилось – не понравилось. Кто и кого сегодня обыграл, хотя бы приблизительно. А 85 баллов или 125 – не имеет значения, особенно на внутреннем турнире.

Безусловно, это неправильно, что Косторной отплюсовали каскад, выполненный с ошибкой. Если и надо было вытягивать за старые заслуги или авансом в новом сезоне, то в другом элементе, но не там.

Но конечно же, если смотреть на ситуацию глобальнее – то во-первых, не падающая Косторная в короткой программе (без трикселя и с нечистым каскадом 3-3) должна обыгрывать Трусову (с ее теперь уже фирменным элементом – триксель-ойлер-степаут). Потому что это просто фигуристки разных классов. То же самое касается сопоставления Косторной и Хромых.

Хохот Косторной и Плющенко после проката: Евгений пошутил, прикрыв рот рукой, а потом Алена выпучила глаза от оценок

По цифрам может выйти что угодно, но невозможно взять и развидеть превосходство Алены над Сашей и Майей абсолютно каждую секунду программы: насколько заметны движения для набора скорости, каков прокат на одной ноге, какова плавность перехода из одного элемента в другой – между Косторной и Трусовой с Хромых разница не пара баллов, а с десяток лет.

И каждый сидящий за компьютером судья в курсе, что Алена далека от максимума. И даже до ее личного «далеко» другим не достать, возможно, никогда.

К слову, вот почему так много судьи прощали Стефану Ламбьелю. Сложно побороть это знание о классовом превосходстве; о том, что человек может лучше, а другие – пусть и с помощью лайфхаков в подпункте пункта части параграфа правил способны с ним конкурировать здесь и сейчас. Но ты точно знаешь, что не способны в принципе. Преступно ставить рядом Ламбьеля и Алексея Быченко.

И именно за счет этого Алена выиграла короткую. Правильно ли это? Такой же вопрос можно задать, осознавая, что ее короткая проиграла 4 балла абсолютно провальной короткой Щербаковой в Сызрани, а короткую Ани в Сочи с каскадом 3-2 победила всего на один балл. Правильно ли то, что Камила Валиева набирает 85+ за гениально поставленную, но не гениально исполненную программу без ультра-си? Правильно ли то, что люди прислоняются в вагоне метро к двери, на которой написано «не прислоняться»? Не знаю.

***

Мы слишком часто смотрим фигурное катание как гики – с этой морально-камертонной позой: а справедливо ли, что на выезде со второго прыжка судьи не понизили уровень, несмотря на скрежет коньков? Вся эта бюрократическая возня превращает фанатов фигурки в сотрудников МФЦ. Поэтому я хочу говорить исключительно о впечатлениях.

И вот здесь мы переходим к Трусовой, которая проиграла Алене короткую, но победила по сумме.

Уже не первый раз наблюдая за ее программами в этом сезоне, я ловлю себя на мысли: единственная эмоция, которую дарит Саша – от ее спортивной судьбы. Рекорды Гиннесса, первая девочка в истории со всеми четверными, «мне обещали подарить собаку за тройной аксель». Ужимки, волосы, самоирония, кожаный костюм на жеребьевке, ДРАКАРИС! – вспоминайте что угодно, лишь бы почувствовать хоть что-нибудь во время ее короткой (и, кстати, произвольной тоже).

Компоненты Трусовой при Плющенко сильнее за пределами льда, чем на льду. Не знаю, что находят сейчас в ее катании специалисты по глубоким ребрам. Я вижу кричащую банальность и единственную интригу: сколько прыжков она исполнит и сойдется ли потом дебет с кредитом. В принципе, за такой Трусовой можно наблюдать в текстовой трансляции – вы не так много потеряете. И здесь атака на нее – это скорее атака на «Ромео и Джульетту».

Ягудин о программе Трусовой под «Ромео и Джульетту»: «Заходы на четверные прыжки не дают возможности отыграть все, что заложено Шекспиром»

Нулевое попадание в образ. Нулевая интерпретация. Музыка, которая ассоциируется с кем угодно и с чем угодно, но не с Трусовой. Она объехала уже все фигурные арены мира. В рейтинге банальностей эта идея на второй строчке – между «Кармен» и «Крестным отцом».

Знаете, когда женщина не особо заводит, вспоминают бывшую? Я пару раз ловил себя на том, что во время произвольной Саши вспоминал «Игру Престолов».

При этом с Трусовой остались все те же проблемы – неготовность сделать чистую программу, множество беговых упражнений и скучноватое наполнение. Только, кажется, совсем исчез хотя бы намек на обаяние. Наверное, Саше подошло бы техно. Или хип-хоп. Что угодно, но не «Ромео и Джульетта».

И на фоне этого две очень вкусные программы Алены – про короткую уже сказали, давайте о произвольной. Музыка из кинофильма Тома Форда «Под покровом ночи» захватывает с первых секунд, цвет платья собирает все внимание на фигуре и затягивает в ожидание яркого и необычного.

Вы можете ругать Алену за то, что она откатала без трикселя или без двух трикселей, или что в произвольной программе есть движения из короткой, что выглядит не очень, или что Алена «не так легка, как обычно».

Давайте на минуту забудем, что это разговор о Косторной. Если бы речь шла о другом фигуристе в любой другой стране, кроме России, вы бы визжали от восторга, увидев эту произвольную. За нее носили бы на руках в Канаде, Штатах, Японии, Италии, Франции, а Каро Костнер назвала бы ее своим наследием.

Это произвольная, во время которой не надо придумывать, почему ты переживаешь за эту фигуристку – она производит впечатление сама.

И вот он контраст:

1) на одной стороне – интересный клип. Хоть ламповая Билли Айлиш и говорящие строчки you should see me in a crown, хоть незатертое, качественное сопровождение драмы с ярким оформлением и нагнетанием, хоть в конце концов осветление волос и витающее в воздухе ожидание чего-то большего, как ожидание весны;

2) а на другой – загадки. Что изменится в программе Трусовой, если я посмотрю ее без звука? Когда ей надоест хвастаться заходом с кантилевера? Настолько это выглядит трюкачеством, будто тренировки школьников на скейтбордах.

Такое ощущение, что они перешли к разным тренерам. У одной есть будущее, а другая пытается не упасть. Пока что выигрывает вторая – но какой смысл в этой победе, если после нее в ушах звучат строчки из песни Билли Айлиш про корону на голове другой девицы?

🎧 Новый подкаст: спорим, кто – Трусова или Косторная – больше приобрел после ухода от Тутберидзе?

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид